Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование сравнительного анализа в процессе изучения драматических произведений в старших классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Научно-методические аспекты изучения драматических произведений в старших классах 6
1.1. Особенности изучения драматических произведений 6
1.2. Сравнительный анализ как прием в изучении драматических произведений в старших классах 10
Глава 2. Сравнительный анализ, особенности его использования в процессе изучения драматических произведений 13
2.1. Педагогические методы и приёмы изучения драматических произведений 13
2.2. Сравнительный анализ и его использование на уроках по изучению драматических произведений 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27

 

  

Введение:

 

Важность и актуальность обращения к драматическим произведениям на уроках литературы, необходимость изучения этого сложного, имеющего двойственную природу рода литературы во многом обусловлены все более нарастающим интересом нынешнего театра к постановке классических произведений в новых, современных интерпретациях.
Очень важно, чтобы современный зритель был готов не только увидеть за толкованием режиссёра незримое присутствие самого драматурга, не только был готов отделить главное от второстепенного, но и смог получить реальное удовольствие от соприкосновения с новой, неожиданной разработкой знакомого сюжета. С учётом сказанного основная задача учителя-словесника заключается в том, чтобы стать проводником в современном мире театра и научить школьников объективно постигать авторский замысел [см.: Лоскутова, 2016, с. 24].
Драматургия – это род художественной литературы, который показывает действия персонажей в конфликтных ситуациях, где действие наталкивается на противодействие.
Определение Аристотелем драмы как «воспроизведение уважительного и завершённого действия не рассказом, а действием, через сострадание и страх приводит к очищению подобных переживаний».
Драматическое в искусстве – образное воплощение противоречий действительности, связанных с общественным и личным бытием человека; форма эмоционально-духовного постижения и толкование этих противоречий в свете эстетического идеала, который исторически развивается.
Взаимодействие эпоса, лирики и драмы в историческом процессе продолжения искусства (эпос в основе античной на классицистической трагедии; стихотворные пьесы драматические поэмы и поэтические драмы, «романного мышления» в драматургии, инсценировки прозы и поэзии в сценической практике XX -XXI века, «эпический» театр Б. Брехта. Различное качество и толкование времени в драме. эпохе и лирике. в драме события происходят в «режиме реального времени».
Предмет драмы – отношения между людьми в сложных ситуациях, возникающих под давлением обстоятельств, в сплетении и противопоставлении желаний и целей, позиций и характеров, событий и общественных сил [см.: Аль, 1988, с. 33].
Неудовлетворённость положением, сложившимся стремлением к его изменению – стимулы действия героев. Сдвиг, кризисы, изломы во взаимоотношениях персонажей, альтернативные ситуации, которые сменяют друг друга, требуют выбора линии поведения – главные особенности действия в драме, определяют её структуру.
Драматургия – как искусство кризисов.
Основные особенности драматургии: предназначение для постановки на сцене, развёрнутый конфликт, диалогическая форма, преимущественно опосредованное авторское присутствие, раскрытие характеров в драматическом действии.
В связи с этим мы разработали следующий аппарат исследования:
Цель исследования – проанализировать особенности использования сравнительного анализа в процессе изучения драматических произведений в старших классах.
Объект: научно-методические аспекты изучения драматических произведений в старших классах.
Предмет: сравнительный анализ, особенности его использования в процессе изучения драматических произведений.
Задачи:
— изучить и описать особенности изучения драматических произведений;
— рассмотреть сравнительный анализ как приём в изучении драматических произведений в старших классах;
— проанализировать педагогические методы и приёмы изучения драматических произведений ;
— охарактеризовать сравнительный анализ и его использование на уроках по изучению драматических произведений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Работа с драматическими произведениями, едва ли не самый активный способом общения с искусством слова. Это обусловлено тем, что, как писал Гоголь, «пьеса живёт только на сцене», а затем читатель вынужден постоянно с помощью своего воображения дорисовывать, «достраивать» текст драматургического произведения теми картинами, которые в театральной постановке зритель имеет возможность наблюдать в интерпретации актёрского коллектива.
Специфичность драмы проявляется также и в том, что позиция автора, даже по сравнению с эпическим произведением, есть менее очевидной и более скрытой за репликами персонажей. А парадоксом в этой ситуации является то, что очень часто драматургические произведения трактуются так однозначно, что перед нами постает инструкция, которая уже по самому своему определению не может предусматривать двусмысленного или, тем более, многозначного толкования.
Сравнительный анализ произведений реализуется через приём сравнения и сопоставления литературных факторов. Сравнение образов позволяет раскрыть своеобразие сопоставляемых произведений, героев, конфликтов и отношений между ними.
Сравнительный метод применительно к сравниваемым объектам пользуется принципами соотнесения, взаимного дополнения, установления связей. Сопоставление разных объектов способствует лучшему пониманию качеств каждого из сравниваемых объектов.
Эффективность сравнения будет предопределяться предварительным анализом каждого из сопоставляемых явлений на содержательном уровне. В противном случае просто не окажется материала для сравнений. Возможен анализ сравниваемых явлений, при котором «попутно» выявляются качества и особенности каждого из них. Такого рода совокупный анализ очень эффективен и привлекает внимание учащихся, однако и в этом случае первоначальной основой для сопоставления оказывается рассмотрение индивидуальных свойств каждого из явлений.
Установление сходства и отличий литературных явлений не является само по себе исключительной целью сопоставительного анализа. Это сопоставление должно, с одной стороны, стать ключом к более глубокому пониманию идейно-эстетической сущности каждого из сопоставляемых литературных явлений или фактов, а с другой – способствовать пониманию их сходства и своеобразия.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ

1.1. Особенности изучения драматических произведений

Педагог должен постоянно заботиться о том, чтобы ученики смогли почувствовать неумирающую ценность тех драматических произведений, которые они изучают, их значений для того времени.
Это является центральной задачей, которая реализуется на всех этапах изучения того или иного произведения.
При изучении на уроках литературы драмы всё наше внимание должно быть обращено на особенности, которые характеризуя её как специфическую литературную форма (пьесу), одновременно свидетельствуют о её специальности, т.е. потенциальной возможности сценического воплощения. Особую роль при этом играет воображение, условия большей самостоятельности и большей ответственности, за правильность восприятия и понимания текста, чем при чтении, повествовательной литературы: автор не руководит читателем [см.: Костелинец, 1976, с. 100-104].
Автор сталкивает читателя с группами персонажей, находящихся в определённой социально-бытовой среде, переживающих тот или иной комплекс чувствований, установившиеся связи, и втянутые в необратимо развивающийся конфликт, взрывающий и преображающий все внешние и внутренние обстоятельства действия, все, как некий момент «равновесия» и покоя, который дан в экспозиции пьесы.
Учителю важно найти наиболее эффективные пути изучения драмы на уроках литературы, чтобы донести до учеников самые характерные её особенности и средства, которые сознают живые пластически-выразительные человеческие характеры.
При изучении драматических произведений осуществляются как общие задачи по воспитанию и развитию учащихся, которые стоят перед любым уроком литературы, и в то же время осуществляет и специальные задачи, которые продиктованы природой драмы.
Общие задачи:
• показать, порождением какой эпохи это произведение является;
• как личность автора отразилась в художественном произведении;
• усвоить определённые нравственные понятия.
Специальные задачи:
• увидеть мысленно пьесу на сцене, обстановку, персонажи;
• войти в образ, представить себя на месте героя, почувствовать себя режиссёром или актёром;
• осмыслить актёрские трактовки роли;
• составить режиссёрские комментарии.
Многие методисты и некоторые учителя, для того чтобы реализовать своеобразие художественной организации драмы в условиях урока, настойчиво рекомендуют воспроизводить во время чтения и анализ драмы сценический образы, игру актёра или отдельные мизансцены.
Л.С.Троицкий говорил о том, что «первым условием анализа драматического произведения будет воссоздаваться в сознании учеников, в их воображении спектакля, и такого спектакля, который автор признал бы своим». Он предлагал ученика рассказывать о работе актёров, которые дали не только яркие, но и созвучные автору образы, и при этом считал, что «проработать Островского, не привлекая материала, рисующего игру Садовского, Мартынова или Васильева, – нельзя» [см.: Аникст, 1967, с. 18].
В эпических произведениях характеры действующих лиц раскрывают через авторский рассказ и, в отличии от драматических произведений, авторским характеристикам принадлежит особая роль. Писатель, характеризуя характер героев, помогает читателям понять причины счастья или горя персонажа.
Для пьесы характерна диалогическая речь изложения, содержание драматического произведения читатель воспринимает на основе диалогов, то есть разговоров между двумя, тремя или более героями пьесы, а также с монологов-размышлений действующих лиц.
В основном, в драматических произведениях писатели изображают человека в острейших жизненных ситуациях.
Конфликт, что лежит в основе сюжета пьесы, имеет социальный, психологический или бытовой характер. Им обусловливают развитие сюжета, поступки героев произведения.
Раскрывая конфликты произведения, учащиеся осознают характеры действующих лиц, их нравственные качества и жизненные позиции. Поэтому учителя-словесники анализ драматического произведения нередко начинают с выяснения конфликта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы