Курсовая с практикой на тему Использование игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе 5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2. Особенности игры и игровых приёмов 10
1.3. Роль игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе 13
Глава 2. Методические особенности использования игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе 17
2.1. Методика использования игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе 17
2.2. Рекомендации по использованию игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе 19
Заключение 21
Список литературы 23
Приложение 26
Приложение 1 26
Введение:
Актуальность исследования. Переход учащегося из дошкольного возраста к младшему школьному возрасту сопровождается изменением в ведущей деятельности с игровой на учебную. Однако, игровая деятельность в этом возрасте все также актуальна. От того насколько школьник освоит учебную деятельность в начальной школе будет зависеть успешность его последующего обучения.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеклассную или внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность является той же частью процесса обучения и воспитания детей, как и урочная деятельность.
В рамках внеурочной деятельности дети могут познакомиться с той информацией, с которой нет возможности познакомиться на уроках. В рамках внеурочной деятельности учащиеся глубже узнают окружающий их мир и существующие взаимосвязи в нем. Эффективной и успешной организации внеурочной деятельности содействуют различные приемы, формы и способы ее реализации.
Успешность занятий внеурочной деятельностью побуждает учащихся к активной жизнедеятельности, стимулирует у них заинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, учению, к знаниям. Игры активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Игровая деятельность оказывает большое влияние на развитие познавательной деятельности, так как усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности.
Вышеперечисленные положения, позволяют сделать вывод, что в начальной школе целесообразно использовать игровую деятельность, прежде всего на занятиях внеурочной деятельностью и во внеклассной работе, что даст возможность сформировать устойчивую мотивацию к обучению, повысить их познавательный интерес.
Таким образом, сущность проблемы воспитания и развития младших школьников обусловливает противоречие между необходимостью повышения эффективности использования игровой деятельности во внеклассной работе в начальной школе и отсутствием современного методического обеспечения для решения этой задачи.
Объект исследования: организация внеучебной воспитательной работе в начальной школе.
Предмет исследования: использование игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по использованию игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Изучить особенности игры и игровых приёмов .
3. Выявить роль игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе .
4. Представить методику использования игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе.
5. Разработать рекомендации по использованию игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе.
Методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; синтез, анализ, сравнение и обобщение, систематизация, классификация.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Итак, в ходе выполнения работы были получены следующие результаты:
1. В результате анализа психолого-педагогической литературы нами выявлены особенности развития младших школьников (превалирование наглядно-образной формы мышления; повышенные эмоциональность, восприимчивость, впечатлительность; неустойчивость интересов; непроизвольность внимания; деятельностная активность и т.д.), определяющие специфику процесса развития и воспитания учащихся данного возраста.
2. Проанализировав взгляды на игровую деятельность многих педагогов и психологов можно отметить, что под игрой можно понимать определенный тип деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Использование игровых приемов активизирует мыслительные операции младших школьников, возбуждает у них познавательные интересы к получению нового знания, интерес к соревнованиям и стремление к победе, что содействует развитию устойчивой учебной мотивации у учащихся начальной школы.
3. В соответствии с рассмотренными мнениями авторов по определению понятия «внеурочная и внеучебная деятельность» можно сделать вывод о том, что такая деятельность – неотъемлемая часть процесса образования, реализуемая в различных формах, которые отличны от классно-урочной. Определили, что в процессе организации внеучебной деятельности возможно и необходимо использовать различные игровые приемы.
4. Представлена методика использования игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе. Разработанные положения позволяют сделать вывод, что в классе целесообразно использовать дидактические игры, в том числе на занятиях внеурочной деятельностью, что даст возможность сформировать устойчивую мотивацию к обучению, повысить их познавательный интерес.
5. Разработаны методические рекомендации по использованию игровых приемов во внеучебной деятельности. Необходима подготовка младших школьников к ходу выбранной игры: расширить знания детей, представления о явлениях и предметах, которые понадобятся для решения игровых задач. Необходимо заведомо подготовить дидактический материал, который будет использоваться в игровой деятельности (карточки, игрушки, предметы, природный материал и др.).
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования игровых приёмов во внеучебной воспитательной работе в начальной школе
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является периодом развития ребенка от шести до одиннадцати лет. Дети младшего школьного возраста обучаются в начальной школе, то есть с первого по четвертый класс. Современная педагогика и психология опирается на те границы возраста и развития детей младшего школьного возраста, которые установили такие авторы как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский.
По определению О.В. Бабенко, В.С. Мухиной, младший школьный возраст является ответственным периодом полноценной жизни, который находится в зависимости от интеллектуального уровня и личности, желания и навыков обучения, уверенности в себе [18].
По мнению Л.С. Выготского, периодизации в психическом развитии детей должна опираться именно на определение ведущей деятельности [3]. При рассмотрении всех этапов развития детей следует опираться именно на ведущий вид деятельности в конкретный период развития. Однако иные виды деятельности в данные периоды также существуют, но не являются основными в психическом развитии ребенка, и существует параллельно.
Можно заметить, что в период дошкольного воспитания основной деятельности ребенка является игровая, в период младшего школьного возраста данный вид деятельности меняется на учебную. Следовательно, в процессе начала школьного обучения психика ребенка претерпевает значительные перемены. Жизнь ребенка меняется значительно, изменяются социальные связи детей в семье и среди сверстников. Главнейшая обязанность детей младшего школьного возраста – учиться, а также получать новые знания и умения. В свою очередь данный вид деятельности требует от ребенка собранности, дисциплинированности, усилий воли [3].
Л.С. Выготский указывает на то, что в данный период повышается подвижность каждого нервного процесса, преобладают процессы возбуждения, и это определяет такие характерные черты детей младшего школьного возраста, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость [3].
Физиологические изменения в жизни детей младшего школьного возраста вызывают существенные перемены в их психике. В деятельности детей статический компонент становится преобладающим, сразу же с началом систематического обучения. Ученики начальных классов проводят за партами от четырех до шести часов в день. В то же время статистическая выносливость у детей этого возрастного периода невелика, быстро развивается утомляемость организма, что между тем обусловлено особенностями двигательного анализатора.
Преобладающая функция в младшем школьном возрасте – это мышление, в этот период оканчивается переход от наглядно-образного мышления к вербально-логическому мышлению, развивается внимание. Улучшаются такие когнитивные процессы, как память, восприятие и внимание [1].
Развитие основных психических процессов у детей младшего школьного возраста, отвечающих за познавательные способности, рассматривается авторами с разных теоретических позиций. В совокупность всех психических процессом между тем включено развитие восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения.
Основную информацию об объектах и явлениях окружающей действительности ребенок получает через восприятие. С дошкольного возраста у детей уже сформированы основные качества восприятия формы и цветы, величины и иных сенсорных эталонов. Проанализируем основные особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте. В данный период у детей возникает синтезирующее восприятие. К концу младшего школьного возраста у детей восприятие становится наиболее управляемым и более целенаправленным процессом. Однако, в общем процесс формирования процесса восприятия у детей в начальной школе может характеризоваться увеличением уровня произвольности [5].
Исследование проблемы развития детского интеллекта неразрывно связано с именем Жана Пиаже. Автор выделил стадии интеллектуального развития детей:
1) сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет);
2) дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет);
3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);
4) стадия формальных операций (начиная с 12 лет) [20].
В соответствии с периодизацией Ж. Пиаже период обучения ребенка в начальной школе совпадает со стадией конкретных операций. В соответствии с этим у ребенка в умственном развитии преобладает конкретное мышление о конкретных реальных объектах [20].
Проанализируем основные особенности развития мышления в младшем школьном возрасте. Изучением развития мышления у детей младшего школьного возраста занимались такие авторы как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и многие другие. В соответствии с анализом психолого-педагогических исследований можно отметить, что в период младшего школьного возраста у ребенка формируются основные мыслительные операции и особенности: сравнение, обобщение, причинно-следственная связь, существенные и несущественные признаки. Поэтому если у ребенка недостаточно развиты мыслительные процессы, то это может снизить эффективность учебной деятельности [10].
По мнению исследователей: В.В. Давыдова, Д.В. Эльконина, И.В. Дубровиной, Н.Ф. Талызиной, Л.С. Выготского, в период развития детей в младшем школьном возрасте наиболее активно развивается мышление, в частности стремительно формируется именно словесно-логическое мышление. Другими словами, мышление является доминирующей функцией в младшем школьном возрасте [21].