Методика обучения истории Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания истории.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования инновационных технологий на уроках истории 7
1.1. Традиции и инновации преподавания истории в школе 7
1.2. Особенности использования инновационных технологий на уроках истории 13
Глава II. Специфика организации современного урока посредством инновационных технологий 24
2.1. Подготовка учителя к современному уроку 24
2.2. Методическая разработка урока истории по теме «Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол» 28
Заключение 36
Список литературы 39

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. XXI век со стремительными сдвигами в технике и технологиях, быстрым накоплением информации, интеллектуализацией труда, ростом социальной мобильности формируют общество нового типа. Такое общество требует от современного образования подготовки человека, способного действовать в быстро меняющейся ситуации, получать и свободно пользоваться информацией из различных источников, осуществлять деятельность в поликультурной среде, уважать общечеловеческие ценности и понимать потребности времени. Целенаправленное развитие индивидуальности возможно только тогда, когда теория образования не декларирует необходимость творчества педагога и творчества школьника, а систематически, с помощью целесообразных методов и технологий, воплощает ее в учебно-воспитательном процессе.
Применение инновационных методов и технологий обучения в этом плане является наиболее перспективным направлением образования, поскольку исходят из самоценности личности, ее духовности и суверенности. Целью инновационных технологий, методов и приёмов является формирование человека как неповторимой личности, создателя самого себя и своих обстоятельств.
Преподавание истории и обществознания, особенно требующих критического восприятия информации, аналитической оценки событий и явлений, сложно представить без интерактивного взаимодействия между учениками и педагогом. Активная самостоятельная совместная деятельность, творческий подход, сомнение и поиск аргументации формируют конкурентоспособную личность, способную самостоятельно мыслить, постоянно развиваться и строить это новое общество XXI века.
Степень научной разработанности темы. Источниковой базой послужил, как собственный опыт педагогической практики, так и исследование педагогов по данной теме.
А.В. Хуторский в книге «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» представил различные методологические системы, конкретные методы и формы обучения, описал новейшие технологии и примеры ведения занятий.
В книге «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» М.В. Короткова описывает два ведущих инновационных метода — обучение с помощью игровой деятельности учащихся и дискуссии. Автор предлагает разные сценарии игр и дискуссий. Эти примеры можно использовать в нетрадиционных уроках с применением интерактивным методов обучения, которые способствуют повышению качества знаний учащихся.
И.П. Подласый раскрывает общие основы педагогики, теории воспитания с учетом достижения современных наук и педагогического опыта, принципы организации педагогического процесса в школе.
Т.А. Ветошкина, Н.В. Шнайдер представили методическое пособие для преподавателей по использованию инновационных технологий на занятиях.
Г.К. Селевко в своём учебно-методическом пособии описал около 500 технологий. В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Отдельные главы посвящены интерактивным методам обучения.
Изучением инновационных технологий обучения занимались и другие отечественные исследователи: А.Н. Иоффе, Н.Н. Двуличанская, А.В. Смолкин, С.С. Кашлев и др.
Следует отметить, что научно обоснованная, базирующаяся на результатах глубокого исследования концепция интерактивного обучения с целью развития личности в настоящее время отсутствует. Остаются малоисследованными вопросы применения инновационных технологий обучения в практической деятельности школ, особенно применения узкой направленности, например, на уроках истории. Плохо изучены вопросы эффективности и результативности использования инновационных технологий обучения с ориентацией требований ФГОС.
Цель исследования: проанализировать особенности и эффективность применения инновационных технологий обучения на уроках истории.
Объектом исследования выступает процесс обучения истории в старшей школе.
Предметом исследования является интерактивные методы обучения истории как важнейшая составляющая современного школьного образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что регулярная работа в системе инновационных технологий обучения помогает школьникам развить интеллектуальные умения. Качественно новый результат, которого они достигают — высокий уровень познавательной самостоятельности, владение умением осуществлять поисковую деятельность, готовность к самостоятельной работе в режиме применения инновационных технологий обучения. Однако в школе не всегда применяют интерактивные методы на уроках, учащиеся считают, что достаточно консервативны и часто используют пассивные методы.
Для достижения указанной цели и подтверждения гипотезы были поставлены и решались следующие исследовательские задачи:
1. Выявить влияние инновационных технологий на достижение образовательных результатов.
2. Классифицировать интерактивные методы, применяемые в образовательном процессе и, в частности, на уроках истории.
3. Рассмотреть особенности использования инновационных технологий на уроках истории.
Методы исследования. Реализация поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы предусматривала использование комплекса взаимосвязанных методов исследования: теоретических: анализ и синтез психолого-педагогической, научно-методической литературы, Интернет-источников, связанных с предметом исследования, теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит определенный вклад в развитие теории и методики обучения истории, в частности, раскрыты возможности использования инновационных технологий в гуманитарном образовании и выявлены условия, влияющие на реализацию этих возможностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, в разработке и проведении спецкурсов, практических занятий со школьниками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Инновационные технологии – прогрессивное направление, которое активно используется в мировой и отечественной педагогике во второй половине ХХ в. Инновационные средства делят на активные и пассивные. К активным относят эвристическую беседу, учебную дискуссию, поисковую лабораторную работу, самостоятельную работу с книгой, с учебной программой, метод проектов, проблемную ситуацию на уроках. Для усовершенствования и систематизации и формирования умений используются такие средства, как решение ситуационных задач, их анализ и проведение ролевых игр.
Активное обучение предполагает такой системы методов и приемов, направленных главным образом на организацию учеников для самостоятельного получения знаний, усвоение умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности и имеют ряд специфических особенностей:
1) принудительная активизация мышления, суть которой заключается в том, что ученик вынужден быть активным, независимо от того, желает он этого или нет;
2) самостоятельный творческий поиск решения учениками учебных задач, повышенная степень мотивации;
3) постоянное взаимодействие учителя или учебной машины с учениками с помощью прямых и обратных связей.
Инновационные средства обучения совместно с традиционными играют большую роль на уроках истории, данные средства способствует формированию партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, а также способствует демократизации и гуманизации учебного процесса. Во время урока, на котором используются как традиционные, так и инновационные средства обучения воспитывается сознательная дисциплина, взаимопомощь, постоянная готовность учеников включиться к различным видам деятельности, развиваются элементы самостоятельности, творчества и инициативы. Системность использования методических приемов активизации обеспечивает активное, а не репродуктивное изучения материала. Такие занятия расширяют знания обучаемых, не перегружая их.
Использование на уроке инновационных методов обучения повышает познавательный интерес, развивает память, мышление, внимание, фантазию, воображение, творческие способности, использование знаний, умений и навыков на практике, развивает самостоятельность, активизирует даже пассивных учеников, а потому достигается определенная результативность. Данные средства облегчает усвоение материала, дает возможность повторить пройденное, четко организовать подготовку, проведение и подведение итогов, постановку познавательных и проблемных вопросов в процессе игры, привлечение всех учеников класса.
Основными путями повышения эффективности уроков истории являются учет возраста и предыдущих знаний учащихся; проведения интегрированных уроков; сочетание уроков с практической деятельностью учащихся; подбор самостоятельных работ исследовательского характера.
Улучшение теоретической и методической подготовки к организации и проведению современного урока истории являются: прогнозирование ожидаемых результатов и рациональное моделирование их системы; обеспечение продуктивного общения, взаимодействия с учениками во время урока, создание для школьников оптимального режима работы; выполнение каждым учеником (или группой учащихся) основных задач и практических работ (разного характера), которые необходимы для усвоения программного материала; формирование интереса, активизация внимания, мышления и стремлений к выполнению объемности учебных задач на основе логической четкости, информационной новизны, материала и доступности для данного состава учащихся; связь экскурсионного материала с ранее усвоенными знаниями и его целесообразность, важность и необходимость; привлечение учащихся к самостоятельному поиску и «открытия» новых знаний, решения задач проблемного характера; постоянная и систематическая проверка и оценка работы учащихся, предоставление педагогически целесообразной помощи.
Современный учитель истории должен много знать и уметь умело использовать в работе различные формы, средства и приемы преподавания; систематически, планомерно развивать знания, умения и мышление учащихся; связывать обучение с воспитанием правильного научного мировоззрения, отношения к природе и людям, убеждений; уметь организовывать работу коллектива учащихся во всех формах преподавания истории; уметь планировать цели формы преподавания, проектировать и создавать кабинет, уголок живой природы, школьный участок; конструировать своими руками наглядные пособия и примеры для опытов, демонстрации. Наконец, с исследовательским интересом относиться к своему преподаванию: наблюдая, анализируя свой опыт (достижения и ошибки) в разных классах года в год, совершенствуя тем самым процесс преподавания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы использования инновационных технологий на уроках истории

1.1. Традиции и инновации преподавания истории в школе
По своему содержанию, формам и методам, образование не измененный, закостенелый феномен, так как оно все время реагирует на новые социальные явления, учитывает тенденцию, перспективу развития человечества. Но обновление учебно-воспитательной практики часто отставало от темпов цивилизованного развития. В данное время, особенно на ранних этапах развития человечества, эта проблема была не настолько острой, как в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Заметно активизировалась она во второй половине XX века, что было обусловлено прорывом в научно-техническом развитии. Между системой образования и новым условием жизни возник разрыв.
На современном этапе становится, очевидно, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их нарастания. Современная школа недостаточно развивает способности, необходимые ее выпускникам для того, чтоб самостоятельно самоопределиться в социуме, принимать решения, быть активным и мобильным субъектом на рынке труда. Большими недостатками традиционной системы образования это рожденные ею неумение и нежелание детей учиться, несформированность ценностного отношения к собственному развитию и образованию [8].
Преодоление кризиса современного образования возможно благодаря интенсивному реформированию ее соответственно требованиям времени в процессе формирования принципиально новой системы общего образования, которая постепенно заменяет традиционную.
Важной особенностью современной системы образования это сосуществование двух стратегий организации обучений традиционной и инновационной. Термин «традиционное» (нормативное) обучение, и инновационное обучение предложен группой ученых в соответствии Римскому клубу (1978), которыеобратили внимание мировой научной общественности на неадекватность принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и ее познавательных возможностей. Инновационное обучение, трактованное в ней как процесс и результат учебной и официальной деятельности. Оно ориентировано на формирование готовности личности к динамическим изменениям в социуме за счет развития способности к творчеству [10].
Таким образом, инновационное обучение ориентировано на динамические изменения в окружающем мире, учебную и образовательную деятельность, которая ориентируется на развитие различных форм мышления, творческих способностей. Традиционное образование реализуется «в совершенном исходе из прошлого», а инновационное функционирует в контексте сегодня, ориентируясь на будущее.
Педагогическая инноватика — учение о создании оценивании, освоении, и использовании педагогических инноваций. Педагогическая инноватика основана в постоянном поиске и предложении новых социально — эффективных технологий обучения и воспитания, результатом которых, должно быть формирование высокоадаптированной к изменяющимся условиям к активно-деятельной творческой личностью, которая умеет анализировать преодолевать многие трудности [29].
Но необходимо отметить, что не всегда и не везде установление нового обеспечивает положительные результаты, не каждое нововведение рациональное, прогрессивное, часто дестабилизирует функционирование педагогической системы, создает трудности для педагогов и их воспитанников.
Создание утверждения, существование нового как целостного феномена, есть стержень, ядро инновационного процесса, компонент которого составляет инновация. Инновация — нововведение, изменение, обновление; новый подход, создание качественного, нового [13].
В некоторых случаях считают инновацией использование известного, с небольшим изменением, модификацией. Инновации — это предмет особенной деятельности человека, которая не удовлетворяется традиционными условиями, методами, способами, и желает не только новизны содержания, а качественно новых результатов. Объектами инноваций чаще всего оказываются такие проблемы, как повышение самомотивации учебно-воспитательной деятельности; увеличение объемов материала, изучаемого на уроке; ускорение типов обучения, устранения потерь времени и т.д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы