Курсовая с практикой на тему Использование общественных мифов при проведение кампаний в сфере PR
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. МИФ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. 5
1.1 Миф как древнейший способ познания мира для человека 5
1.2 Причины мифологизации общественного сознания 11
1.3. Технология создания научного мифа 14
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО МИФА НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЯ «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ» И ТЕЛЕКАНАЛА «5 КАНАЛ» 20
2.1 Возникновение научного мифа на примере издания «Московский комсомолец» 20
2.2 Возникновение научного мифа на примере телеканала «5 канал» 23
Выводы по второй главе 26
Заключение 28
Список литературы 31
Введение:
Эта тема очень актуальна в наше время, так как мифотворчество является неотъемлемой частью PR-кампаний. Создание мифа – процесс не сложный, учитывая, что 21 век – век информационных технологий и навязывания фактора в каждой из сфер человеческой деятельности.
PR как особая сфера деятельности, направленная на создание и внедрение образа объекта в ценностный ряд социальной группы с целью закрепления этого образа, выполняет свою задачу с помощью специальных технологий и методов. В зависимости от сферы деятельности PR имеет свою специфику, но набор инструментов остается по сути одним и тем же. И миф – один из них.
Определение мифа как симптоматического проявления архетипических структур человеческого сознания будет считаться базовым для данной курсовой работы.
Мифологизация – сложная и противоречивая сущность, которая специфически проявляется на разных уровнях массового сознания и выражается во всевозможных формах. Она может способствовать как возникновению новых образов, различных взглядов на реальность, так и накоплению ошибочных мнений и неправдивых представлений. В результате формируются социальные, культурные, религиозные и политические мифы. Таким образом, все аспекты жизни людей в современном обществе подвержены мифологизации. Соответственно, осмысление различных аспектов и тенденций развития массового сознания, окутанного мифологическими представлениями, является актуальной задачей настоящего исследования.
Важнейшей задачей PR является создание коллективных мифов. Это связано с тем, что реклама и связи с общественностью оказывают непосредственное влияние на массовую культуру потребителей. Стоит отметить, что человек сам является мифотворцем: он создает мифы, называет эти мифы истинами и живет по ним и их законам, подгоняя мир под размерность этих мифов. Любой миф рождается сначала на индивидуальном уровне и только потом может вырасти до масштабов наций и государств. Это все обуславливает актуальность выбранной темы.
Научная и практическая значимость обусловлены тем, что при воздействии на массовую аудиторию гораздо проще и эффективнее использовать укоренившиеся в коллективном сознании архетипы и образы, чем опираться на относительно быстро меняющиеся социальные стереотипы. В настоящее время на рынке PR-технологий растет спрос на специалистов, способных разрабатывать базовые метафоры для воздействия на массы. Созданные образы и мотивы используются в политических кампаниях и для достижения конкретных целей.
Создание и распространение таких мифов – целенаправленная идеологическая работа. По этой причине трудно переоценить значение мифов в PR.
Цель данной работы – изучить использование мифов как неотъемлемой части при проведении PR-кампании в связях с общественностью.
Задачами, поставленными в ходе написания курсовой работы, являются:
1) изучение мифа как инструмента формирования картины мира;
2) изучение мифа как древнейшего способа познания;
3) анализ технологии создания научного мифа;
4) изучение возникновение научного мифа на примере изданий;
5) формулирование выводов.
Объект исследования – связи с общественностью.
Предмет – мифологизация общественного сознания.
Социологические аспекты массовой коммуникации раскрыты в трудах советских и российских ученых Э.Г. Багирова, Н.Н. Богомоловой, Б.А. Грушина.
В работе использовались общенаучные методы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Теория мифа активно разрабатывалась французским этнологом К. Леви-Строссом. Исходя из признания особенности мифического мышления (как мышления на чувственном уровне, метафорического), К. Леви-Стросс показал, что это мышление способно к обобщению, классификации и логическому анализу. А К. Юнг утверждал, что коллективное бессознательное – именно этот слой психики лежит в основе мифов. Для преодоления «колец обороны», которые современный человек выстраивает вокруг себя, фильтруя все возрастающий объем информации, сегодня используется доминирующая группа «стимулов» и специальных технологий.
Они связаны с обращением к коллективному бессознательному (архетипы, мифы, сказочные сценарии, национальные понятия, топосы и т.д.). Существование социального мифа и процесс мифологизации в данной работе рассматривался в рамках изучения способов психологического воздействия на аудиторию. Психологические механизмы воздействия на сознание и поведение человека широко изучены в общей и социальной психологии. Автор выделил четыре основных способа влияния в межличностной и межгрупповой коммуникации: подражание, внушение, заражение и убеждение. Также было отмечено, что, несомненно, эти способы в массовой коммуникации действуют комплексно и широко используются редакторами совместно с учредителями и политиками при реализации стратегии публикаций и журналистами, реализующими тактику публикаций. Было отмечено, что в русском сознании, в отличие от рационального мышления западноевропейца, миф более реален, чем действительность, и в русской душе всегда есть то, что называется «особой мифологической правдой».
Мифологемы интересны для коммуникатора тем, что они принимаются всеми как данность, без проверки истинности. Присоединение к мифам позволяет резко повысить эффективность сообщений. Причем, по словам Р. Барта – миф одновременно обозначает и уведомляет, вдохновляет и предписывает, приводит «потребителя мифа» к убеждению, что представленное содержание сообщения является не чем-то преднамеренным, а объективно обоснованной, системой фактов. Миф – это искажение человеческим сознанием внешнего мира, всего его многообразия, в «гармоничную картину неизменных сущностей». Таким образом, определенная идеология, заложенная в содержание мифа, предстает не как одна из точек зрения на мир, а как единственно допустимое его представление.
Таким образом, мифотворчество оказывается одним из эффективных способов воздействия на массы. Механизм «мифологизации» массового сознания аудитории особенно активно действует в процессе формирования имиджа. Мифы и архетипы описывают мир идеального. С помощью мифотехнологий создается образ, которому приписываются качества, которых никогда не существовало. Использование мифотехнологии при создании образа заставляет людей поверить в те качества, которые приписываются создаваемому образу. Эффективность воздействия мифа связана с его предопределенной правдивостью. Мифологическое не поддается верификации. Если ему нет соответствия в реальности, то это вина реальности, а не мифа. Тогда реальность, а не миф, начинает препарироваться и корректироваться. Использование религиозных, племенных, национально-политических символов и архетипов через эмоциональные каналы информации на психику человека составляет основной механизм манипуляции. Миф о герое как универсальная основа политических текстов, говорящих о мудром, смелом лидере. PR конструирует образ лидера, наделенного мифологическими чертами.
Все вышеописанное – определение места мифотехнологий в современной коммуникации, выделение особых мифотехнологий для создания образа лидера и выявление методов воздействия и манипуляции, а также проведенные исследования – привело к тому, что журналисты особенно активно используют мифотехнологии при конструировании образа лидера.
В ходе работы было изучено два издания и сделаны выводы о построении научного мифа ими.
Таким образом, задачи данной работы были решены, а цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МИФ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.
1.1 Миф как древнейший способ познания мира для человека
Почему мы хотим понять сущность мифа и религии, проанализировать их содержание, сравнить формы и изучить их происхождение? Мы не должны относиться к мифу, доисторической религии и мифологической поэтической традиции древних с позитивистской или марксистской снисходительностью. Древняя духовность – это не просто примитивная доклассовая коммуникативная форма описания мира, основанная на рукотворных артефактах. Похоже, что в ней кроется ключ к тайне происхождения человека как естественного и сверхъестественного существа.
Миф и религия сопровождали людей на протяжении всей человеческой истории. Мифолого-религиозное сознание – самая древняя и наиболее цельная форма мировосприятия; это первый опыт понимания человеком мира и самого себя. Религия выступает как самая мощная сила в социальной, политической и культурной жизни общества. Религия лежит в основе мотивации людей, деятельность и отношения которых составляют реальную историческую материю. Не менее семидесяти процентов из пяти с лишним миллиардов людей, живущих сегодня, исповедуют какую-либо религию, являются членами какой-либо церкви или культа. Поэтому для понимания современных общественно-политических и культурных процессов необходимо знать основы религиозной истории и философии.
Изучение исторических и культурных явлений мифологии и религии духовно обогащает человека. Знание основных линий классической (греческой и римской) мифологии является неотъемлемой частью хорошего образования, поскольку лежит в фундаменте современной европейской культуры.
Любой современный человек, исповедующий идеологию общечеловеческих ценностей, демократии, гуманизма и свободы совести, должен уметь различать множество религиозных верований, культов и учений, а также различные религиозные идеалы и ценности.
Руководствуясь позитивизмом, мы изучаем древнюю историю, как будто это просто череда политических режимов, развитие производства, прогресс в культуре и науке. Мы полностью игнорируем главное – мотивацию людей, из действий которых складывается подлинная ткань истории. Между тем, мы могли бы найти ответы на многие вопросы истории, разгадать многие ее тайны, если бы обратились к психологии взгляда на мир через миф, культ и религию. Даже самый элементарный вид познания – познание самого себя – требует исходного понятия, отличного от «Я» как принципа познания. «Я» не может быть универсальным и необходимым принципом теории непротиворечивого и проверяемого знания. «Я» не может быть источником и основой непосредственной очевидности.
Даже элементарное рассмотрение мифа как отправной точки антропосоциогенеза позволяет сделать вывод, что только через понимание его природы и внутреннего смысла, а также социально-психологических механизмов можно найти ответы на следующие вопросы:
Истоки социальности и разумности, их сущностная взаимосвязь;
Существование человека как сверхприродного существа;
Природа духа, духовности и их различные объективации;
Принципы и проблемы взаимоотношений человека с природой, образы природы в культуре;
Возникновение культуры и логика ее развития, а также эволюция предметно-символической деятельности, ее формы и направления;
Динамика мыслительной и теоретической деятельности человека, включая философию, искусство, науку и их истоки в культе и мистицизме;
Генезис традиционных институтов: власти, общины, государства, семьи, церкви, образования и т.д;
Логика древней истории и смысл эпических войн.
Изучение влияния древнего мифа, мифогенного сознания и религии на происхождение человечества и его раннюю историю должно стать важнейшей частью изучения мифа. Это изучение преследует следующие цели: анализ проекции мифа и религии на сознание (например, психологические и ментальные состояния, мышление и субъективность), секс (эмоциональность, подсознание и либидо), социальность (социализация, мораль и право) и нацию (церковь, идеология и политика). Многочисленные ученые пытались решить эти проблемы, некоторые из них добились значительного успеха. Существуют также систематические подходы.
Миф – одна из самых малоизвестных областей человеческого сознания. Сущность мифа бросает вызов позитивистским методам современной науки. Историография, этнология, социология, фольклористика, лингвистика и психология анализируют и моделируют исключительно внешние, по сути, переменные параметры мифа в его ритуальном аспекте. Внутреннее содержание, включая мистический смысл мифа и психологию верований, остается за рамками научного понимания. Смысл мифа требует медитативного вчувствования и личного мистического переживания. Этот метод качественно отличается от описанных выше.
Рациональное описание и анализ мистического опыта всегда оставляет без внимания очень важные, существенные аспекты. Для выражения и понимания мистического опыта необходим особый язык, который соответствовал бы уникальности мистического опыта, что предполагает определенную отстраненность от события, вызвавшего этот опыт.
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
МИФ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.. 6
1.1. Миф как древнейший способ познания
мира для человека. 6
1.2. Причины мифологизации общественного
сознания. 10
1.3. Технология создания научного мифа. 14
Выводы по
первой главе. 17
ГЛАВА 2.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО МИФА НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЯ «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ» И
ТЕЛЕКАНАЛА «5 КАНАЛ». 18
2.1.
Возникновение научного мифа на примере издания «Московский комсомолец» 18
2.2.
Возникновение научного мифа на примере телеканала «5 канал». 24
Выводы по
второй главе. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРТУРЫ.. 33
Введение:
Актуальность данной работы состоит в том, что при
понимании технологии, с помощью которой средства массовой коммуникации
распространяют научные мифы, можно изучить их природу, а, следовательно,
природу любого мифа, которые в огромном количестве сейчас представлены в
российских средствах массовой коммуникации.
Что такое научный миф в средствах массовой коммуникации?
Почему он возникает и существует, обрастая в процессе своего существования
деталями и подробностями, сторонниками и противниками?
Мы, люди, живущие в современном постиндустриальном
обществе, одной из основных ценностей которого является информация, можем
обратиться к любому информационному источнику, и обнаружить огромное количество
мифов самого разного свойства: политического, идеологического, культурного,
научного.
Именно о последнем виде мифа и пойдет речь в данной
работе. Научный миф – явление не новое,
еще в 350 году до н.э. Аристотель в одном из своих научных трудов высказал
мысль, что у женщин зубов меньше, чем у мужчин. Но к очевидному, казалось бы,
выводу о том, что это можно проверить, западный мир пришел почти через две
тысячи лет. Телесюжеты, материалы в прессе и прочие медиапродукты транслируют и
поддерживают антинаучные идеи без какого-либо протеста со стороны аудитории.
Авторитет Аристотеля был настолько высок, что никому не
пришло в голову поставить под сомнение его слова. На данный момент можно наблюдать у аудитории
похожую, но не идентичную реакцию на мнение авторитетов, высказанное при помощи
средств массовой коммуникации.
Искаженная информация воспринимается массовым зрителем на
веру, что неудивительно, когда речь идет о таком виде мифа, как научный –
зачастую аудитории приходится объяснять смысл того или иного открытия или
изобретения, а когда речь идет о каком-либо более многогранном и комплексном
явлении, вопрос преподнесения и восприятия информации становится еще более
неоднозначным.
Недостаток знаний, тем не менее, не является единственной
причиной тотальной лояльности к научному мифу – следовательно, неизбежно встает
вопрос о природе научного мифа, о его возникновении, о технологии, которая
работает в средствах массовой коммуникации, продвигая научный миф массовому
потребителю.
Объектом исследования является мифологизация сознания
массовой аудитории российских средств массовой коммуникации,
предметом – технология формирования и трансляции научного мифа в российских
средствах массовой коммуникации. Цель данной работы – выявить последовательность этапов в
процессе возникновения научного мифа в СМК и понять, как и благодаря чему миф
закрепляется в массовом сознании. Цель определяет следующие задачи
исследования:
1. Опираясь на научную литературу дать
характеристику понятия мифа. Рассмотреть
возможность понятийного статуса научного мифа.
2. Исследовать социальные факторы, способствующие
появлению научного мифа.
3. Рассмотреть комплект причин, влияющих на
принятие научного мифа массовой аудиторией.
4. Выявить мотивацию участников, вовлеченных в
процесс создания научного мифа.
5. Рассмотреть понятие «технология», а также способ
использования данного инструмента.
6. Проанализировать технологию возникновения
научного мифа на конкретном примере в материалах издания «Московский
комсомолец».
7. Проанализировать технологию возникновения
научного мифа на конкретном примере в материалах телеканала «5 канал».
Научная новизна данной работы состоит в переосмыслении
определения «научный миф», а также масштаба данного
явления в современном культурном
контексте.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что
сделанные в ней выводы можно использовать для более детального изучения вопроса
о влиянии такого явления как мифологизация общественного сознания на
информационное поле и на методы работы средств массовой коммуникации.
В данной работе используются следующие методы
исследования: дедуктивный, сравнительный, аналитический, а также комплексный
подход.
Историография темы: тематика данной работы освещалась в
трудах таких ученых как А.Ф. Лосева о мифе и мифологии; Э. Дюркгейма,
рассматривающего такое понятие как «аномия»; О.Б. Гладкова, исследующего
мифологизацию как одну из форм иррационализации общественного сознания; С.С.
Калиниченко, изучающую вопросы мифотворчества и мифодизайна; А.В. Чернышевой о
видах интерпретации мифа, И.В. Секаревой
о мифе как способе манипуляции массовым сознанием, Е.М. Филипповой о
возникновении мифов в научно-популярных текстах, А.Н. Голубниченко о явлении
информационного кризиса. Данные тексты были выбраны, так как они наиболее полно
и конкретно дают понятие о рассматриваемых в данной работе терминах, принципах
и явлениях.
Эмпирическую базу исследования составили журналистские
материалы издания «Московский комсомолец» за период с 2007 по 2018 год и
телеканала «5 канал» за период с 2009 по 2018 год. Гипотеза данного исследования заключается в том, что
популярный сейчас формат мифа, в частности – научного мифа, сложился и
закрепился в сознании массовой российской аудитории
вследствие влияния сложного комплекса социальных, культурных и информационных
факторов, способствовавших мифологизации общественного сознания.
Заключение:
Итак, мы дали характеристику понятия мифа, а также
рассмотрели возможность понятийного статуса научного мифа.
Также мы исследовали ряд факторов, способствующие
появлению научного мифа, и можем сделать вывод, что все они – следствие
определенных социальных явлений, такие как аномия или мифологизация
общественного сознания, контролировать которые невозможно.
Рассмотрев комплекс причин, влияющих на принятие научного
мифа массовой аудиторией, мы можем сделать вывод о том, что средства массовой
коммуникации – не виновники возникновения научного мифа в массовом сознании, но
сами подвержены проблеме мифологизации общественного сознания.
Выявив мотивацию участников, вовлеченных в процесс создания
научного мифа, мы можем сказать, что причины, по которым средство массовой
коммуникации берется за создание сомнительных с точки зрения научности
материалов можно разделить на четыре группы: коммерческие, идеологические,
личные, психологические
Рассмотрев технологию возникновения научного мифа в
средствах массовой коммуникации, мы можем назвать все ее этапы от зарождения
мифа в научном сообществе до ситуации, в которой средство массовой коммуникации
осуществляет лишь подпитку научного мифа, способствующую его спросу у
аудитории, а также укоренению в его в массовом сознании.
Технология возникновения научного мифа в СМК в своей
технической составляющей несложна: если упрощать ее до предела, мы можем прийти
к формуле «предложение коммерчески заинтересованного производителя плюс спрос
потребителя с мифологизированным сознанием». В ходе исследования было выявлено, что мифологизированное
сознание – проблема не определенного социального класса или слоя населения, но
проблема современного гражданина России в целом, так как оно, выполняя свою
защитную функцию, возрождается в обществе, переживающем состояние аномии.
То есть, данной проблеме восприятия подвержены все
индивиды, в той или иной степени, что не способствует искоренению мифа из СМК,
в которых, как уже говорилось выше, тоже работают люди.
В ходе исследования мы вывели технологию возникновения
научного мифа в СМК и поделили ее на этапы: возникновение мифа в научном
сообществе, попадание его в фокус внимания СМК, привлечение внимание аудитории
к научному мифу, формирование спроса на него и подпитка предубеждений
аудитории.
В данной работе мы использовали для анализа федеральное
издание «Московский комсомолец» и телеканал «5 канал».
В ходе исследования выяснилось, что журналисты газеты
«Московский комсомолец» недостаточно корректны в высказываниях, открыто и
излишне эмоционально выражают свою позицию по вопросу и часто пренебрегают
любыми источниками, кроме государственных. Естественно, нельзя ожидать от федерального издания, что
оно будет игнорировать позицию властей по какому-либо вопросу. Тем не менее,
представить в материале противоположное мнение, противоречащие позиции власти
факты или ссылки на вызывающие доверие научные источники было бы, возможно,
более профессионально.
Мы также могли наблюдать, что в ходу у журналистов
«Московского комсомольца» такие манипулятивные средства как: постановка
вопроса, подразумевающая однозначный ответ, которой соответствует позиции
редакции, интервьюирование лиц, придерживающихся взглядов, устраивающих редакцию,
конструирование текста особым образом, выносящим на первый план мнение,
поддерживаемое редакцией.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МИФ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ
МИРА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА 1.1. Миф
как древнейший способ познания мира для человека Миф – древнейшее явление, научный миф, распространяемый
через средства массовой коммуникации – относительно недавнее, и появился он
тогда же, когда появились современного вида СМК – телевидение, радио, пресса,
новые медиа и т.д. На первый взгляд, само словосочетание научный миф
содержит в себе оксюморон, очевидное противоречие в своей сути. Миф как
явление, характерное для архаического сознания, как способ освоения мира
древним человеком, как средство и способ символического мышления – так или
иначе не сопрягается с понятием «научный». И в этом несоответствии, в этом парадоксе кроется
сущность данного феномена. В постиндустриальном обществе ключевую роль играет
информация. Ряд исследователей, в том числе А. Н. Голубиченко, говорят о таком
явлении, характерном именно для постиндустриального общества, как
информационный кризис. Характеризуется он многообразием, ростом объема и
количества информации, а также ее дублированием и делением по областям знаний и
специализациям, которых становится все больше. [Голубиченко, 2010].
Но, так как воспринимать и перерабатывать информацию все
же необходимо, а современный человек не способен усвоить и структурировать всю
поступающую, постоянно обновляющуюся информацию, у него отключается внимание.
Данный механизм защиты известен в психологии как
«избирательное восприятие». То есть, донести смысл и значение какого-либо
научного события или открытия не представляется возможным для средств массовой
коммуникации в полной мере.