Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Использование игры в процессе развития словарного запаса.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР. 5

1.1 Развитие
активного и пассивного словаря в онтогенезе. 5

1.2. Роль
игры в развития словарного запаса у детей дошкольного
возраста. 12

2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ИГР. 15

2.1. Диагностика уровня развития словаря у детей
дошкольного возраста. 15

2.2. Содержание работы по развитию словаря посредством
игровой деятельности  19

2.3 Оценка эффективности работы по развитию словаря детей
старшего дошкольного возраста. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ. 32

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе
своего развития дошкольное образование направлено на выполнение ФГОС ДОО,
согласно которому именно речевое воспитание обеспечивает духовно-эмоциональное
развитие ребенка через органическую связь с национальным воспитанием. Хорошо
развита речь служит средством полноценного общения и развития личности
дошкольника и как важнейшая часть речевой системы имеет общеобразовательное и
практическое значение. Словарь является одной из ведущих речевых характеристик
личности, формируется на этапе дошкольного детства. Поэтому ФГОС дошкольного
образования рассматривает как конечную цель словарного развития выпускника
дошкольного учреждения сформированность у него речевой, в том числе
лексической, компетентности.

Дошкольный возраст —
период быстрого обогащения словаря. Развитие и обогащение словарного запаса
напрямую зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные особенности
здесь более заметны, чем в любой другой области психического развития. Отсюда
следует, что своевременный и качественный развитие лексической компетентности —
важное условие полноценного речевого развития выпускника детского сада.
Воспитание с первых лет жизни интереса к языку и употребление метких выражений,
образных слов и словосочетаний, стремление к совершенному владению родным
языком – это надежный путь к развитию выразительной, яркой речи и формирование
высокодуховной личности, гражданского достоинства человека.

Проблемы развития словаря
у детей старшего дошкольного возраста нашли отражение в трудах таких известных
педагогов, как  Ф. А. Сохин, Е. И.
Тихеева, О. С. Ушакова Закономерности речевого развития детей изучались Л. Г.
Голубевой, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой и другими. Однако сегодня, несмотря
на традиционное озвучивание необходимости развития словаря детей старшего
дошкольного возраста, данная проблема в педагогике исследована
недостаточно. В процессе исследования проблемы развития
словаря детей старшего дошкольного возраста сегодня возникает существенное
противоречие между необходимостью развития словарного запаса детей и
недостаточной специальной педагогической работой по его развитию в условиях
дошкольного учреждения.

Цель исследования:
теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по развитию
словарного запаса у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть
особенности развития активного и пассивного словаря в онтогенезе.

2. Изучить роль игры в
развития словарного запаса у детей дошкольного возраста.

3. Изучить уровень
развития словаря у детей дошкольного возраста.

4. Разработать комплекс
мероприятий по развитию словаря посредством игровой деятельности

5. Проанализировать
эффективности работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.

В работе были
использованы следующие методы: изучение и анализ психологической,
педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий,
формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ
результатов, полученных в процессе исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раскрывая проблему
развития словаря у старших дошкольников, мы убедились в актуальности данной
темы. К этой проблеме обращались в своих трудах многие выдающиеся психологи,
педагоги и методисты прошлого и настоящего времени. В нашей работе мы
рассмотрели особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретические
исследования показали, что наиболее эффективным средством развития словаря
дошкольника является игровая деятельность. Именно она является основным видом
деятельности ребенка, в которой формируются все стороны его развития.

При проведении
констатирующего этапа опытно-практической работы мы увидели, что многие
дошкольники действительно имеют определенные затруднения в употреблении многих
слов, обозначающих названия предметов, их признаки и действия. Особенно это
касается образования относительных прилагательных, подборе антонимов.

Несформированность
предпосылок словаря вызывали трудности выполнения заданий и упражнений, дети,
не находя слов для высказывания, старались передать их мимикой, жестами,
телодвижениями или одним словом. На основе расширения знаний и представлений об
окружающем мире нам необходимо было увеличивать запас слов, постепенно
формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, посуда, мебель,
одежда, фрукты, овощи, домашние и дикие животные), уточнять слова, которые
употребляются в тех или иных ситуациях.

Таким образом,
проведенная опытно-практическая работа и полученные результаты подтвердили
правильность выдвинутой гипотезы. В ходе опытно-практической работы цель была
реализована, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР 1.1 Развитие активного и
пассивного словаря в онтогенезе

Основной и универсальной
единицей языка является слово. Слово – это основная единица языка, его
строительный материал. Смыслом слова является понятие, то есть его смысловое
значение [1]. По словам Л. С. Выготского, «смысловое значение слова с
психологической точки зрения есть не что иное, как понятие». Слова имеют
обобщенный характер. С физиологической точки зрения слово – это условный
рефлекс, это «сигнал сигналов» [2].

Л. С. Выготский
подчеркивает, что в основе овладения словом лежит врожденная реакция,
безусловный рефлекс, который проявляется в течение первого года жизни в виде
крика, крики, гуление, лепет. Эти безусловно-рефлекторные голосовые реакции,
связанные с эмоциями, и отражают эмоциональное состояние ребенка (положительный
или отрицательный) [1]. Итак, к восьмидесяти месяцев жизни
слово для ребенка остается только звуковым раздражителем.

А.Н. Гвоздева наметила
определенную последовательность овладения словом. I этап — появление слова — слог;
ребенок принимает сокращенное слово в виде одного слога. Это происходит в
возрасте восемь – десять месяцев. Ребенок как будто выбирает один слог слова,
который является представителем всего слова: ла – лампа [3, с. 45].

По мнению Г.А. Глинкиной,
ребенок не обязательно выделяет ударный слог, она может назвать слово, выделив
из него любой состав (па — лампа), или даже берет совсем другой состав (ди —
телефон). Это исследование не отрицает предыдущее, а только дополняет его [4,
с. 63].

М.М. Кольцов утверждает,
что ребенок изымает языковые единицы из речи окружающих ее людей с помощью
слухового восприятия. С второго-третьего к пятому-шестому месяца жизни ребенок
выдает звуковые комплексы, состоящие из заметно расчлененных, но недостаточно
четких протяжных звуков. Сначала а-гу, а-гы, бу-у, затем мам, амм, пль, дальше
произносятся уже хорошо заметны отдельные звукосочетания: ма, ба, па, а затем
на основе самонаследования они повторяются: ма-ма-ма, па-па-па т.д. [5, с. 98].

2 этап — появление
двухсложные слов (десять – двенадцать месяцев). Сначала это простое повторение
первого состава (так — больно: бо-бо; па — до свидания: па-па) позже появляются
слова из двух разных составов а-па — упал, а-де — одеваться) [6, с. 45].

Первые случаи изменения
формы слов отмечаются в возрасте 1г. 10мес. – 2 лет. Ребенок начинает
использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе,
согласовывать их с прилагательными («каси мать – касии мити» — красный мяч –
красные мячи) и глаголами («на би-би – на бику» — возьми машинку). Вначале
неизменяемые слова-корни используются наравне с новыми словоформами. Этот
период при нормальном языковом развитии длится не более 2-3 месяцев. Постепенно
аграмматичные формы слов вытесняются из речи, уступая место вновь усвоенным. У
детей с нарушениями речи в речи долгое время присутствуют аморфные
грамматически несогласованные сочетания слов, что является важным
диагностическим критерием языкового недоразвития.

III этап — появление трех
составляющих слов — продолжается в течение второго года жизни (ма-си-на машина,
ве-ло-пет велосипед) [3, с. 26]. Постепенно, по мере
обогащения представлений об окружающем мире и расширения речевого общения слово
становится обобщением и приобретает понятийный компонент значения. В 2-2,5 года
ребенок использует слово в качестве обозначения своих представлений о группе
однородных предметов или явлений (машинка – красная, грузовая, зеленая,
легковая, большая, маленькая и т.д.), начинает различать имена собственные и
названия предметов (мальчик Миша и медведь — мишка). Затем в дошкольном
возрасте (3-6 лет) ребенок активно усваивает обобщающие слова категорий вида и
рода (игрушки, посуда, мебель, транспорт и т.д.) [7, с. 56].

Усвоение коннотативного
компонента значения слова (эмотативного) тесно связано с развитием понимания
речи. В младенческом возрасте (3-6 мес.) ребенок воспринимает общее смысловое
содержание речевого высказывания при помощи интонации, которая является одной
из первых семантических структур, усваиваемых в онтогенезе. Так, воспринимая
интонацию в определенной речевой ситуации, ребенок связывает в единый
комплекс-образ ситуационные признаки общения, эмоциональное состояние
говорящего и особенности используемых интонационно-выразительных средств речи.
В результате у него формируется представление коннотативном компоненте значения
слова, который проявляется только на психологическом уровне. В дальнейшем по
мере обогащения опыта речевого общения и развития звуковысотного слуха у
ребенка увеличиваются возможности слухового восприятия и дифференциации
интонационных структур языка, что приводит к пониманию неоднозначности
смыслового содержания слова, поскольку один и тот же звукокомплекс,
произнесенный с разной интонационной окраской получает разное смысловое
наполнение [8, с. 12].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы