Курсовая с практикой на тему Художественный мир романа Прилепина «Обитель» и специфика его кинематографического воплощения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА В СОВРЕМЕННОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Захар
Прилепин – «знаковая личность» в литературе. 6
1.2. Художественный мир романа «Обитель». 11
ГЛАВА 2. ЭКРАНИЗАЦИЯ КАК ПРИЕМ РАСКРЫТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.. 22
2.1. Специфика экранизации. 22
2.2. Специфика экранизации романа «Обитель» Захара
Прилепина. 25
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА ПО
РОМАНУ З. ПРИЛЕПИНА «ОБИТЕЛЬ». 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
ЛИТЕРАТУРА.. 39
Введение:
Захара Прилепина смело
можно назвать современным летописцем, по
книгам которого можно изучать российскую историю изнутри. Начиная с грузчика,
охранника и разнорабочего, он стал одной из знаковых фигур в современной
отечественной литературе. За его плечами служба в ОМОН и участие в боевых
действиях в Чечне. Все, написанное на страницах его книг – пережито и
прочувствовано им самим.
Первая Первым его
произведением стал роман «Патологии», вышедший в 2004 году. Следом за ним, в
2006 году появляется роман «Санькя», за
который Прилепин награжден премией «Национальный бестселлер» и «Русский букер».
Роман вызвал небывалый резонанс и принес автору широкую известность.
Десятилетие творческой деятельности принесли писателю не одну престижную
награду и премию.
В 2014-ом году вышел
роман «Обитель», который был отмечен премиями «Книга года», «Большая книга» и
«Русский Букер». Благодаря этому роману, Захар Прилепин в 2016-м становится
лауреатом премии Правительства России в области культуры. Книги Захара
Прилепина переведены на семнадцать языков мира.
Актуальность
исследования. Серьезное отношение литературоведов и
критиков только сейчас начинает формироваться. Чаще всего анализ его прозы
представлен в периодических изданиях, где книги автора рассматриваются в самых
разнообразных ракурсах, подробно или обзорно. В частности, к жизни и творчеству
Прилепина приковано внимание таких изданий, как «Новый мир», «Знамя», «Комсомольская
правда», «Огонек», «Культура», «Литературная газета».
Стали появляться и первые
диссертации и научно-исследовательские работы, посвященные творчеству писателя.
В 2014 году в Москве в Российском университете дружбы народов Е. В. Гусевой
была защищена кандидатская диссертация по теме «Концепция детства в творчестве
Захара Прилепина», а в 2016 году состоялась защита кандидатской диссертации А.
И. Малышевой «Клинический реализм» Захара Прилепина» в Воронежском
университете. Д. В. Аристов посвятил свое диссертационное исследование роману
«Патологии», в частности военной тематике, раскрытой в романе.
Кроме того, творчеству
Прилепина, его художественному методу, поэтике прозы, жанровой и образной
системе его отдельных произведений посвящен ряд научных статей, среди которых
литературоведческие публикации О. С. Сухих «Очень своевременные книги; Е. Г.
Местергази «Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина «Грех»»; А. А.
Юферовой «Проблема жанрового определения книги Захара Прилепина «Грех»», «Мотив
качелей в прозе З. Прилепина».
Большое внимание уделено
творчеству Захара Прилепина и в обзорных статьях А. Ю. Большаковой, посвященных
литературной ситуации в России конца XX – начала XXI ст.: «Литературный процесс
сегодня: pro et contra», «Русская литература на рубеже XX – XXI вв.: новые
приоритеты»; публикации Е. А. Кочетковой, И. В. Петрова и ряда других.
Однако в этих
исследованиях нет систематизированного анализа художественного мира писателя и,
более того, художественных особенностей его произведений, которые являются
одной из важнейших литературоведческих категорий, не имеющей, однако,
однозначного определения. Зачастую понятие «художественный мир» соотносится с
понятиями «художественная действительность», «художественность». Исследованиями
в данном направлении занимались многие ученые, начиная со второй половины XIX
в. (В. Соловьев, Н. Страхов и др.) и заканчивая современными исследованиями (В.
Хализев, Л. Чернец). Из-за неоднозначности понятия художественного мира,
применяется близкий ему термин «художественная действительность» в
«Литературном энциклопедическом словаре»: расшифровывается, как мир, освоенный в объединяющей смысловой
перспективе художественной идеи, воспринимаемой как внутренне неделимая. С
художественностью соответственно связаны такие категории, как органичность,
цельность, непреднамеренность, творческая свобода, оригинальность, вкус,
чувство меры.
Таким образом,
художественный мир подразумевает, прежде всего, целостную систему тесно
связанных между собой элементов, каждый из которых представляет собой важную
неотъемлемую часть для понимания всего произведения как единого организма. В
раскрытии художественного мира произведения очень важно показать сюжет и
композицию, стиль и язык, идею и основные мотивы, образ героя и систему
персонажей. Несмотря на достаточно большое количество научных трудов в этом направлении,
тема раскрытия художественного мира произведения всегда актуальна, поскольку
Заключение:
Итак, нами
проанализирован роман современного российского писателя Захара Прилепина
«Обитель». Выбранная для книги тема – обращение к тяжелым страницам советского
прошлого нашей страны – одна из любимых, наверное, у литераторов. К ней
обращались А. Солженицын, В. Шаламов, Л.
Бородин. И это не спроста. Тема постоянно «живая», поскольку с лагерями
сталкивалось не одно поколение советских людей…
В романе поднимается
целый ряд вопросов. О душе человеческой, о битве за нее, о слабостях ее и
возможностях. Сколько можем вынести до того, как все в наших лицах станет мелким,
стертым.
Автор, собственно и
раскрывает на страницах романа историю страны… В лагере собраны и белогвардейцы, и красноармейцы, и монахи, и
контрреволюционеры, и чекисты, и блатные, и фраеры. Все они теперь по одну
сторону баррикад. А ведь у каждого личная история, наверное начиналась с
поисков правды и справедливости. Начинается с того, что «правда у каждого своя»,
а приводит к общей для всех. Также, как и общая для всех ненависть: к
государству, к Отчизне, к власти, к тюремному начальству, ко времени, которое
мы не выбираем. Остается только жить. Вернее, как-то стараться выживать. Чем,
собственно и занят главный герой романа Артем, попав в лагерь.
Образованный, тонко
чувствующий, он вступается за заключенного, избиваемого десятником, дает в
морду обнаглевшему блатному, в лазарете делится едой с соседом по палате,
становясь со временем полной противоположностью.
Теперь он лучше всего
умеет приспособиться, выкрутиться, спастись любой ценой, завести дружбу с кем
надо, из строя выйти в нужный момент. Водку пить с начальником лагеря, смотреть
на него широко раскрытыми глазами, верить ему как самому себе и гордиться своим
к нему приближением – может.
Именно вокруг образа Артема
выстроена композиция романа и основная мысль романа: в жизни все подчинено
тому, что в жесточайших условиях, задумываясь о выживании, нормальный человек
может стать палачом. Соловки стали чистилищем для каждого, кто в них попадал.
Однако в этом аду жили люди, каждый со своей правдой.
О том, что тема романа
актуальна, говорит тот факт, что по произведению создана экранизация. Нами
рассмотрен ряд вопросов, как, собственно создается экранизация и каким
параметрам должно отвечать художественное произведение. Приходим к выводу, что
роман «Обитель» достаточно сложен, как
для постановки, так и для восприятия зрителем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН
ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Захар Прилепин – «знаковая личность» в литературе
Захара Прилепин является
одной из ярчайших и даже культовых фигур современной литературы. Часто этого
автора называют «лидером молодой писательской генерации» и даже «новым Горьким»[1].
Всеобщее творчество
Захара Прилепина стало объектом обсуждения в критике, и пользуется вниманием
исследователей. Так, в частности, С. Беляков отмечает, что современной русской
прозе больше нет такого писателя, который бы так пришелся по душе людям с
противоположными этническими симпатиями. Прилепин считается самым модным из
молодых писателей. Критик признает этого автора хоть и начинающим, но с ярким
дебютом, новаторским, как у Горького. Кроме того, как считают
критики, он в совершенстве овладел жанром рассказа. Н. Иванова считает, что
писательский авторитет Прилепина признается практически единогласно, причем не
только в молодой литературе, но и в современном искусстве. Более того, Прилепин
у К. Решетниковой рассматривается как «локомотив новой духовности». Первоначально популярность Захара Прилепина
связывалась с открытием темы чеченской войны в современной литературе, именно
она стала центральной в романе «Патологии». Идея романа заключена в том, что
человек, в той или иной степени совмещает возвышенную духовность и низменную
животную телесность. Поэтому он является одновременно и богоподобным, и животным существом. Постоянно всплывающий в
воспоминаниях героя образ умершего отца, явно соотносится с фигурой Бога. Даже
кошмарный ночной бой воспринимается как некое Божье возмездие.
Концовка романа явно не
укладывается в рамки реалистической батальной прозы: перед читателем какой-то
долгий процесс непрерывного нагнетания ужаса, все большей и большей
концентрации адского мрака. Рассказчик полностью утрачивает человеческий облик от
постоянного сползания во мрак, причем, как в физиологическом, так и в духовном
отношении.
В более поздних
произведениях автор не отказывается от данной темы. Так, по словам А. Токарева, роман «Патологии»
натуралистичен, но при этом подкупает жизнелюбием, контрастирующим с уже
привычным для нас пессимизмом. Это дано только писателю, обладающему высшей
степенью развития способностей и таланта. Что интересно – после прочтения
«Патологий» у читателя не возникает чувства ожесточения и опустошения. Находясь
под впечатлением от прочитанного, читатель мысленно сопереживает героям, как
выжившим, так и погибшим. Он учится ценить мир, становясь немного добрее и
человечнее. А вместо озлобленности у каждого, прочитавшего книгу Прилепина, в
душе остается чувство просветления[2].
Д. Быков в предисловии к
роману в рассказах «Грех», отмечает, что в этой книге есть бесценные витамины,
которых так не достает: энергия, храбрость, радость, жизнестойкость, нежность[3].
Таким образом, становится
понятным, что Прилепин пытается создать новую для современной литературы
картину мира, свидетельствующую о преодолении кризиса и формировании нового
героя – стойкого и сильного, противостоящего широко распространенным в прозе
1980-х – конца 1990-х[4].
Критика поддерживала
картины мира и сложившиеся модели вплоть до появления романа «Санькя»,
развернувшего дискуссию о новаторстве Прилепина в новое русло. Причина [1]
Басинский П. Новый Горький
явился. Роман Захара Прилепина о новых революционерах вошел в шорт-лист
«Национального бестселлера» // Российская газета. – Центральный выпуск № 4066.
– 2006. – 15 мая. [2]
Токарев А. Русская жизнь
Захара Прилепина. – Электронный доступ: http://www.nazbol.ru/rubr15/1901.html [3]
Быков Д. Счастливая жизнь
Захара Прилепина // Прилепин З. Грех. Роман в рассказах. – М. : Вагриус, 2008. [4]
Мережинская А. Ю.
Художественная парадигма переходной русской культурной эпохи. Русская проза 80
– 90-х годов ХХ века – К. : ИПЦ «Киевский университет», 2001.