Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Гуманизация отношений младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ГУММАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Отечественные и зарубежные педагоги о гуманизации образования и воспитания 5
1.2 Необходимость гуманизации обучения младших школьников 9
1.3 Гуманизация взаимодействия воспитателя и воспитанников 16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ОСНОВА ГУМАНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ 22
2.1 Гуманизация учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ №7 г. Георгиевска Ставропольского края 22
2.2 Практическая реализация гуманизации отношений между младшими школьниками на примере урока основ этикета в 1 классе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

Актуальность темы. В сегодняшних условиях путь к демократическому, цивилизованному государству обусловлен преимущественно формированием социально-коммуникативной активности личности, ее сознания и самосознания, реализацией ее творческого потенциала. В этом случае задача каждого учителя состоит в том, чтобы помочь каждому ученику научиться жить в этом большом и таком необъятном мире.
Гуманизм в педагогике — сложное, многоаспектное явление. Его нельзя свести к простой формуле «любовь к детям», хотя без нее невозможен ни один гуманизм. Изменилось взаимодействие учителя и родителей, руководителя и учителя, учителя и учеников. Учитель учится всю жизнь [6].
В последние годы в научных кругах возрос интерес вопросам гуманизации образовательно-воспитательного процесса. Проблема гуманизации образования освещалась многими педагогами-классиками различных периодов Л. Толстым, В. Сухомлинского, Я. Корчаком, Ш. Амонашвили, К. Ушинского и др. гуманистический потенциал несут педагогические и психологические исследования таких ученых как Б. Братусь, В. Зинченко, В. Кудрявцев, С. Новоселова, Т. Репина, М. Подьячий, В. Чудновский, И. Якиманская, др. Однако на новом этапе освещения этой проблемы приходит понимание особой актуальности гуманизации, как разумной альтернативы технократизации, присущей современному обществу.
Гуманизация — это защита интересов человека во многих сферах человеческой деятельности. Меняются рычаги в системе образования из учебных программ, планов и т.д. на человека с его особенностями (И, прежде всего, ученика), а приоритетным фактором в обучении с гуманистических позиций является личность ученика [4, c. 3].
Обьект исследования – гумманизация образовательного процесса в начальной школе.
Предмет исследования – организация учебного сотрудничества как основа гуманизации отношений школьников.
Целью курсовой работы является освещение содержания и особенностей гуманизации образовательного пространства в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных педагогов о гуманизации образования и воспитания.
2. Определить необходимость гуманизации обучения младших школьников.
3. Изучить процесс гуманизации взаимодействия воспитателя и воспитанников.
4. Исследовать степень гуманизации учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ №7 г. Георгиевска Ставропольского края.
5. Провести педагогический эксперимент по практической реализации гуманизации отношений между младшими школьниками на примере урока основ этикета в 1 классе.
База исследования: МБОУ СОШ №7 г. Георгиевска Ставропольского края.
Методы исследования: общетеоретические (конкретизация, анализ, синтез, сравнение, индукция), теоретические (анализ литературы, документаций), эмпирические (наблюдение, беседа).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано значение формирования готовности педагогов к гуманизации отношений «воспитатель-воспитанник» в начальной школе; теоретически обоснована модель гуманизации отношений «воспитатель — воспитанник» в условиях начальной школы; проверены педагогические условия гуманизации отношений «воспитатель- воспитанник».
Практическое значение: предложенный материал будет интересен студентам педагогических учебных заведений, преподавателям, родителям и всем, кого интересует проблема гуманизации образования и воспитания.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы на 39 листах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе развития системы образования в России происходит становление новой гуманистической парадигмы образования — переход к личностно-ориентированному обучению и воспитанию, заключается в создании максимально благоприятных условий для развития и саморазвития личности ученика, выявление и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности. Гуманное образование — это личностно-ориентированное образование, провозглашающее личность высшей ценностью, процесс переосмысления, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекотворческой функции.
Решающим фактором внедрения принципа гуманизма в реальную жизнь общеобразовательной школы является создание в ней личностно ориентированной воспитательной среды, которая определяется как совокупность целенаправленно созданных социальных и педагогических условий, обеспечивающих формирование духовно обогащенной личности с гармоничным сочетанием общечеловеческих и национальных ценностей, способной к социальному самоопределению и самореализации .
Тогда все изложенное позволяет охарактеризовать гуманизацию обучения как процесс формирования личностно-ориентированного воспитательной среды на основе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Учитывая это, главными целями и задачами учебно-воспитательного процесса в школе должны быть:
— ориентация на школьника как на субъекта обучения, уважение и отношение к нему как к личности;
— изменение традиционной функции учителя. Такое изменение определяет осознание того, что «личность ребенка — это в большей степени результат саморазвития, чем регулируемого развития, психологическим механизмом содействия этому саморазвитию является слияние воздействия взрослого и самоактивности ребенка, в котором эта самоактивность должна преобладать» (Г. Балл). На первый план в учебном процессе, выступают организаторская и консультативная функции педагога, направленные на обеспечение эффективного самообучения каждого школьника;
3) ориентация на духовно богатую личность, как альтернатива функционирующим односторонне интеллектуалистическим моделям школ. Отсюда основная задача воспитателя — помочь ребенку создать гармонию между телесно-физическим и духовным;
4) воспитание должно быть свободным. Каждый ребенок должен познать мир и найти в нем свое место, не переставая его любить. Школа должна обеспечить пространство свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Свобода ребенка должна быть ограничена только интересами коллектива;
5) основное внимание педагогов должно предоставляться нравственному воспитанию личности ученика с приоритетом общечеловеческих ценностей, где ведущая роль принадлежит семье. Недопустимо только формальное усвоение нравственных правил. Истинно моральному поведению может научить только сама жизнь, то есть конкретный жизненный опыт ребенка. Задача школы — так построить деятельность, чтобы сама ее организация воспитывала детей в духе высокой нравственности;
6) обеспечение индивидуального подхода в воспитании, основанном на собственном выборе ребенка, а отсюда — построение воспитания на выводах из научного анализа результатов наблюдения и изучения ребенка.
Наша исследовательская деятельность показала, что гуманизация образовательно-воспитательного процесса способствует повышению уровня воспитанности и общего развития школьников; формированию общих учебных умений и навыков; успеваемость учащихся отражает уровень их реальных возможностей; повышается эффективность уроков и интерес к обучению; методы нравственного воспитания позволяют целенаправленно воздействовать на сознание и поведение школьников. Доброжелательные, гуманные отношения среди детей формируются только в условиях воспитания у учащихся ценностного отношения к другому человеку, получение не только этических знаний, формирование умений и навыков общения, но и их внедрение в повседневную жизнь. Гуманизация учебного процесса способствует развитию общечеловеческих ценностей, как в ученическом, так и в педагогическом коллективах.
Наука, искусство, философия, мораль, творческий труд выступают в качестве средства духовного развития личности. Но сами по себе средства не обеспечивают духовного развития. Они становятся фактором лишь при условии ориентации на человека.
Духовное развитие младшего школьника начинается там и только там, где есть ориентация на «другого человека» как такового, где учитывается «другая жизнь» как такая же ценностная, как твоя собственная.
Там же, где отсутствует гуманистическая ориентация на другого человека, не может быть духовности.
Гуманизация отношений в школе выступает первым элементом в системе совершенствования духовного развития младшего школьника.
Гуманитаризация школьного образования на первоначальном этапе работы, производится через введение в учебную программу гуманитарных дисциплин. В качестве такой дисциплины может выступать, например, этикет, изучение основ здорового образа жизни, краеведение и т.д. Их преподавание может быть обеспечено силами самой школы. Об успешном введении основ этикета для младших школьников свидетельствует педагогический опыт автора работы.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ГУММАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Отечественные и зарубежные педагоги о гуманизации образования и воспитания
Система гуманистических взглядов, созданная отечественными и зарубежными педагогами, философами и деятелями культуры является достоянием общественной и педагогической мысли на протяжении веков.
Так, философ Г. Сковорода, утверждая идеи гуманизма, писал, что воспитание должно способствовать слиянию человека с народом, служить делу утверждения человеческого счастья, формировать «благородное сердце» и «высокие мысли».
Проблемам воспитания детей и молодежи в духе гуманизма особое внимание уделял В.А. Сухомлинский. Он неоднократно подчеркивал, что нет, и не может быть воспитания гуманиста без человеческой любви и уважения к воспитанникам, потому что именно разумная любовь и уважение делают ребенка способной подвергаться влиянию педагога и коллектива.
Современные ученые-исследователи С.В. Гончаренко и Ю.И. Малеванный разработали целостную концепцию гуманизации образования. А.И. Савченко прослеживает путь движения от человека образованного к человеку гуманному и условия ее формирования. В.О. Билоусова, Е.В. Бондаревская, В.А. Киричек раскрывают пути, методы и новые технологические средства гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Одной из самых известных зарубежных гуманистических педагогических систем является воспитательная система Френе — французского педагога XX века, характеризуется глубоким вниманием к психологии ребенка, оригинальным решением проблем организации школьной жизни, интенсивными поисками новых методов воспитательной деятельности школы. С. Френе имеет следующие признаки личностно-ориентированного обучения и воспитания:
* В центре учебно-воспитательного процесса — ребенок, а определяющий фактор формирования личности — ее жизненный опыт;
* Построение воспитательного процесса по результатам научного изучения личности учащихся;
* Широкое внедрение новых оригинальных материальных средств обучения и воспитания (типография, «свободные тексты»);
* Индивидуализация и дифференциация процесса обучения и воспитания личности ребенка, осуществление его в индивидуальном режиме учащихся;
* Гуманизация форм контроля знаний, оценки не только формального результата, но и усилий, затраченных на выполнение работы;
* Приоритетность нравственного воспитания личности.
В контексте исследуемой нами проблемы, актуальной является также еще одна педагогическая система гуманистической направленности — это вальдорфская педагогика, международное культурно-образовательное движение, представленный в настоящее время около 500 Свободными вальдорфской школы, 1000 детских организаций. Вальдорфские школы и детские сады, распространенные в Западной Европе, Скандинавии, США, Южной Америке, ЮАР, Японии и др.
С конца 80-х годов они интенсивно развиваются в Восточной Европе, Польше, Чехии, Словаки, Германии.
У истоков вальдорфской педагогики стоит немецкий ученый, философ, исследователь творчества Гете, основатель нового духовного движения — антропософии — Рудольф Штейнер (1861-1925).
Сущность вальдорфской педагогики заключается в том, чтобы избегать давать учебный материал ученику в готовом виде. То есть в школе дается минимальное, остальные ребенок дополняет же — фантазией, мышлением и чувством, поэтому в вальдорфской школе нет готовых рецептов и определений. Итак, мы можем констатировать, что сущность штейнеровской теории познания состоит в том, что человек дополняет то, что приходит к ней «не готова» (например, содержание книги — это не те слова, в ней написаны, содержание ее в том, насколько мы ее можем дополнить). На принципе дополнения построен мир восприятия, мир природы, тогда педагогика, построенная на этом принципе, по своей сути естественной педагогикой. Из принципа дополнения выходит еще один важный принцип — простота. Вальдорфские школы частично отрицают технические средства обучения, в частности телевидения. Ведь, по их мнению, готовые игрушки, техника — это то, что ребенок получает в готовом виде, а значит, это замедляет ее развитие. Простота же возбуждает фантазию. Поэтому дети вместе с учителем сами изготавливают игрушки из дерева, шишек, ракушек, соломы, каштанов и прочее. Итак, мы можем сделать вывод, что именно так в этой системе обучения и воспитания развивается воображение, фантазия, чувство и мышление ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы