Курсовая с практикой на тему Художественное своеобразие рассказов В.Ф.Одоевского для детей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Художественный мир произведений В.Ф.Одоевского 6
1.1.Творчество В.Ф.Одоевского для детей 6
1.2.Художественное своеобразие детских произведений В.Ф. Одоевского 12
Глава 2. Жанровые особенности рассказов В.Ф.Одоевского для детей 19
2.1.Образно-художественные и жанровые открытия в произведениях В.Ф.Одоевского 19
2.2.Анализ сказки «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского 22
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
Актуальность работы. В.Ф. Одоевский при жизни издал шесть детских книг. Это «Городок в табакерке» (1834 и 1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838 и 1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Он сотрудничал в детских журналах.
В детской литературе он выступал как прозаик. Единственный его поэтический опыт — «Сборник детских песен дедушки Иринея», для которых он сочинил музыку и издал с нотами, встретил отрицательную оценку со стороны Белинского.
И в самом деле, стихи его слабы, нравоучительны, посвящены мелким темам и незначительным событиям из детской жизни. Хотя в них не проповедовались угодничество и покорность, не внедрялась молчалинская мораль, что было характерно для детских поэтов типа Б. Федорова, но литературными достоинствами они не отличались.
Зато первый его сборник «Сказки и рассказы» горячо был встречен публикой и удостоился восторженных похвал Белинского, считавшего Одоевского идеальным писателем для детей. «Русские дети,- писал великий критик, — имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций… Какою теплотою и жизнью веет от его рассказов, и какое необыкновенное искусство у него заманить воображение, раздражить любопытство, возбудить внимание иногда самым, по-видимому, простым рассказом».
Белинский особенно выделял гуманистическое содержание и просветительную направленность творчества Одоевского для детей, поиски автором новых приемов популяризации знаний.
Через взрослых критик обратился непосредственно к детям, которым дал совет «поближе познакомиться с дедушкой Иринеем», выразив при этом сожаление, что такой талантливый автор так мало пишет для детей, и при этом иронически добавил, что, видимо, дедушка этот очень уж стар. Одоевский, по мысли великого критика, воплотил в себе качества, необходимые детскому писателю: «и талант, и душу живую, и поэтическую фантазию, и знание детей».
В сборник рассказов и сказок вошли «Городок в табакерке», «Разбитый кувшин», «Царь-девица», «Бедный Гнедко», «Индийская сказка о четырех глухих», «Столяр», «Сирота», «Анекдоты о муравьях», «Отрывок из журнала Маши» и три детские пьесы: «Маленький фарисей», «Переносчица» и «Воскресенье». В них писатель-романтик иногда отходил от своего литературного направления и колебался между реализмом и романтизмом, поэтому некоторые современные исследователи относят его к просветительскому реализму. Как и в «Черной курице» А. Погорельского, в его рассказах много реальных примет из жизни. События в них происходят на улицах Петербурга, в домах и в учреждениях. Их герои — дети и взрослые того времени.
Материал для своих рассказов он черпал из окружающей жизни, близкой и хорошо знакомой детям. Содержание их нередко связано с детскими интересами. В них он проповедует те же идеи, служению которым посвятил всю свою жизнь: благотворительность, просвещение, трудолюбие, уважение к человеку и ко всему живому, взаимопомощь.
Объект исследования – рассказы В.Ф. Одоевского для детей.
Предмет исследования – художественный мир произведений В.Ф.Одоевского.
Цель исследования – осмыслить художественное своеобразие произведений В.Ф. Одоевского для детей, их место и роль в детском чтении
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить особенности творчества В.Ф.Одоевского для детей.
2. Выявить и рассмотреть тематическое
Заключение:
Заключение
Таким образом, особое место в творчестве писателя занимают сказки, которые условно могут быть разделены на три группы: сказки для детей – «Сказки и рассказы дедушки Иринея», сатирические сказки и сказки фантастические.
Главной ролью детской литературы было и остается воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо, очерчивают границы добра и зла, показывают модели поведения, которым можно или нельзя следовать. Детская книга помогает понять самого себя, других людей, их проблемы, чувства. Все это является залогом для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.
Творчество В.Ф.Одоевского достойно венчает развитие литературы для детей в первой половине XIX века. Первоначально представленная в немногочисленных произведениях, адресованных юным читателям, к середине прошлого века она утвердилась как самостоятельная ветвь отечественной словесности. Для юных читателей издавались десятки журналов, альманахов, в которых публиковались произведения профессиональных детских писателей. Литература для детей начинает развиваться как литература художественная и научно-познавательная. На пересечении появляется жанр научно-художественной сказки и рассказа.
Самый популярный и наиболее художественно разработанный жанр этого периода — литературная сказка. Она выросла на фундаменте народной сказки. Обогащенная традициями романтизма, литературная сказка способствовала дальнейшему развитию литературы для детей: так возникли научно-фантастическая сказка «Городок в табакерке» В.Одоевского, положившая начало научно-художественной литературе.
Одоевский сумел прозорливо связать воедино особенности детского мышления и детского языка. Это было чрезвычайно важным литературно-художественным открытием, которое выдвинуло писателя в число теоретиков детской литературы. Кроме того, он дал русской литературе образцы произведений, в которых повествование организовано вокруг детской точки зрения («Городок в табакерке», «Мороз Иванович», «Разбитый кувшин» и «Червячок»).
Точка зрения в
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Художественный мир произведений В.Ф.Одоевского
1.1.Творчество В.Ф.Одоевского для детей
Творчество В.Ф. Одоевского являет собой литературную судьбу «второстепенных» писателей, вместе с признанными гениями совершенствовавших нашу литературу и в немалой степени способствовавших ее расцвету и мировой славе. А.С. Пушкин сознавал это особенно отчетливо, в 1831 г. А.И. Кошелев сообщил его отзыв Одоевскому: «Пушкин находил, что ты доказал истину весьма для России радостную: а именно, что возникают у нас писатели, которые обещают стать наряду с прочими европейцами, выражающими мысли нашего века» [16; с.5].
Одоевский был единомышленником Белинского по вопросу о создании популярной литературы для самых широких кругов населения. Следуя своим взглядам, он издавал журнал «Сельское чтение» и «Детскую книжку для воскресных дней».
Особое место в творчестве писателя занимают сказки, которые условно могут быть разделены на три группы: сказки для детей – «Сказки и рассказы дедушки Иринея», сатирические сказки и сказки фантастические. Фантастические сказки В.Ф. Одоевского заслуживают особого внимания. Они вырастают из философских умозрений автора, на них оказывают известное влияние произведения Э.Т.А. Гофмана с характерными символическими образами-олицетворениями, а также разнообразными гротесками, включающими противопоставление мира вымышленной мечты и обыденной действительности. Неслучайно Одоевского в России называли вторым Гофманом. Белинский утверждал, что «на фантастическое» направление даровитого писателя имел большое влияние Гофман. Рецензент «Московского телеграфа» отзывался о книжке Одоевского неодобрительно и при этом противопоставлял его сказки глубине и прочувствованности гофмановских созданий.
В литературоведении нередко рассматривался вопрос о сходстве