Курсовая с практикой на тему Искусство задавать вопросы.Беседа как исследовательский приём. Стратегия и тактика проведения беседы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Беседа как исследовательский прием и способы задавать вопросы 5
1.1. Искусство задавать вопросы 5
1.2. Беседа как исследовательский приём 19
Глава 2. Особенности проведения беседы 22
2.1. Стратегия и тактика проведения беседы 22
2.2. Построение структуры беседы 29
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Введение:
Актуальность метода беседы достаточно высока. Его можно рас-сматривать как один из самых распространённых методов получения ин-формации об исследуемом.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что педагогика пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Для каждого случая используется своя методика. Проблема состоит в том, что эти методы не всегда дают точные результаты, и из-за этого часто подвер-гаются критике. Существует множество видов этих методов, некоторые из которых дают более точные результаты.
Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, кото-рый предполагает получение информации об изучаемом явлении в логиче-ской форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей.
В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в уста-новлении личного контакта с объектом исследования, возможности полу-чить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.
Беседа может быть формализованной и неформализованной. Форма-лизованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопро-сов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.
Неформализованная беседа проводится по нежестко стандартизиро-ванным вопросам, что дает возможность последовательно ставить допол-нительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследовате-лем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глу-бокой информации.
Объект исследования: беседа как исследовательский приём.
Предмет исследования: особенности вопросов в беседе, стратегия и тактика беседы.
Цель исследования – проанализировать беседу как исследователь-ский прием.
Задачи исследования:
1. Изучить искусство задавать вопросы
2. Рассмотреть беседу как исследовательский приём
3. Изучить стратегию и тактику проведения беседы
4. Проанализировать построение структуры беседы
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованных источников.
Заключение:
Разговор — один из методов психологии и педагогики, который дик-тует получение информации об исследуемом явлении прямо или косвенно в логической форме, будь то от изучаемого человека, члена исследуемой группы или от окружающих людей посредством речевого общения. Также организовано выявление личностных особенностей личности (мотивацион-ная и эмоциональная сферы, знания, убеждения, отношение, отношение к окружающей среде, к команде и др.).
Научная ценность данного подхода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности быстрого полу-чения данных, их уточнения в виде интервью.
Как правило, результаты, полученные сеансовыми методами, не подлежат статистической обработке и не сопровождаются протоколирова-нием. По их словам, можно вообще судить только о серьезности изучаемо-го признака. Результаты собеседования в комплексном исследовании яв-ляются предварительными и должны быть сопоставлены с результатами других методов, таких как наблюдение, эксперимент.
Но при необходимости исследователь может сделать для себя не-сколько заметок, которые позволят ему полностью возобновить весь раз-говор после окончания работы. Протокол или дневник, как форма реги-страции результатов исследования, желательно заполнить после разгово-ра. В некоторых случаях могут использоваться технические средства его записи — диктофон или магнитофон. Но в то же время ответчик должен быть проинформирован о том, что собеседование будет проводиться с ис-пользованием соответствующих технологий. Эти инструменты не рекомен-дуется, если они отклоняются.
Создание тонких аспектов общения — это настоящее искусство, кото-рое должно основываться на знаниях исследователя о психологии челове-ка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Беседа как исследовательский прием и способы задавать вопросы
1.1. Искусство задавать вопросы
Вы получаете ответ, не задавая вопросов. Несомненно, нет необхо-димости ожидать прогресса в лечении. Любой контакт между терапевтом и клиентом начинается с вопроса: «что я могу сделать для вас?»»Это доволь-но простой вопрос, но есть больше, чем удовлетворение глаз. Это как во-прос: «как я могу служить вам?» Он вспоминает первые дни медицины, ко-гда специалисты в области исцеления были»слугами» пациентов. С этой проблемой вы становитесь своего рода помощником. С точки зрения под-хода, ориентированного на решение, эту проблему можно перевести как:
Как я могу напомнить вам, что вы специалист?
Что я могу сделать, чтобы вы поняли, что делать?
Не стоит недооценивать последствия проблемы. Проблема является неотъемлемой частью лечения. Задача состоит в том, чтобы направить идею клиента в направлении поиска решения. Стив де Шазер является ос-нователем решения, ориентированного на краткосрочную терапию, в ос-новном с использованием проблемных методов. Это может показаться не-много экстремальным, но проблема очень эффективна. Однако опыт пока-зывает, что при использовании проблемных приемов необходимо соблю-дать ряд правил.
Лечение начинается с проблемы
Многие врачи и терапевты считают, что если они задают много ум-ных вопросов, это показывает их богатый опыт и способности. Большин-ство вопросов, задаваемых в области медицины или лечения, предназначе-ны для заполнения пробелов в картине вопроса. Они помогут вам узнать больше о жалобах клиентов, нарисовать более четкую картину симптомов, помочь вам оценить проблемную ситуацию, специфику болезни и многое другое. [11]
Но если вы работаете в ориентированном на решение подходе, пола-гаетесь на ресурсы своих клиентов и придерживаетесь конструктивистско-го подхода, вы обращаете внимание на то, как люди справляются со свои-ми проблемами. Ваши вопросы будут выражать интерес, любопытство и желание стимулировать активность клиентов.
С другой стороны, вопрос должен также прояснить, как сам клиент участвует в создании своей проблемы. Эта проблема редко возникает сама по себе!
Что делает хороший вопрос?
Эта проблема столкнулась с тишиной
Если клиент сразу отвечает на ваш вопрос, это может означать, что они ответили много раз, или этот вопрос просто заполняет некоторые пробелы в уже существующей картине знаний о проблеме.
Хороший вопрос- «полезный и разрушительный». Это означает, что это будет иметь эффект удивления, и у клиента еще нет ответа. Эта про-блема заставляет клиентов смотреть на проблему совершенно иначе, чем раньше. Это открывает новые перспективы и расширяет среду жизни кли-ентов.
Как вы»создаете» проблему?
Клиентов просят описать каждый шаг, который вызывает у них про-блемы: кто что делает, когда и при каких условиях (создает проблемы)?
Когда ребенок впадает в истерику, имеет смысл углубиться в вопрос: кто что сказал и когда? Кто реагирует и как? Что произошло дальше? Что делает ребенок? Что сделал тогда мой отец? Что сделала мама? Таким об-разом, картина ситуации становится более ясной, что часто заставляет кли-ентов улыбаться, потому что они внезапно понимают, что проблемы все-гда происходят по одной и той же схеме. Вы можете найти ответ, задавая вопросы!
Задавая вопросы, вы можете попросить клиента описать, как они справляются с этой проблемой, как эта проблема влияет на их семейную жизнь, и какие меры были предприняты для ее решения.
Пример: как именно вы это делаете?