Курсовая с практикой Гуманитарные науки Современный русский язык

Курсовая с практикой на тему Имена собственные в романе И. А. Гончарова «Обломов»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Раздел 1. Имя собственное как объект лингвистических исследований 4
§1.1. Общая характеристика имени собственного 4
§1.2. Специфика семантики собственных имён 7
Раздел 2. Особенности функционирования имен собственных в произведениях И.А. Гончарова 12
§2.1. Имена собственные в творчестве И.А. Гончарова 12
§2.2. Имена собственные в романе И. А. Гончарова «Обломов» 16
Заключение 25
Список использованных источников 27

  

Введение:

 

Актуальность. В произведениях русской художественной литературы 18 века, как правила, свои имена, фамилии и отчества персонажи получают в прямой зависимости от замысла произведения, а также тех качеств, которыми абсолютно каждый из них наделен автором. В художественной литературе имена собственные играют достаточно специфическую роль, помогая при этом автору наиболее ярко изобразить действительность.
О значении и роли имен, фамилий и отчеств литературных героев на сегодняшний день написано очень много научных работ. Но по большей части в них речь идет о приеме «говорящих фамилий», что используют писатели для создания определенного образа героя. Многим известны такие фамилии, как Скалозуб, Скотинин, Молчалин, Простакова, Собакевич, Манилов, Обломов, Плюшкин — в таком ключе фамилии подобного рода можно продолжать и далее. Ни для кого не секрет, что означают перечисленные имена собственные в русской литературе и с автором какого именно произведения они ассоциируются.
Имена собственные, которые входят в композицию художественного произведения, особенно тесно связаны с его содержанием. Изучение имён в художественных произведениях, то есть литературной ономастики, вытекает, прежде всего, из потребности более глубокого понимания художественного произведения.
Абсолютно каждое литературное имя при своем «рождении» получает определённую стилистическую нагрузку, цель которой сделать более наглядной и выпуклой фигуру наречённого данным именем героя.
И.А. Гончаров принадлежит к той категории писателей, для которых принципиально важен выбор имени героя. Оно часто выступает одним из ключевых слов текста и сосредоточивает в себе обычно символические смыслы. В прозе Гончарова имена собственные являются важным средством характеристики героев, организуют художественный текст на различных его уровнях, служат ключом к подтексту произведения. Данные особенности стиля писателя можно проследить также на примере романа «Обломов», что содержит ряд загадок, непосредственно связанных с именами персонажей.
Объект исследования: имена собственные в художественном произведении.
Цель: выявить особенности употребления имен собственных в произведении И.А. Гончарова «Обломов».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Дать общую характеристику именам собственным.
2) Выявить специфику семантики имен собственных.
3) Рассмотреть художественное произведение как особую сферу функционирования имен собственных.
4) Проанализировать роман И.А. Гончарова «Обломов» на предмет использования имен собственных.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по теме исследования.
Структура работы: введение, два раздела, заключение, список использованных источников.
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведённое исследование опирается на богатый опыт разработки концептуального подхода к использованию имен собственных. Лингвисты воспринимают имена как вершину природного развития, венец «эволюции смысла», отмечают широкий спектр функционирования имен в языке и речи. Особенно важным с точки зрения накопленного опыта решения вопроса об имени как части художественного целого есть интересный и довольно обширный исследовательский материал о создании русской классики, а также ранее реализованные разработки по описанию имен собственных в произведениях И.А. Гончарова в связи с освещением различных аспектов личности писателя.
Рассмотрение факторов преобразования собственного имени в средство поэтики связано прежде всего с выявлением природы эстетики в художественном наименовании. Последний рассматривается в тесной связи и зависимости от законов выдвижения общего языка. В результате становится очевидным, что природа лингвистической номинации, что указывает на присутствие в имени семантического принципа, воспринимается и преломляется писателем, с учетом систематического характера, созданного им произведения, является основой для эстетического восприятия семантического потенциала имени и проявляется в отношениях, которые устанавливаются в литературе как реальный речевой акт.
Имена собственные играют важную роль в структуре текста и образной системе рассмотренного нами романа. Они не только определяют существенные особенности характеров тех или иных героев, но и отражают основные сюжетные линии произведения, устанавливают связи между разными ситуациями и образами. Имена собственные напрямую связаны с пространственно-временной организацией текста. Они «обнажают» скрытые смыслы, важные для интерпретации текста; служат ключом к его подтексту, актуализируют интертекстуальные связи романа, а также выделяют разные его планы (философский, бытовой, мифологический и др.), подчеркивая их взаимодействие.
Целью данного исследования было выявить особенности употребления имен собственных в произведении И.А. Гончарова «Обломов».
Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи:
1) Дали общую характеристику именам собственным.
2) Выявили специфику семантики имен собственных.
3) Рассмотрели художественное произведение как особую сферу функционирования имен собственных.
4) Проанализировали роман И.А. Гончарова «Обломов» на предмет использования имен собственных.

 

Фрагмент текста работы:

 

Раздел 1. Имя собственное как объект лингвистических исследований
§1.1. Общая характеристика имени собственного
Имена собственные представляют собой значительный пласт лексического состава, отличающийся от нарицательных объемом понятий, что сужается к одному объекту. Учитывая, что отдельное имя может принимать каждый объект окружающей действительности, его собственные имена могут быть как материальные, так и нематериальные, поэтому имена исчисляются в миллионах.
Однако, например, русский именник — набор личных имен — ограничен. Это произошло исторически, в связи с введением христианства в России. Тем не менее, состав российского именника может меняться со временем, некоторые имена теряются, другие, наоборот, происходят из других языков или переходят из наименований, поскольку категория личных имен, и в целом номинации языком, является социальным явлением, зависящим от развития общества и изменений в нем.
Творческие процессы особенно активны в названии персонажей в произведениях искусства. Изучение имен в художественной литературе носит теоретический и практический интерес.
Раздел ономастики, который занимается изучением специфики имен собственных в художественных текстах, выделился как самостоятельная научная дисциплина, которую называют литературной или поэтической, ономастикой. Если до 1960 года в десятках научных исследований и многочисленных фрагментарных записях о поэтике имен собственных, главным образом на страницах работ по литературоведению, описывалась библиография поэтической ономастики, то в настоящее время существует около 2000 специальных книг, сборников, журнальных статей, изданных на русском языке, которые защищаются десятками кандидатов, а также докторские диссертации. Повышенный интерес к изучению имен собственных в литературных текстах объясняется расширением исследований в области общей и частной поэтики, стилистики, языка художественной литературы, текстовой лингвистики. Длительное время поэтическая ономастика интересовала исследователей как прикладная дисциплина, которая обычно требуется при публикации различных статьям к литературным текстам, при составлении словарей имен собственных в художественных произведениях [6, с. 83-89].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы