Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Методика преподавания

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование активных методов обучения для развития умений диалогической речи на уроках английского языка (средней этап обучения)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретическая основа использования активных методов обучения для развития
умений диалогической речи на уроках английского языка на среднем этапе обучения. 6

1.1.  Психологическая и лингвистическая
характеристика диалогической речи и содержание обучения диалогу в 5-9 классах. 6

1.2. Активные
методы обучения на уроках английского языка в средней школе  12

1.3. Методика
обучения диалогической речи на среднем этапе обучения. 16

Глава 2.  Технология использования активных методов
обучения для развития умений диалогической речи на уроках английского языка на
среднем этапе обучения. 22

2.1.
Особенности использования активных методов обучения для развития умений
диалогической речи на уроках английского языка на среднем этапе обучения  22

2.2. Приемы
активных методов обучения для развития умений диалогической речи на уроках
английского языка на среднем  этапе
обучения (задания, упражнения) 28

Заключение. 37

Список
использованной литературы.. 40

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы: значимость
и актуальность изучения английского языка в современных условиях не
подвергается сомнению. В связи с этим, английский язык играет одну их главных
ролей среди других школьных предметов, и учащиеся часто достаточно мотивированы
изучать английский язык. Однако обучение иностранным языкам часто включает в
себя неинтересные задания и непонятные ученикам требования. Поэтому в методике
всегда ведется поиск средств обучения иностранным языкам, которые могли бы быть
восприняты учащимися, и при этом успешно реализовывались бы учителями.

Фактором,
помогающим достичь этой цели, можно назвать повышение эффективности воздействия
педагога на учащихся. Ученики должны видеть, что педагог использует новые
методы обучения, учитывает интересы учащихся, их желания и способности. На
каждом возрастном этапе такие интересы отличаются своими особенностями.
Обучение иностранному языку не должно идти вразрез с желаниями учащихся, так
как это формирует у них впечатление об иностранном языке как о сложном
предмете, и даже создает у них впечатление о невозможности его выучить.

Обучение
диалогу является неотъемлемой частью обучения иностранным языкам. В прошлом,
когда люди меньше взаимодействовали с представителями других культур, диалог
был менее важен. Много внимания в прошлом уделяли чтению, а не умению говорить.
Но сейчас, когда выпускник школы имеет реальную возможность общаться с
носителями иностранных языков, стало важным обучение диалогу, и, в целом,
развитие коммуникативной компетентности.

Но
сложность в том, что на уроке английского языка редко удается создать ситуацию
реального общения. Диалоги часто условны. Они никак не соотносятся с опытом
учащихся. В результате, учащиеся не любят строить диалоги.

Развивая
умения диалогической речи на уроках английского языка, нужно использовать те
методы, которые максимально хорошо подходят для этой цели. Диалог – это общение
между людьми, обычно эмоциональное и заинтересованное. Это обмен мнениями,
взглядами, и просто процесс, требующий активного участия со стороны
собеседников. Обучиться умению вести диалог на английском языке, будучи
пассивным, нельзя.

Тем самым, методы обучения диалогу должны быть активными и требовать
от учащихся вовлеченности в процесс ведения диалога. Это особенно важно для
учащихся среднего звена, так как в это время уже сложились, или складываются,
личные интересы, у учащихся расширяется кругозор, с ними можно говорить на
различные темы. Учащиеся среднего звена любят общаться, у них есть желание
проявить себя. Это нужно использовать на уроке английского языка так, чтобы
была польза для знания языка.

Все перечисленные факторы свидетельствует об
актуальности и
спользования активных методов обучения для развития
умений диалогической речи на уроках английского языка (на среднем этапе
обучения).

Исходя из вышесказанного, стоит говорить об актуальности нашей работы.

Объектом исследования является диалог как вид речевой коммуникации
в обучении иностранному языку на уроках в школе (средней этап обучения).

Предметом исследования является использование активных методов
обучения для развития умений диалогической речи на уроках английского языка на
среднем этапе обучения.

Цель данной работы – рассмотреть особенности использования
активных методов обучения для развития умений диалогической речи на уроках
английского языка (средней этап обучения)

Для
достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Говорение на
иностранном языке представляет собой сложную деятельность, при этом вести
диалог на иностранном языке не легче, чем монолог. Учащимся не хватает
лексических навыков, они не умеют быстро реагировать на реплику собеседника.
Поэтому диалог на уроке английского языка может превращаться в обмен заученными
репликами, что противоречит сути диалога. Диалог предполагает спонтанное
общение людей по интересующей их теме, важнейшей частью диалога является
мотивация к общению. Е
диницей диалога считается не реплика, а
диалогические единство, то есть две связанные между собой реплики; многим
фразам соответствуют определенные ответы. При этом реальный диалог
характеризуется
концентрацией внимания на смысловой стороне содержания, а не на использовании
заданной лексики и грамматики. Кроме того, диалог предполагает определенные
роли участников диалогического общения, их взаимоотношения, обстановку общения.

По поводу того, что
причислить к активным методам обучения, пока что среди методистов нет единого
мнения. Чаще всего к ним относят различные игры, в том числе деловые и ролевые.
Также сюда относят тренинги и дискуссии. Все активные методы обучения объединят
активная роль самих учащихся, а не педагога. Учитель английского языка
выступает как организатор, как помощник, но не задает учащимся способы их деятельности
на уроке английского языка. Активные методы обучения используют на всех этапах
обучения, хотя наиболее популярно их использование в высшей школе. На среднем
этапе обучения их применяют реже. Одной из причин можно назвать то, что
использование активных методов требует хороших отношений между учителем и
учениками, при которых они готовы раскрыться и проявить себя на уроке
английского языка. Другой причиной их недостаточного использования может быть
то, что такие методы должны включать интересное наполнение, но в школе редко
учитываются интересы учащихся среднего звена, при этом использование активных
методов предполагает, что содержание обучения интересно и актуально для
обучающихся.

Если рассматривать
методику обучения диалогу в средней школе, то можно сделать вывод, что она
состоит из двух этапов.
На первом этапе учащиеся подготавливаются
к ведению диалогу, читают тексты по теме, учат новую лексику. Проводится
предварительная работа со словами, заучиваются готовые речевые штампы и
фрагменты диалогов. На втором этапе происходит переход к собственно диалогу,
часто это диалоги по заданной схеме и по неинтересному для учащихся содержанию.

В этой методике есть ряд
недостатков. Прежде всего, реальный диалог включает в себя не только слова по
какой-либо теме, но и способы связать реплики (выражение одобрения, согласие
или несогласие с собеседником и т.д.). Этой лексике необходимо специально
учить, чтобы дети могли прореагировать на слова партнера по диалогу. В диалогах
в жизни также используются краткие предложения, междометия; отсюда следует
вывод, что целесообразно учить неполным ответам и даже неполным вопросам. К
тому же в школе «диалог» часто понимают как обмен вопросами и ответами, хотя в
реальной жизни можно представить себе диалог между людьми, в котором нет ни
одного вопроса. Поэтому диалоги на уроках английского языка часто выглядят
неестественно.

Активные методы позволяют
учителю иностранного языка создать на уроке ситуацию, которая сама по себе
располагает к общению. Так, при организации на уроке ролевых игр учащиеся
вынуждены вступать в тот диалог, который задан ролью. При организации на уроке английского
языка дискуссии или групповой беседы учащиеся имеют возможность высказаться по
интересующей их теме, а также могут захотеть отреагировать на реплику
одноклассника. При использовании активных методов, диалог перестает быть целью,
и превращается в средство самовыражения, что особенно важно для учащихся
среднего звена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическая основа использования активных методов обучения
для развития умений диалогической речи на уроках английского языка на среднем этапе
обучения

1.1.  Психологическая и лингвистическая характеристика
диалогической речи и содержание обучения диалогу в 5-9 классах

Диалог понимается как
специфическая форма речи, представляющая собой организованную структуру,
которая возникает в результате чередования устной спонтанной речи двух (или
более) собеседников, каждый из которых попеременно становится то говорящим, то
слушающим. Е.Н. Соловова выделяет
следующие характеристики диалога: реактивность и ситуативность [Соловова
2006: 121
].

Анализ диалога с точки
зрения структуры позволил ученым выявить минимальную структурную единицу
диалога, которой является реплика, и диалогическую коммуникативную единицу,
включающую взаимосвязанные реплики, получившую наименование диалогического
единства.

Диалогическое единство,
представляющее когерентное сочетание двух или нескольких реплик, включает
инициирующую реплику, которая выражает намерение (интенцию) и эмоциональное
состояние говорящего человека, и реактивную реплику (или реплику-реакцию),
определяющую взаимодействие говорящих.

Рассмотрим подробнее понятие
«диалогическая речь». В.Л. Скалкин определял диалогическую речь как «объединенное
ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных
высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в
непосредственном акте общения» [Скалкин 1989: 6].

И.Л. Бим, рассматривая
актуальные проблемы обучения диалогической речи, подчеркивала, что
«диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного общения,
который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна
другую репликами двух или более лиц. Продуктом данной формы речевого
высказывания является диалог разной степени развернутости [Бим 2008: 176].

Г.В. Рогова дает такое
определение: «диалог — это процесс общения двух или более
собеседников-партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из
участников поочередно выступает в роль слушающего и говорящего. Диалогическую
речь нельзя спланировать, «запрограммировать», так как речевое поведение
партнера зависит от речевого поведения другого партнера [Рогова 1998: 123].

Компоненты диалога
[Колокольцева 2001: 8]:

— обозначения участников
общения (говорящий и адресат);

— фонд общих
предварительных знаний (незнакомые люди редко вступают в диалог, потому что у
них нет общих знаний, и они не знают, о чем им друг с другом говорить);

— намерения (интенции);

— цели общения
(определяются как компоненты ситуации общения);

— место, время,
обстоятельства действительности;

— отношения между
собеседниками, социальные и статусные характеристики (определяются как
социально-психологические компоненты ситуации).

Из представленных выше
определений можно выделить главный аспект, что диалогическая речь отличается
непроизвольностью и реактивностью. Обдумывание своих реплик и вопросов
происходит одновременно с восприятием чужой речи. Важнейшую роль играет
обстановка общения, отношения между собеседниками.

Следовательно,
диалогическая речь трактуется отечественными методистами и учеными как процесс
непосредственного общения, который нельзя «запрограммировать», где каждый из
участников выступает в роли говорящего и слушающего. Обычный диалог между
людьми непредсказуем, он зависит от реакции собеседника и от окружающей
обстановки. Но на уроках иностранного языка как раз и нет непредсказуемости.
Поэтому и надо искать способы обучать диалогу.

Диалогическая речь
протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.
Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной,
сокращенной, иногда фрагментарной. Отличительными чертами диалогической речи
являются разговорные клише и эмоциональный контакт собеседников, которые внешне
будет выражаться в междометиях, обращениях друг к другу, формулах
вежливости. 

В целом, диалог является
следствием коммуникативной функции языка. Мы говорим для того, чтобы общаться с
другим человеком.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы