Курсовая с практикой на тему Исследование акцентуации характера, как фактора социальной дезадаптации педагогов через дисперсионный анализ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ДИСПЕРСИОННОГО АНАЛИЗА И ЕГО ВИДЫ 4
1.1Понятие дисперсионного анализа 4
1.2Виды дисперсионного анализа 7
ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА, КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ 9
2.1Понятие акцентуации характера 9
2.2 Виды акцентуаций характера 13
2.3 Социальная дезадаптация и ее факторы 18
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА, КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ 24
3.1 Организация исследования 24
3.2 Результаты исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Актуальность темы. В современных психолого-педагогических исследованиях возрастает роль математического аппарата, который рассматривается в аспекте системного синтеза гуманитарного (содержательного) и формально-логического подходов [2, 4, 5]. Особое место среди математических методов занимает дисперсионный анализ, предполагающий оценку влияния качественных признаков на количественные переменные. С помощью дисперсионного анализа изучается изменчивость признака (например, успешности обучения) под влиянием каких-либо управляемых факторов (различные методы обучения, стимулы, формы организации учебного процесса и т. д.). Наиболее интересным вариантом является многофакторный дисперсионный анализ, позволяющий не только учитывать влияние отдельных факторов на зависимую переменную, но и оценивать эффект их взаимодействия.
Алгоритм реализации дисперсионного анализа, предполагающий проверку гипотез о значимости влияния конкретных факторов на изучаемый признак, достаточно полно описан в специальной литературе. Формальная фиксация ее результата в виде принятия или отклонения нулевой гипотезы затруднений не вызывает.
Часто нулевая гипотеза формулируется так: различия в уровне результирующего признака между градациями факторов (разными условиями) не более выражены, чем случайные различия внутри каждой группы. Также считается, что основной целью дисперсионного анализа является изучение значимости различия между средними. В то же время иногда ошибочно полагают, что ее можно решить с помощью t-критерия Стьюдента путем множественных попарных сравнений однородных и разнородных групп. критерий при заданном уровне значимости t-критерия. Дело в том, что при сравнении многих групп эффект можно обнаружить случайно. При этом велика вероятность, что это художественный эффект.
Такие сравнения обеспечиваются однофакторным дисперсионным анализом. Дисперсионный анализ основан на предположении, что одни переменные можно рассматривать как причины (факторы, независимые переменные), а другие — как следствия (зависимые переменные). Независимые переменные иногда называют регулируемыми факторами именно потому, что в эксперименте исследователь имеет возможность варьировать их и анализировать полученный результат. Если фактор не рассматривается в экспериментальных условиях, то возникает проблема обоснования причинно-следственных связей. Такое обоснование, очевидно, осуществляется на основе используемой исследователем теоретической концепции.
Целью данной работы является изучение акцентуации характера, как фактора социальной дезадаптации педагогов через дисперсионный анализ.
Объект исследования: развитие фактора социальной дезадаптации педагогов через дисперсионный анализ.
Предмет исследования: Исследование акцентуации характера, как фактора социальной дезадаптации педагогов через дисперсионный анализ.
Гипотеза исследования: Социальная дезадаптация определяет психологическое содержание акцентуаций характера и выступает основанием для их классификации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психологическое содержание понятия «акцентуация характера» и обосновать структуру акцентуаций характера.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование выраженности социальной дезадаптации в различных типах акцентуаций характера.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
На основе теоретического исследования мы пришли к выводу о том, что:
Цель дисперсионного анализа — исследование наличия или отсутствия существенного влияния какого-либо качественного или количественного фактора на изменения исследуемого результативного признака.
Минимальное число классов градации (групп) — два. Классы градации могут быть качественными либо количественными.
Дисперсионный анализ — почти универсальный метод проверки различий в группах. При дисперсионном анализе исследуется отношение двух дисперсий. Дисперсия, как мы знаем — характеристика рассеивания данных вокруг среднего значения. Первая — дисперсия, объяснённая влиянием фактора, которая характеризует рассеивание значений между градациями фактора (группами) вокруг средней всех данных. Вторая — необъяснённая дисперсия, которая характеризует рассеивание данных внутри градаций (групп) вокруг средних значений самих групп. Первую дисперсию можно назвать межгрупповой, а вторую — внутригрупповой. Отношение этих дисперсий называется фактическим отношением Фишера и сравнивается с критическим значением отношения Фишера.
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.
На основе изложенных выше результатов эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
Для современных студентов-педагогов высших и средних учебных заведений характерен средний уровень социальной дезадаптации, причем у студентов вузов он существенно выше, чем профессиональных училищ.
У около трети студентов-педагогов отсутствуют выраженные акцентуации характера, однако у 65% они имеются: чаще всего проявляется от одной до трех, а у незначительной части – от четырех до восьми типов акцентуаций характера. Приведенные выше данные позволяют говорить о том, что значительная часть студентов-педагогов высших и средних учебных заведений могут испытывать проблемы в общении и обучении и нуждаться в психологической помощи, а в будущем – испытывать проблемы в выполнении своих профессиональных обязанностей, поскольку они относятся к педагогическим профессиям.
Наиболее выраженными проявлениями акцентуаций характера педагогов является гипертимный тип, наименее выраженным – тревожный у мужчин дистимичен у женщин. Выявлены существенные отличия в следующих типах акцентуаций: эмотивном, щепетильном, циклотическом, демонстративном: их проявления выше у женщин, чем у мужчин.
Выявлена отрицательная связь социальной дезадаптации с эмотивной, а положительная с педантичной, демонстративной; возбуждающим и дистимическим типами акцентуации, что позволяет говорить о том, что лица с эмотивным типом акцентуации менее стрессоустойчивы, а с педантичным, демонстративным; возбуждающим и дистимическим типами акцентуаций являются более стрессоустойчивыми по сравнению с другими студентами-педагогами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ДИСПЕРСИОННОГО АНАЛИЗА И ЕГО ВИДЫ
1.1Понятие дисперсионного анализа
Дисперсионный анализ (ANOVA ) представляет собой статистический способ анализа результатов, зависящих от качественных признаков.
Каждый фактор может быть дискретной или непрерывной, случайной переменной, разделяемой на несколько постоянных уровней (градаций, интервалов). Если количество измерений (проб, данных) во всех уровнях каждого из факторов одинаково, то дисперсионный анализ называют равномерным, иначе неравномерным.
В основе дисперсионного анализа есть следующий принцип (факт по математической статистике): если на случайную величину действуют взаимно независимые факторы A, B, …, то общая дисперсия равна сумме дисперсий, обусловленных действием каждого из факторов [11,c.90].
В любом эксперименте средние значения изучаемых величин изменяются в связи с изменением основных (количественных и качественных) факторов, определяющих условия опыта, а также и случайных факторов. Исследование влияния тех или иных факторов на изменчивость средних является задачей дисперсионного анализа.
Дисперсионный анализ аддитивности дисперсии случайной величины, что обусловлено действием независимых факторов. В зависимости от числа источников дисперсии различают однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ.
Дисперсионный анализ особенно эффективен при изучении нескольких факторов. При классическом методе изучение изменяют только один фактор, а остальные оставляют постоянными. При этом для каждого фактора производится своя серия наблюдений, не используемая при изучении других факторов. не считая того, при таком способе исследований не удается найти взаимодействие факторов при одновременном их изменении. При дисперсионном анализе каждое наблюдение служит для одновременной оценки всех факторов и взаимодействия.
Дисперсионный анализ состоит в выделении и оценке отдельных факторов, вызывающих изменение исследуемой случайной величины. При этом производится расписание суммарной выборочной дисперсии на составляющие, обусловленные независимыми факторами. Каждая из этих составляющих представляет собой оценку дисперсии генеральной совокупности. Чтобы дать оценку действенности влияния данного фактора, необходимо оценить значимость соответствующей выборочной дисперсии по сравнению с дисперсией воспроизведения, обусловленной случайными факторами. Проверку значимости оценок дисперсии проводят с помощью критерия Фишера.
Когда расчетное значение критерия Фишера окажется меньше табличного, то влияние изучаемого фактора не имеет оснований считать значимым. Если же расчетное значение критерия Фишера окажется больше табличного, то этот фактор влияет на изменения средних. В дальнейшем мы считаем, что выполняются следующие предположения [3,c.163]:
Случайные ошибки наблюдений имеют обычное распределение.
Факторы влияют только на изменение средних значений, а дисперсия наблюдений остается неизменной.
Факторы, рассматриваемые в дисперсионном анализе, бывают трех родов:
со случайными уровнями, когда выбор уровней происходит из безграничной совокупности возможных уровней и сопровождается рандомизацией и уровни выбираются случайным образом;
с фиксированными уровнями;
смешанного типа – часть факторов рассматривается на фиксированных уровнях, но уровни остальных выбираются случайным образом.
Дисперсионный анализ применяется в разных формах в зависимости от структуры исследуемого объекта; Выбор подходящей формы является одной из основных трудностей в практическом применении анализа.