Курсовая с практикой Иностранные языки Английский язык

Курсовая с практикой на тему Использование песни как средства формирования социокультурной компетенции учащихся при обучении английскому языку

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСНИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 6
1.1 Понятие социокультурной компетенции при изучении английского языка 6
1.2 Отражение вопроса использования песен на уроках английского языка в научной методической литературе 11
ГЛАВА 2 ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 16
2.1 Роль песни на уроке английского языка 17
2.2 Классификация аутентичного песенного англоязычного материала 21
2.3 Этапы работы с аутентичной песней на уроке английского языка 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

  

Введение:

 

Использование музыки и песен в процессе изучения английского языка не ново. Уже во второй половине прошлого века зарубежные ученые Бартл (1962), Ричардс (1969) и Джолли (1975) [Цит.по Engh, 2013], наряду с отечественными педагогами и исследователями Г. Лозановым (1979), А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным (1964) и др.[Цит. по Самохин, 2016] спорили об использовании музыки в контексте овладения языком как для языковых преимуществ, так и для мотивационного интереса, который он вызывает у изучающих язык.
В то время музыка использовалась как дополнение к аудиолингвальному методу в языковых аудиториях, чтобы уменьшить скуку, которая может возникнуть в процессе учебы. Позже классическая инструментальная музыка использовалась с целью создания расслабленного состояния ума, которое делает мозг восприимчивым к знаниям и активизирует подсознание [Самохин, 2016].
В начале нашего века компетентностный подход к обучению вызвал потребность в педагогическом материале для использования песен при изучении иностранного языка. Интуитивное понимание потребности в песенном сопровождении изучения языка нуждалось в теоретическом обосновании.
Особенно актуальной тема использования песен как средства формирования социокультурной компетенции учащихся при обучении английскому языку стала сейчас, когда популярная музыка как составляющая поп-культуры стала одним из каналов распространения английского, особенно американского варианта английского языка, в процессе его глобализации.
Многие исследователи и практикующие учителя признают, что использование песен «способствует адаптации к аутентичной языковой среде, эмоциональному воздействию, созданию благоприятного психологического климата на занятиях, формированию навыков аудирования, моделированию языковой среды, ориентации в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды и социокультурных характеристиках людей» [Филоненко, 2014]. В статьях Е. Г. Радиной (2013), Т. И. Белик (2014), Н. Е. Колонских (2015), Ю. В. Новиковой (2016), Е. С. Семеновой (2016), С. Ю. Соловьевой (2016), М. К.Рунец (2017), Е. А. Аверьяновой (2018), Онищенко Ю. Ю. (2019) и др. отмечалась важная роль музыки и песен для эффективного освоения иноязычных реалий и создания благоприятного психологического микроклимата на уроке иностранного языка.
Коллективом российских авторов: И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева, проанализировавшим 50 научных работ, связанных с использованием музыки в процессе обучения английскому языку, было обнаружено сходство базовых принципов и выводов, формулируемых в соответствующей литературе с конца прошлого столетия. В большинстве исследований «уделяется внимание одним и тем же положительным моментам, характерным для использования музыкальных произведений в процессе обучения: расширению кругозора школьников; повышению уровня комфортности образовательной среды; стимулированию детей к учебе; развитию навыков, связанных с общением» [Самохин и др., 2018]. Однако недостаточно внимания уделяется песне как социокультурному компоненту обучения.
Большинству детей нравится петь песни, и они могут быть долгожданным избавлением от рутины изучения иностранного языка. Для учителя использование песен в классе также может стать отличным перерывом в выполнении заданного учебного плана. Песни можно предъявлять любому количеству учеников, и даже те учителя, которые располагают самыми ограниченными ресурсами, могут эффективно их использовать.
Цель исследования ¬ изучить возможности использования песни по формированию социокультурной компетенции учащихся при обучении английскому языку.
Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
 изучить методическую литературу и раскрыть понятие социокультурной компетенции применительно к использованию песни на уроках иностранного языка;
 проанализировать методические приемы использования песни на уроках английского языка в общеобразовательной школе;
 сформулировать принципы классификации песенного материала;
 определить роль песни при изучении английского языка;
 обозначить этапы работы с песней на уроке английского языка в школе на разных ступенях обучения.
Для решения поставленных задач выбраны методы интегративного анализа, обобщения, сравнения, описания, классификации, восхождения от абстрактного к конкретному и системный подход.
Объектом исследования является проблема формирования социокультурной компетенции учащихся средствами английского языка.
Предметом данной работы выступает англоязычная песня как одно из средств формирования социокультурной компетенции школьников на уроке английского языка в общеобразовательной школе.
Материалом для анализа послужили статьи, содержащие основные методические и практические наработки учителей, применявших музыкальную культуру в качестве дополнительного образовательного потенциала на уроках иностранного языка в последние годы, а также полезные ресурсы сети Интернет, предлагающие качественный песенный англоязычный материал. Практическая значимость работы состоит в возможности дальнейшего применения выводов и материалов, содержащихся в ней, в практике преподавания иностранного (английского) языка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При изучении школьниками иностранного языка важно использовать материалы, которые, с одной стороны, повышают их энтузиазм к обучению, а с другой – воспроизводят культурный колорит страны изучаемого языка. Детские, народные и современные песни разных жанров на английском языке предлагают такой аутентичный обучающий ресурс. Они дают хорошее представление об английской культуре.
Английские песни играют важную роль в преподавании языка как иностранного на всех ступенях школы, но особенно в начальном звене. Песенный материал сочетает в себе важные дидактические притязания с развлечением, активностью и мотивацией. Почти ненамеренно дети знакомятся с иностранной культурой и обогащают собственную жизнь.
В данной работе проанализированы исследования современных отечественных и зарубежных ученых и практикующих учителей, касающиеся использования песни при изучении английского языка в школе. Для достижения поставленной цели было исследовано понятие социокультурной компетенции, изучена роль песенного материала при изучении английского языка, предложены классификации песен и обозначены основные этапы работы с ними на уроках.
В соответствии с руководящими принципами преподавания песен и в зависимости от конкретной ситуации, учитель может варьировать способ обучения этим формам. Преподаватель английского языка может выбирать среди множества типов песен и стихов с особыми характеристиками и действиями. Каждый учитель должен собирать полезные песни, к которым он всегда может прибегнуть, тем более что в наше время выбор песенного материала чрезвычайно расширен и облегчен возможностями Интернета.
Введение этого социокультурного компонента в практику преподавания английского языка не только позволяет расширять словарный запас, облегчить изучение грамматики и фонетики, но и обеспечивает межпредметные связи с историей, географией, музыкальной культурой. Так как большинство детей, подростков и молодежи любят музыку, песни могут значительно обогатить образовательную среду.
Таким образом, доказано, что регулярное использование аутентичных англоязычных песен на занятиях по английскому языку способствует формированию социокультурной компетенции учащихся.
Материалы данной работы могут послужить основой для дальнейших исследований в аспекте компетентностного подхода к образованию, а также взяты на вооружение учителями-практиками, стремящимися сделать процесс преподавания английского языка насыщенным, интересным, творческим, позитивным и эффективным.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСНИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В последние годы проблема интеграции компонентов культуры в процесс обучения и воспитания с помощью иностранных языков привлекает внимание учителей. Растущая интенсивность контактов между народами и странами определяет изменение социокультурного приоритета языкового образования. Задача состоит в том, чтобы изучить иностранный язык не только как средство общения, но и сформировать языковую идентичность. Этот факт обуславливает появление новых концепций в области преподавания иностранных языков. Это понятия межкультурной коммуникации и социокультурной компетенции.

1.1 Понятие социокультурной компетенции при изучении английского языка

Социокультурная компетенция, представленная в государственном стандарте основного общего образования по иностранному языку, определяется как совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально- культурных особенностях их речевого поведения и способность пользоваться этими знаниями в процессе диалога культур [ФГОС, 2010-2015].
Социокультурная компетенция формулируется некоторыми учеными как способность распознавать общие и разные черты между собственной и зарубежной культурой, осознанно и успешно трактовать ее на целевом языке [Krasnopolskyi, 2018, с. 77].
Важным инструментом социокультурной компетенции является сравнение и понимание, причем культурное сравнение всегда происходит на фоне собственной культуры [Krasnopolskyi, с. 78]. Социокультурная направленность обучения позволяет привлекать родную и иностранную культуру в процесс обучения, развивать понимание и участвовать в межкультурной коммуникации.
Таким образом, социокультурная компетенция подразумевает:
1) знание универсальной системы культурных ценностей;
2) знание своей культуры как совокупности ценностей, форм и способов их проявления в институтах общества, моделей поведения людей, языковой картины мира, приемлемых речевых практик;
3) знание системы культурных ценностей изучаемого языка, форм и методов ее внедрения в государственную систему, медийного поведения, особенностей речи;
4) знание принципов взаимодействия между культурными верованиями и нормами при встрече разных культур;
5) способность изолировать культурные ценности, наблюдая за другими культурами и взаимодействуя с ними, не обращаясь к ним напрямую [Mурзина, 2019, с.81].
Одним из ученых, которые подчеркивают, что социокультурной компетенцией часто пренебрегают в пользу языковой компетенции, является Канале. Он отмечает, что «социокультурная компетентность имеет решающее значение для интерпретации высказываний по своему «социальному значению»… учащиеся часто не смогут достичь своих целей общения на целевом языке, и ни они, ни их учителя не поймут почему » [Цит. по Drlíková, 2011, с. 26-27], что может быть вредно для их мотивации. Таким образом, культуру нельзя воспринимать как один из навыков — чтение, говорение, аудирование и письмо. Культура является частью всех четырех навыков, без которых наше общение на целевом языке было бы недостаточным.
Социокультурная компетентность рассматривается как всесторонний навык; который состоит из многих аспектов. В отношении устной коммуникации речь идет об обращении к людям, комплиментах и степени непосредственности в общении с иностранцем, которые заслуживают внимания. Что касается невербального общения, имеют значение зрительный контакт, движение головы, выражение лица, жесты, время, паузы, личное пространство и физический контакт [Drlíková, 2011, с. 65].
Таким образом, понятие социокультурной компетенции предполагает знание национально-культурных особенностей страны, язык которой изучается, норм вербального и невербального поведения жителей этого государства и умение соотносить свое поведение с учетом этих знаний в реальных ситуациях общения [Akhmadullina, 2016].
На основе анализа различных подходов к определению социокультурной компетенции тезис о неразделимости изучения языка от одновременного изучения слушателем целевой языковой культуры языка, его истории и современной жизни рассматривается как зеркало национальной культуры, поэтому можно сделать вывод, что социокультурный аспект должен быть постоянной неотъемлемой частью процесса обучения и образования.
Этот тезис позволяет определить основные цели формирования социокультурной компетенции:
— воспитательная цель направлена на гуманизацию образования, воспитание в духе межкультурного диалога и воспитание взаимопонимания и толерантности в отношении иностранной культуры, так чтобы относиться к ней с уважением, но в то же время критически, выражать заинтересованность в соприкосновении с различным культурным восприятием собственных и зарубежных культурных ценностей. Воспитание с помощью иностранного языка и предметов гуманитарного цикла предполагает формирование понимания слушателями важности языковых навыков как средства коммуникации в современном, толерантном отношении к другим культурам, оценочном отношении к себе, другим людям и миру и активной жизненной позиции [Зиннурова, Камаева и др., 2019];
— общеобразовательная цель способствует реализации социокультурного фона в процессе взаимодействия с элементами других культур, понимания и интерпретации культурных связей;
— развивающаяся цель позволяет использовать социокультурный фон для понимания и интерпретации социокультурных элементов, руководство по оценке их собственной и других категорий общества, развивать желание делать выбор, принимать решения, формулировать свою собственную точку зрения. Развитие и обучение учащихся осуществляется в процессе вовлечения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для них самих, так и для других людей, которые говорят на иностранном языке;
— практическая цель помогает общаться толерантно в разных ситуациях по отношению к партнеру по общению, использовать его в прямом контакте с соответствующими речевыми средствами, использовать знание социокультурного фона в иноязычной деятельности [Сафонова, 2001, с. 19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы