Курсовая с практикой на тему Использование сказок в психологическом консультировании
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты психологического консультирования. 5
1.1. Особенности современного консультирования. 5
1.2. Сказкотерапия как метод психологического
консультирования. 6
Глава 2.
Анализ использования сказок в психологическом консультировании 15
2.1. Использования сказок для индивидуального
психологического консультирования. 15
2.2. Техники сказкотерапии в психологическом
консультировании. 16
Заключение. 19
Список используемой литературы 21
Введение:
Актуальность работы. В
отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеева, С.А. Черняева, А.В. Гнездилов. Ими собран и обработан
огромный сказочно – метафорический материал, как авторских, так и дидактических
сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и
педагогами в учебно-воспитательном процессе.
Сказкотерапия
действительно является многогранным методом, востребованным не только в
психологии, но и в других областях жизни, используемый как самостоятельный метод,
так и как техника в других методах консультирования.
С методологической точки зрения, сказкотерапия
является направлением практической психологии, которое использует как основной
инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно
отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира клиента и дать
возможность «встретиться» с ним в «безопасной» форме, либо с целью еще более
глубинного познания своей личности клиентом, либо даже с целью коррекции
нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни.
Существуют
разные способы ведения сказкотерапевтической сессии. Это может быть обсуждение
с клиентом выбранной им «любимой» сказки; написание собственной сказки клиентом
и дальнейшее обсуждение ее со сказкотерапевтом; инсценировка сказки (как
актерская, так и кукольная), арт-терапевтическая работа по мотивам той или иной
сказки; песочная сказкотерапия и многое другое.
Объект исследования
– процесс использования сказок в психологическом консультировании.
Предмет исследования – психологическое консультирование.
Цель исследования
– изучить особенности использования сказок в психологическом консультировании.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть особенности
современного консультирования;
2.
изучить сказкотерапию как метод психологического консультирования;
3.
проанализировать особенности использования сказок для индивидуального
психологического консультирования;
4.
проанализировать техники сказкотерапии в
психологическом консультировании.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод,
что психологическое консультирование является сравнительно недавней
сформировавшейся областью культуры, в то время, как естественные способы
самопомощи имели место быть всегда.
Кроме этого, традиционные методы
психологического консультирования были заимствованы из западной психологии и,
потому, являясь ориентированными по большей мере на культурные стереотипы
западного общества, не берут в учет ментальность русского клиента (этническое
разнообразие, многонациональный состав населения, неравномерность
социально-экономического развития разных регионов). Потому консультанту важно
учитывать особенности психологии современного клиента.
Сказкотерапия – это один из наименее травмоопасных
и наиболее безболезненных способов психотерапии.
Возможно, потому, что именно с
помощью сказок (или под их влиянием) формируется жизненный сценарий и,
соответственно, с помощью сказки можно проходить переосмысление, трансформацию
и преображение внутреннего и внешнего мира, осмысление своего прошлого и
моделирование лучшего будущего.
Сказки – это кладезь мудрости,
самобытности народа, усваиваемые ребенком в процессе его развития. Классики
психологии издавна обращались к анализу сказок. Карл Юнг заметил, что персонажи
сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и
поведение личности.
Другой известный психолог Эрик Берн
указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.
На этом построена работа
психолога-сказкотерапевта. И задача, которую он ставит перед собой, обычно не
столько объяснительная, сколько помогающая. Важно, конечно, как сформировался
жизненный сценарий, в какие тупики он заводит человека, но еще важнее, чтобы
человек сумел выйти из своих тупиков и пойти к своей подлинности – к жизни
осмысленной и радующей, наполненной общением и чувством свободы.
Разумеется, любой
психотерапевтический подход сам по себе не идеален. Иногда клиент не хочет или
по каким-то причинам не готов сразу погружаться в мир творчества, фантазии,
совершенно не связанный с его реальной жизнью. В этом случае сказкотерапия на
начальном этапе будет не эффективна, вызвав, возможно, даже сопротивление
клиента относительно дальнейшей работы.
При сильно развитом логическом
мышлении этот метод может и вовсе не подойти.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
психологического консультирования
1.1. Особенности современного консультирования Консультирование в психологии
является особой, недавно возникшей культурной практикой.
Консультация проводится специалистом
и включает приемы, которые не всегда общедоступны.
Как правило, используются ментальные
техники, основанные на самоосознании, рефлексии, погружении во внутренний мир.
Взаимодействие клиента и психолога ограничено специально созданным хронотопом и
рамками задаваемых клиентом тем; при этом общение обычно асимметрично, а роли
жестко определены.
Оба участника осознают, что работают
они для удовлетворения клиентского запроса, и располагают представлениями о
признаках решения проблемы.
В общении консультант привлекателен
для клиента не сам по себе, а благодаря своей роли, и потому в консультативном
общении часто присутствуют проекции и переносы с персон значимых для клиента
людей, искусственное моделирование реальных отношений, на которые затем и
должны распространиться новые навыки [9, с. 30].
Консультация по сравнению с
повседневной жизнью отличается более высоким темпом приобретения опыта, однако
этот опыт формируется в искусственных условиях безоценочного отношения со стороны
консультанта, не подразумевает реального средового ответа и потому не отражает
противоречивости жизни.
Нередко для повышения эффективности
воздействия на консультации снимаются моральные ограничения, присутствующие в
реальной жизни [17, с. 34]:
— если в жизни человек справляется с
(часто заслуженным им) чувством вины через покаяние или отработку своего
проступка, то в рамках консультации он может искусственно освобождаться от
дискомфортного переживания, не получая естественного жизненного опыта;
— если в жизни человек испытывает
противоречивые чувства к пожилым родителям, но заботится о них, то на
консультации эти переживания часто уплощаются, и отношения начинают
рассматриваться как зависимость, от которой невредно освободиться.
Таким образом, консультативная
ситуация является более простой и однозначной по сравнению с реальной
повседневностью, экспертная роль консультанта часто несколько преувеличена, а
приобретенный в консультации опыт должен вернуться в реальность, усложняясь и
обрастая контекстуальными поправками [17, с. 34].
По выходе из консультативного
процесса в биографическом дискурсе клиента остается фигура психотерапевта и
осознание опыта «клиента», который сам по себе может быть травмирующим.
Случается, и другое: знакомство с
техниками и приемами консультирования без их переноса в реальность делает
человека иллюзорно компетентным в повседневной жизни, приводя к новым неудачам.
Таким образом, консультирование – это
гуманная, но не самая безопасная культурная практика [17, с. 35].