Курсовая с практикой Гуманитарные науки Методика русского языка

Курсовая с практикой на тему Обучение грамматическому разбору младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка»,

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 1
Глава I. Теоретические основы проблемы обучения грамматическому разбору младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка 5
1.1. Обзор исследований по проблеме обучения грамматическому разбору младших школьников 5
1.2. Особенности формирования грамматических умений у младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка 11
1.3. Педагогические условия обучения грамматическому разбору младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка 19
Глава II. Экспериментальная работа по обучению грамматическому разбору младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка 28
2.1. Сформированность умений грамматического разбора у младших школьников с нарушениями речи 28
2.2. Программа по обучению грамматическому разбору младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка 33
2.3. Динамика умений грамматического разбора у младших школьников с нарушениями речи 46
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения 56

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Переход начального звена на новые образовательные стандарты означает выдвижение на первый план задач реализации системно-деятельностного подхода в начальном обучении: вместе со обучающим компонентом в программном содержании предусматривается деятельностный компонент, который направлен на то, чтобы заложить основы учебной деятельности, то есть умение принимать, реализовывать, сохранять учебные цели, планировать, оценивать и реализовывать учебные действия, а также их результат.
Новые программы начальной школы ориентированы на развитие не только предметных, но и универсальных или метапредметных учебных действий. В школьную практику вводятся новые образовательные технологии и методики (проектные методы, компьютерные и информационные технологии, технологии обучения в сотрудничестве), получают также новое содержание технологии, что выдержали проверку временем.
Как технологии организации самостоятельной работы, технология грамматического разбора должна иметь вид проблемно-поисковой деятельности, которая будет охватывать все уровни языковой системы, согласно методическому принципу изучения языка в единстве абсолютно всех его сторон.
Проблема обучения русскому языку учащихся с речевыми нарушениями является многогранной и сложной. Прежде всего это связано с тем, что категория таких детей – крайне неоднородна. Вместе с общеобразовательной подготовкой целями обучения детей с нарушениями речи выступают: преодоление речевого недоразвития и связанных с ним особенностей психического развития, воспитание личности, которая будет способна активно участвовать в общественной жизни, а также реализовывать свои социальные и познавательные потребности.
Таким образом, целью обучения русскому языку в школе для детей с нарушениями речи является формирование у учащихся речи в качестве средства общения (коммуникации) и орудия познавательной деятельности и на этой основе изучение русского языка как учебного предмета. В результате активного коррекционного воздействия происходит практическое овладение речью, а также создание необходимых предпосылок и условий для усвоения учебной программы по русскому языку, формирования готовности к овладению школьными умениями, навыками и знаниями.
В методической литературе существует немало работ по теоретическим основам грамматического разбора, методистами разработаны различные методики проведения и особенности грамматического разбора в начальной школе. Одним из наиболее важных условий организации грамматического разбора в начальной школе выступает адекватность приемов их реализации возрастным особенностям учащихся. Критерием развития грамматических способностей детей является степень осознанности всех операций во время выполнения разных видов грамматического анализа.
Во всех видах грамматического разбора необходимо соблюдать методические условия его проведения: доказательность и последовательность. Другим не менее важным условием при организации грамматического разбора на уроках русского языка в начальной школе является необходимость сопровождать его игровым моментом, использовать загадки, анаграммы, шарады и др.
Грамматический разбор в младших классах обычно проводится во время проверки домашнего задания (индивидуальная работа по карточкам, у доски), при актуализации опорных знаний (при синтаксическом разборе предложения перед знакомством с однородными членами); в процессе закрепления полученных знаний, при проведении контрольных уроков, повторительно-обобщающих уроков, при текущем повторении.
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день многие ученые-методисты рассматривают грамматический разбор с точки зрения критерия развития познавательных аналитических способностей обучающихся на уроках русского языка. По их мнению, аналитические способности развиваются во время овладения грамматическими умениями, что основываются на раскрытии лингвистических понятий. Такие умения формируются в процессе грамматического разбора, служащего показателем учебно-языковых умений учащихся, критерием их знаний.
А.В. Текучев писал о грамматическом разборе: «Данный вид работы содействует развитию логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся в особенности». Мы считаем, что грамматический разбор позволит реализовывать системно-деятельностный подход в процессе обучения русскому языку, в особенности среди детей, имеющих нарушения речи. Технология грамматического разбора способствует развитию у детей речи и мышления, в процессе грамматического разбора младшие школьники учатся рассуждать, обобщать, анализировать, то есть формирование навыка грамматического разбора будет способствовать практическому овладению русским языком.
Цель исследования: выявить педагогические условия обучения грамматическому разбору младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка.
Объект исследования: методика изучения грамматики в начальной школе.
Предмет исследования: особенности процесса обучения грамматическому разбору младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка.
Гипотеза: обучение младших школьников с ОНР грамматическому разбору будет эффективным при соблюдении следующих условий:
— будут учитываться особенности недоразвития речи детей;
— уроки русского языка будут направлены на развитие эмоциональной сферы учащихся.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить методическую литературу по проблеме обучения грамматическому разбору младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка;
2. Выявить уровень сформированности умений грамматического разбора у младших школьников с нарушениями речи;
3. Определить степень эффективности программы по обучению грамматическому разбору младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка.
Теоретико-методологическая основа исследования: мы опирались на работы таких ученых, как Р.Е. Левина, Л.С. Выготский, Т.П. Бессонова, А.А. Алмазова, М.М. Козлова, Г.В. Лашко, М.Р. Львов, Л.Ш. Тлюстен, М.К. Тутаришева, О.Д. Ушакова и других.
Методы исследования:
— анализ лингвометодической и психологической литературы;
— педагогический эксперимент;
— качественный и количественный анализ данных;
— обобщение.
База исследования: Академия Знаний «АлертУМ», младшие школьники с ОНР.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате теоретического анализа по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Грамматический разбор в начальной школе — это система разнообразных упражнений. Выделяют следующие виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический и другие.
2) Грамматический разбор в целом предполагает развитие речи, совершенствование и формирование навыков правильного письма, осознание грамматической системы; это надежное средство усвоения, закрепления знаний, их проверки, средством развития речи и мышления учащихся начальной школы
3) У учащихся с нарушениями речи возникают определенные трудности при усвоении грамматических обобщений. Это препятствует формирование у них грамматических понятий по той или иной теме. В письменной речи таких школьников количество ошибок разнообразно. Все это указывает на необходимость специальной логопедической работы с учащимися с нарушениями речи по устранению недостатков их устной и письменной речи, преодолению трудностей при формировании грамматических понятий по различным темам.
4) Основными методическими направлениями, способствующими эффективному усвоению грамматических понятий, формированию умений грамматического разбора на уроках русского языка у младших школьников с нарушениями речи, являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, системность знаний, целенаправленная работа по формированию лингвистического отношения к языковым единицам, использование игровой деятельности.
В практической части нашего исследования нами была проведена экспериментальная работа по обучению грамматическому разбору младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка. Данная работа проводилась в третьем классе среди 20 учащихся, имеющих нарушения речи (контрольная и экспериментальная группы, в каждой по 10 человек).
Вся работа состояла в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе были получены достаточно низкие результаты: в контрольной группе двое детей (10%) имеют высокий уровень сформированности умений грамматического разбора, пятеро детей (50%) – средний уровень и трое (30%) – низкий уровень; в экспериментальной группе один ребенок (10%) имеет высокий уровень сформированности умений грамматического разбора, пятеро детей (50%) – средний уровень и 4 человека (40%) – низкий уровень. Нами было принято решение продолжить обучение грамматическому разбору с детьми экспериментальной группы.
На формирующем этапе нами была разработана программа по обучению грамматическому разбору детей экспериментальной группы на уроках русского языка. Вся наша работа была поделена на 4 блока: 1 блок – фонетический разбор; 2 блок – морфемный разбор; 3 блок – морфологический разбор; 4 блок – синтаксический разбор. Работа по каждому блоку велась согласна с использованием различного занимательного игрового материала.
На контрольном этапе детям были предложены аналогичные задания, что выполнялись ими на констатирующем этапе. Отличались данные задания лишь примерами. В контрольной группе результаты практически не изменились, чего нельзя сказать об экспериментальной группе: показатели высокого уровня выросли на 20%, среднего – на 20%, низкого, соответственно, уменьшились на 40%, что говорит об эффективности проведенной нами работы.
Таким образом, мы видим, что использование игровых технологий, занимательности и приемов мнемотехники дали отличные результаты при обучении грамматическому разбору детей с нарушениями речи. Кроме того, что у обучающихся в значительной степени выросли предметные умения и навыки, также у детей повысился познавательный интерес, активность на уроках и улучшилась речевая деятельность

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы проблемы обучения грамматическому разбору младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка
1.1. Обзор исследований по проблеме обучения грамматическому разбору младших школьников
Система обучения русскому языку подразумевает взаимосвязь всех его сторон: лексической, фонетической, словообразовательной и грамматической. Своеобразие каждой из сторон языка проявляется в специфике языковых единиц. Для фонетики в качестве таких единиц выступают фонемы, звуки речи. Для лексикологии — слово с точки зрения его употребления и семантического значения, для грамматики — слово в своих формах, а также предложение и словосочетание; для словообразования — слово и морфема со стороны способа образования и его строения [15, с. 184].
Обучение русскому языку в начальных классах также строится с учетом взаимосвязи разных языковых уровней. В первом классе большое внимание уделяется усвоению детьми графики и фонетики, потому что учащиеся овладевают навыками письма, чтения и каллиграфии. Во втором классе учащиеся продолжают изучать и закреплять знания об основах фонетики, графики. Значительное место занимает изучение состава слова. Во втором классе также изучаются значение слова, его корень, продолжается работа над предложением, как единицей речи и языка, его главными членами — подлежащим и сказуемым. В третьем классе у учащихся формируются знания о морфемном составе слова и о частях речи. В четвертом классе закрепляются и расширяются знания учащихся о предложении, его видах, второстепенных и главных членах. В целом изучение теоретического языкового материала в начальной школе – это условие использования грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в письменной и устной речи учащихся.

Как показывает школьная практика, овладению прочными знаниями, навыками и умениями по русскому языку в начальной школе необходимо учить систематически и целенаправленно с использованием на каждом уроке различных видов грамматических упражнений.
Грамматическим разбором в начальной школе является система разнообразных упражнений. Так, Л.Ш. Тлюстен и М.К. Тутаришева считают, что при правильной организации грамматических упражнений на уроках русского языка в начальной школе можно добиться сразу нескольких целей:
1) реализуется одно из важнейших направлений работы современной школы – развитие умений применять полученные знания на практике. Это важно для осознания явлений языка, речи, письма, для сознательного усвоения грамматического материала;
2) повышается активность, самостоятельность мышления школьников, то есть развивается внимание к значению, форме, структуре изучаемого грамматического явления: формируется умение сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, обобщать, классифицировать факты языка;
3) грамматический разбор становится существенным компонентом уроков русского языка и используется для углубления и закрепления знаний, для проверки навыков и умений учащихся;
4) осуществляется дифференцированный подход к различным группам обучаемых и индивидуальный — к каждому из них.
Грамматический разбор в целом предполагает развитие речи, совершенствование и формирование навыков правильного письма, осознание грамматической системы; это надежное средство усвоения, закрепления знаний, их проверки, средством развития речи и мышления учащихся начальной школы [27, с. 9].
М.В. отмечал писал, что грамматический разбор — это один из эффективных приемов проверки и закрепления знаний, навыков и умений учащихся [30, с. 325]. Он рекомендовал сопровождать грамматический разбор различными заданиями, к примеру, включением игрового момента с использованием загадок, анаграмм, шарад, и др. [30, с. 330]. По его мнению, проведение грамматического разбора станет способствовать практическому овладению учащимися русским языком [30, с. 326].
Существует немало методической литературы по теоретическим основам видов грамматического разбора, где описываются и выделяются разные виды и особенности грамматического разбора в начальной школе. М.Р. Львов, Н.Н. Светловская, Т.Г. Рамзаева различают такие виды грамматического разбора, как синтаксический, морфемный, морфологический, звуко-буквенный [15, с. 224].
Методисты С.В. Боброва, Е.С. Антонова считают, что знание грамматических законов позволяет школьникам понимать любого собеседника, а также грамотно строить собственную речь [3, с. 297]. Особое внимание в их исследованиях уделяется морфемному, синтаксическому, морфологическому разборам.
К.З. Закирьянов, кроме вышеперечисленных, различает еще этимологический, лексический, пунктуационный разборы [10, с. 124]. Основное внимание он придает трудностям синтаксического разбора, потому что наиболее трудным для обучающихся, по его мнению, бывает разбор предложений по членам.
Синтаксический разбор также изучается другими современными методистами, учеными. Так, М.П. Целикова рассматривает синтаксический разбор как критерий развития аналитических способностей учащихся на уроках русского языка. По ее мнению, аналитические способности развиваются во время овладения синтаксическими умениями, что основываются на раскрытии лингвистических понятий. Данные умения формируются в ходе полного синтаксического разбора, который служит показателем учебно-языковых умений учащихся, критерием их знаний. Синтаксический разбор как универсальный метод работы по грамматике развивает способности к анализу предлагаемого для изучения материала; выделяя в нем разнообразные признаки и по этим признакам сравнивая, классифицируя сходные явления, однородные по одному или нескольким свойствам, ученик развивает у себя аналитические способности [28, с. 86, 87].
Наиболее важным условием развития аналитических способностей выступает адекватность приемов их реализации возрастным особенностям учащихся. Критерием развития аналитических способностей учащихся является степень осознанности всех операций в процессе выполнения видов грамматического анализа предложения, текста, словосочетания [28, с. 88].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы