Курсовая с практикой на тему Использование практических методов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития речи дошкольников с ОНР 4
1.1. Психолого-педагогические особенности развития дошкольников с нарушениями речи 4
1.2. Характеристика особенностей речевых нарушений 8
Глава 2. Организация логопедической работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 15
2.1. Организация и методика исследования уровня сформированности связной речи у детей с ОНР 15
2.2. Организация логопедической работы для развития связной контекстной речи старших дошкольников с ОНР 34
Заключение 39
Список литературы 41
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день российская сфера образования проходит этап реформирования. Это выражается в переориентации традиционных концепций и форм обучения, способствуя переходу на новые педагогические направления при работе с детьми.
При этом перед дошкольными образовательными организациями стоит вопрос о создании благоприятных условий, которые будут способствовать развитию детей с общим недоразвитием речи, учитывая их возрастную, типологическую и индивидуальную особенность, тем самым обеспечивая социализацию детей. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом логопедических и коррекционных технологий.
Степень разработанности проблемы. Проблемой развития речи, изучением причин ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др.
Вопросы формирования речи изучались Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым и др. Проблема развития связной речи у детей с нарушениями речи нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой и др.
Цель исследования заключается в разработке практической программы по логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети дошкольного возраста с ОНР требует логопедического воздействия по коррекции речевых нарушений.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Определить психолого-педагогические особенности развития детей с ОНР.
2. Составить характеристику особенностей речевых нарушений.
3. Организовать исследование по определению уровня речевых нарушений у дошкольников старшего возраста с ОНР.
4. Составить программу логопедического воздействия на речевое развитие детей с ОНР.
Объект исследования – особенности речевого развития у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – практическая логопедическая работа по речевому развитию детей с ОНР.
Методы исследования:
— теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение социального и педагогического опыта);
— эмпирические (наблюдение, беседа, анализ планов воспитательно-образовательной работы воспитателей, педагогический эксперимент);
— количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Речь является великим даром природы, посредством которого человек имеет широкую возможность для общения с другими. В период раннего и дошкольного возраста создаются условия для развития устной речи, происходит закладка фундамента для письменных форм речи, а так же последующего речевого и языкового развития ребенка.
Речь имеет весьма важное значение для развития ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью в формировании личности. Так, именно в процессе связной речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка и речи. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка.
Проведенное исследование показало, что дошкольники с ОНР при начальном обследовании, имели довольно низкую степень сформированности выделенных для анализ сторон речевого развития. Такое положение указывает, что существует необходимость проведения дополнительных занятий, направленных на развитие связной контекстной речи старших дошкольников с ОНР. Для этого была проведена логопедическая работа по речевому развитию детей.
После проведения коррекционно-развивающих занятий по формированию связной контекстной речи, было проведено повторное исследование, которое показало, что уровень сформированности связной речи у детей исследуемой группы повысился.
Итак, при повторном обследовании у дошкольников старшей группы с ОНР преобладают средние и высокие показатели сформированности способности составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы; способности воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст; способности к передаче содержания зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, тогда как на констатирующем этапе исследования преобладающим являлся низкий уровень их развития.
Дети с ОНР более точно и полно отражают изображаемый сюжет, соблюдают его основной смысл; несколько повысился уровень сформированности умений последовательно, соответственно логике событий составлять рассказ, не нарушая его основной идеи; умения детей включать в рассказ все основные фрагменты и лаконично их завершать стали проявляться значительно ярче. Речь большинства детей с ОНР стала более яркой, выразительной, эмоциональной, образной. В большинстве случаев самостоятельно или с незначительной помощью взрослого дошкольники могут лаконично, эмоционально, без длительных пауз составить рассказ по картинке.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведенная логопедическая работа с детьми с ОНР старшей группы эффективны и влияют на уровень развития связной контекстной речи дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития речи дошкольников с ОНР
1.1. Психолого-педагогические особенности развития дошкольников с нарушениями речи
Теория и практика логопедии понимает под недоразвитием речи такую форму речевой патологии, в которой происходит нарушение формирования каждого компонента речевой системы, среди которых – словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
В группе детей с нарушениями речи объединяются разные нозологические формы речевых нарушений – дизартрия, алалия, ринолалия, афазия, в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным выше компонентам [5].
Важно заметить, что независимо от различной природы дефектов, дети с нарушениями речи имеют типичные проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности, заключающееся в позднем появлении экспрессивной речи, резко ограниченном словарном запасе, выраженном аграмматизме, дефектах произношения и фонемообразования, специфических нарушениях слоговой системы и не развитости связной речи [16].
Среди причин появления стойкой речевой и психологической патологии у детей выделяются в первую очередь те, которые имели место в период внутриутробного развития, во время родов либо в первые годы жизни ребенка. По наблюдениям исследователей данного вопроса, выделяются следующие причины:
• наследственные факторы, куда включается умственная отсталость, психические заболевания, резкое нарушение обмена веществ или гормональные расстройства у родителей;
• осложнения беременности, среди которых вирусные заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группе, частые угрозы выкидыша, какие-либо ушибы живота, продолжительные стрессы или вредные привычки матери;
• особенности родов, когда они могут быть стремительными или затяжными, разного рода осложнения акушерского вмешательства, которые привели к травмам мозга, асфиксии плода;
• послеродовые факторы в период до двух лет. Это могут быть менингиты и менингоэнцефалиты, дизентерия, пневмония или другие заболевания, которые ослабляют организм ребенка;
• влияние среды общения, в том числе длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычие в семье, социально-бытовая запущенность или неправильное воспитание [18].
Важно так же то, что не каждый из вышеприведенных факторов становится определяющим для возникновения патологии развития. Но нарушения дизонтогенетические, которые приводят к недоразвитию определенных структур и физиологических систем организма, а так же энцефалопатические, приводящие к поражению зон центральной нервной системы, не остаются бесследными для ребенка. Помимо этого, перинатальные факторы гораздо травматичнее постнатальных, так как действуют на менее сформированные клетки мозга. Часто в практике происходит комбинирование нескольких вредностей, вызывающих не только речевые, но и психолого-педагогические отклонения в развитии [20].
Таким образом, неполноценная речевая деятельность отпечатывается на формировании у ребенка сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Для детей характерна недостаточная устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Учитывая относительно сохранную смысловую логическую память, такие дети имеют сниженную вербальную память, так же страдает продуктивность запоминания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, а без специального обучения с трудом могут овладеть анализом и синтезом, сравнением и обобщением [11].
Совместно с общей соматической ослабленностью, таким детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, характеризующейся плохой координацией движения, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости выполнения. Самые большие трудности проявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Такие выводы делают в своих исследованиях Т.В. Туманова, Р.И. Лалаева, Т.И. Дубровина и другие [12].