Курсовая с практикой на тему Характер как психологическая категория.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения характера как психологической категории 5
1.1 Понятие характера в отечественной и зарубежной литературе 5
1.2 Свойства характера 13
1.3 Типы характера 17
Вывод по 1 главе: 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть 21
2.1Методы и методики исследования 21
2.2 Результаты исследования 23
Вывод по 2 главе: 33
Заключение 35
Список литературы 36
Приложения 38
Приложение А 38
Приложение Б 39
Приложение В 40
Введение:
Актуальность темы. В современной России актуальной остается про-блема формирования личности, ее характера и способностей. Обществу нужны люди, которые имея высокой творческий потенциал и совершенные психологические, моральные и деловые качества, способные стать лидера-ми нации в ее стремлении к высокому уровню жизни, к построению эконо-мически развитого государства.
Формирование человека всегда оставалось в центре внимания уче-ных. Особое место в этих исследованиях занимало изучение способностей индивида, от которых, в целом, зависит потенциал личности, ее значение в общественной жизни. В более современном контексте историко-психологического анализа проблемы заслуживают на внимание психоло-гические подходы к исследованию характера человека, которые сложились в рамках творческого наследия крупнейших американских персонологов ХХ века (А. Адлер Е. Фромм, Г. Олпорт, А. Бандура, Е. Эриксон), теоре-тических концепций советских психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.В.Ильенков, Г.С. Костюк, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн).
Эмпирическое исследование развития характера в зарубежной пси-хологической науке связано с именами таких психологов как Ф.Гальтон и В. Штерн, Е.Клапаред и А. Бине, Ч. Спирмен и Л. Терстоун, Г. Айзенк Г. Стернберг, Д. Гилфорд, Д. Векслер, Д. Рензулли, и др. которые пытались выявить сущность этой личностной составляющей, ее природу и детерми-нанты развития, разработать адекватные средства диагностики, статисти-ческого анализа и развития, определить специфику функционирования в прикладывании к различным видам человеческой активности. На пути научной разработки указанных вопросов в проблематику особого содер-жания выделились также социальные способности, вопросам диагностики развития которых посвящены работы Ч. Ханта, Е. Торндайка, Г.Олпорта, Г. Джереки, Д. Гилфорда, Г.Гарднера, Г. Стернберга и др.
На отечественной почве в советские и постсоветские времена психо-логическим исследованием характера активно занимались Т.И. Артемьева, Д.Б.Богоявленская, Е.М.Борисова, Л.А. Венгер Е.А. Голубева,.Н. Дружи-нин, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, И.И.Калмыкова, В.В. Клименко, Е.А. Климов, А.Г. Ковалев, Г.С. Костюк, В.А. Крутецкий, Н.С.Лейтес, С.Д. Максименко, А. Моляко, К.К. Платонов, В.А.Рыбалка, С.Л. Рубинштейн, В.А.Житель Ромен, Г.А.Семенова, Б.М.Теплов, Н.А.Холодная, В.Д. Шад-риков, и др.
Большое количество работ посвящена типологизации характера, определению определенных его черт и особенностей. Вместе с тем недо-статочно разработанными остаются вопросы формирования зависимости способностей человека от такой основной составляющей характера, как темперамент. Несомненным остается то, что характер личности подлежит действию определенных факторов и зависит от них, но спорным является определение того, какой из них считать решающим в формировании тот или иной черты характера или способности человека.
Данная работа ставит перед собой цель: углубить и расширить зна-ния относительно действия факторов, которые влияют на формирование характера и его способностей.
Объектом исследования выступают индивидуально-психологические свойства.
Предметом исследования – характер как психологическая категория.
Для достижения цели исследования предусмотрено выполнение сле-дующих задач:
− проанализировать содержание научной литературы относительно теоретических основ становления и развития человека, приобретение им определенных способностей;
− провести эмпирическое исследование по определению характера индивида и его «образа Я».
Методами исследования работы стали: теоретический анализ науч-ной литературы, а также обще психологические методы – наблюдение, бе-седы, контент-анализ сочинений, тестирование. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко (УЭС); Опросник Айзенка. Для изучения особенностей характера применялась методика «Опросник черт характера» (ОЧХ), разработанная О.Н.Маноловой, на основании теории формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова и концепции типов акцентуации личности К.Леонгарда.
База исследования: В нашем исследовании участвовали 20 студентов в возрасте 16-23 года, г.Москва….
Информационной базой послужила современная научная и периоди-ческая литература.
Методологическую основу написания работы составляют сравни-тельно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобще-ния и описания.
Объем и структура данной курсовой работы определены логикой си-стемного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
Люди рождаются с различными особенностями функционирования головного мозга, что предопределяется типом нервной системы, но эти фи-зиологические различия людей является лишь предпосылкой для форми-рования в процессе жизни различных морально-психологических качеств, в том числе и различий в характере. То, что в одной семье при похожих условиях вырастают дети с различными чертами характера, не может быть доказательством врожденности черт характера. Ведь одинаковых условий в воспитании детей не бывает. Многогранность общения, обстоятельств, в которые попадают дети, и их переживаний создает чрезвычайно разнооб-разные условия для жизни и воспитания личности. Именно это, отражаясь в мозгу ребенка, вызывает самые разнообразные индивидуальные способы реагирования, которые постепенно становятся у каждого ребенка своими, присущими только ей привычными чертами характера.
Характер и способности человека формируются в процессе его инди-видуальной жизни под ведущим влиянием общественных условий. Осо-бенно важную роль в воспитании характера играет активная деятельность личности и прежде всего труд как среда ее общественного бытия, общения.
Среди факторов, которые имеют для человека жизненное значение и влияют на формирование его характера и способностей, особая роль при-надлежит воспитанию. Воспитание организует обстоятельства жизни и направляет в нужном направлении жизненные воздействия, подкрепляет их, создает соответствующее отношение к окружающей действительности личности, которая формируется. Вместе с тем оно тормозит негативные воздействия, препятствует закреплению нежелательных привычек и черт ее поведения.
Темперамент осуществляет значительное влияние на характер чело-века, формирования его способности в течение психического развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения характера как психологиче-ской категории
1.1 Понятие характера в отечественной и зарубежной литературе
Тема характера личности издавна обсуждается философами, полити-ческими и религиозными деятелями и широким в целом. Существует мно-жество представлений о характере: некоторые связанные с репутацией, другие апеллируют к уровню нравственности или сводят понятие характе-ра к одной определенной черты, как честность и целостность.
Бытует мнение, что характер является чем-то постоянным и неизмен-ным. Такое восприятие базируется на традиционных представлениях таких социальных институтов как школы, религиозные группы, спортивные ор-ганизации и тому подобное.
Исследование характера не составляли предмета серьезной научной деятельности пока в начале 2000-х годов ученые начали исследовать ха-рактер основательно. Стартовал 3-летний проект с участием 55-ти выда-ющихся ученых, посвященный изучению черт характера во все времена. Результатом этого проекта стала разработка классификации сильных черт характера и добродетелей VIA Character (Peterson & Seligman, 2004). С тех пор сотни статей на эту тему было опубликовано во многих странах мира [6, c.90].
Один из ключевых выводов исследования характера заключается в том, что каждый человек имеет определенный набор черт характера. Со-гласно классификации VIA Character, было выделено 24 основные сильные черты характера. Каждая черта проявляется в разной степени, благодаря чему образуется уникальный профиль личности. Характер множествен-ный, следовательно, нельзя сводить сильные черты характера человека к одному или нескольким признакам.
Результаты 3-летнего проекта во главе с Петерсоном и Селигманом были изложены в книге «Сильные черты характера и добродетели» (Character Strengths and Virtues), которая считается одним из важнейших вкладов в психологии за последние полвека. Эта работа охватывает труды величайших мыслителей и философов за последние 2 500 лет – от Аристо-теля и Платона до крупнейших мировых религий – и представляет собой, пожалуй, величайшую попытку в истории посмотреть, собрать, исследо-вать и классифицировать положительные качества людей.
Научный труд » сильные черты характера и добродетели» считается основой науки позитивной психологии и остается одним из наиболее зна-чимых работ в этой сфере. Эта работа привлекает интерес со стороны ши-рокого круга профессий и дисциплин, среди которых: образование, управление, консалтинг, психология, коучинг и многие другие [15].
Сильные черты характера – это положительные составляющие лич-ности, которые влияют на способ мышления, чувства и поведение. Они от-ражают «настоящего» человека-саму его суть. Знание собственных силь-ных черт характера может оказаться чем-то большим, чем просто инте-ресной информацией, и сделать значительный позитивный вклад в вашу жизнь. Осведомленность о собственных черт характера и умение направ-лять свое поведение соответствующим образом помогают нам становиться лучшей версией себя.
Осознанное использование сильных черт характера помогает:
Эффективнее справляться с проблемными ситуациями
Углублять и совершенствовать отношения
Улучшать общее самочувствие
Классификация сильных черт характера по VIA состоит из 24 силь-ных черт. Они делятся на шесть категорий добродетелей: мудрость и зна-ние, мужество, человечность, справедливость, умеренность и духовность. Эти черты характера соответствуют требованиям морали и охватывают наши способности помогать самим себе и другим людям.
1. Мудрость и знания – когнитивные качества, которые способствуют эффективному приобретению и использованию знаний.