Курсовая с практикой Гуманитарные науки Развитие речи

Курсовая с практикой на тему Художественная литература как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Художественная литература как эффективное средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Технология работы с художественной литературой при активизации словаря старших дошкольников в дошкольном учреждении 18
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
2.1. Констатирующий этап эксперимента 24
2.2. Формирующий этап эксперимента 29
2.3. Контрольный этап эксперимента 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 40

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие словаря – одна из главных задач речевого развития дошкольников, успешное решение которой зависит от многих факторов и условий (прежде всего, речевой среды, лингвистического окружения, социального пространства, семейного эмоционального благополучия, индивидуальных особенностей развития личности, познавательной активности ребенка, креативности, способностей и т.п.), которые с необходимостью должны быть учтены в процессе целенаправленного речевого развития.
Функции речи в жизни ребенка весьма многообразны. Прежде всего она является основным средством общения ребенка (коммуникативная функция), причем, как с целью поддержания социальных контактов, так и с целью обмена информацией. Эти аспекты коммуникативной функции речи, будучи представленными в поведении дошкольника, активно им осваиваются, ребенок овладевает языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, расширяется его словарь.
Актуальность проблемы формирования и расширения лексического запаса дошкольников обусловлена следующими основными моментами. Во-первых, формирование словаря имеет большое значение для развития прежде всего познавательной деятельности ребёнка (слово является средством не только речи, но и мышления). Во-вторых, лексическая система языка является базисом овладения детьми чтением, письмом и счётом. В-третьих, лексический запас существенно влияет на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.
Большое значение в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка имеет художественная литература, чтение художественных произведений, сказок, потешек, стихов, пословиц и др., которая оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, будучи наиболее доступным для детей видом деятельности, способом переработки полученных впечатлений, переживаний, знаний, усвоения основных сторон человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии [40], средством всестороннего развитии личности ребенка (интеллектуального, эстетического, нравственного, физического).
Таким образом, именно посредством художественной литературы развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. Особое значение художественная литература имеет для развития словаря дошкольника, которое, в свою очередь, имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово является средством не только речи, но и средством мышления.
В качестве объекта исследования выступает процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Соответственно предмет исследования – развитие словаря дошкольника посредством художественной литературы.
Цель исследования – дать характеристику наиболее эффективным методам и приемам развития словаря дошкольника посредством художественной литературы.
Гипотеза исследования. Развитие словаря детей дошкольного возраста будет эффективным, если развивать речь детей старшего дошкольного возраста посредством специально подобранных методических приемов, основанных на использовании педагогического потенциала художественной литературы, опреелдения круга художественных произведений в соответствии с воз0растными и психологическими особенностями дошкольного возраста, каждого из его этапов, дальнейшей работы по организации рефлексии по прочитанному, использовании материала в ходе организации дидактических игр, в беседах, театрализованных представлениях и праздниках и т.д.
Задачи исследования:
 выявить особенности развития словаря детей дошкольного возраста;
 раскрыть методический потенциал художественной литературы как эффективного метода развития речи детей дошкольного возраста;
 дать характеристику программ по направлению развития словаря дошкольника;
 провести диагностику словарного запаса старших дошкольников, разработать программу его развития с использованием художественной литературы;
 провести повторное обследование словарного запаса детей с целью подтверждения гипотезы исследования; разработать рекомендации по использованию художественной литературы для развития словаря детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный анализ, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение.
Теоретической основой исследования явились работы А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца о ведущих новообразованиях старшего дошкольного возраста, а также работы А.Г. Арушановой, В.С.Мухиной, З.М. Истоминой, К.Д. Ушинского, Т.И. Гризик и др.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, связная речь является ведущей формой общения дошкольников. У них следует развивать коммуникативные, речевые способности, которые без воздействия взрослого не формируются.
Важными педагогическими требованиями для расширения словаря дошкольников являются: пространство общения, развивающая педагогическая среда; внеурочные методы обучения родному языку; правила организации детей; эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе; недисциплинарные методы удержания и привлечения внимания.
Важным условием развития лексического запаса является создание речевой среды, взаимодействия между собой взрослых, детей и взрослых, дошкольников друг с другом.
Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, в результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза, доказано, что развитие словаря детей дошкольного возраста значительно активизируется посредством активного использования художественных произведений как во время образовательной деятельности, так в разнообразных видах специально организованной и самостоятельной деятельности ребенка, в том числе посредством специально подобранных дидактических игр по материалам (сюжету, героям, событиям) художественной литературы.
Итоги констатирующего этапа эксперимента показали значительную долю детей с низким и средним уровнем словарного запаса. Проведенная корректирующая работа, включающая активизацию такого вида деятельности, как чтение художественных произведений (специально подобранных с учетом психологических и возрастных особенностей этапа дошкольного детства), «проигрывание» эпизодов прочитанных текстов в дидактических играх, использование сюжетов, замыслов, героев, событий из художественных произведений на прогулке, в дидактических играх, при организации образовательной деятельности, в проведении театрализованных представлений, инсценировок и игр-драматизаций – все эти основные направления работы составили содержательную часть формирующего этапа эксперимента. Результаты проведенного повторного обследования по выбранным методикам после формирующего этапа эксперимента показали, что значительно увеличилась доля детей с высоким уровнем словарного запаса, в то время, как доля детей с низким уровнем словарного запаса уменьшилась. Следовательно, гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута, задачи выполнены.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста, расширение лексического запаса старших дошкольников самым непосредственным образом зависит прежде всего от особенностей развития речи в этот период детства.
Говоря об особенностях развития речи детей старшего дошкольного возраста, необходимо, прежде всего, дать определение связной речи. Связная речь – это логически связанные между собой предложения, объединенные одной темой, представляющие собой смысловое целое [6, c. 8].
Соответственно атрибутами связной речи являются следующие признаки, представленные на рис. 1:

Как видно из рисунка, к атрибутам связной речи можно отнести:
˗ содержательность, то есть знание предмета, о котором говорится;
˗ точность, то есть правдивое отражение окружающей действительности, такой подбор слов и словосочетаний, который в наибольшей степени подходят данному содержанию;
˗ логичность – последовательное и связное изложение мыслей;
˗ ясность – то есть доступность, понятность для окружающих;
˗ правильность, разнообразие, чистота, богатство [15, c. 48].
В работах известного отечественного психолога и лингвиста Ф.А.Сохина проблема речевого воспитания, в том числе и вопросы развития словаря, получила новое направление. Прежде всего, Ф.А. Сохин четко обосновал необходимость формирования осознания явлений языка и речи – это положение стало лейтмотивом всех исследований, относящихся к решению практически любой задачи речевого развития. Ф.А. Сохин отмечал, что построение связного высказывания является преднамеренным, произвольным, спланированным. Главный критерий произвольности и осознанности построения высказывания – способность такого отбора языковых средств, которые наиболее точно соответствуют выражаемому в речи содержанию и соответствующим условиям общения. С точки зрения Ф.А.Сохина, связная речь, выступая как конечная цель речевого воспитания, демонстрирует успехи ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, всех сторон языка, и является необходимым и базовым условием овладения всеми сторонами языка: звуковой, грамматической, лексической. В многочисленных психолого-педагогических исследованиях под руководством Ф.А. Сохина анализу подвергались различные аспекты речевого развития дошкольников: связная речь, грамматика, лексика, фонетика, осознания явлений языка и речи [35, c. 43].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы