Основы теории английского языка Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Грамматические средства выражения адресата

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические вопросы изучения адресата 5

1.1 Понятие «адресат» в речевом контакте 5

1.2 Виды адресатов 10

Глава II. Основные средства репрезентации адресата 14

2.1 Адресатные ситуации в речевом контакте 14

2.2 Стилистистические средства передачи адресата 23

Заключение 32

Список использованных источников 35

  

Введение:

 

Важная роль адресата в общении обусловливает необходимость выявления и изучения лингвокогнитивных средств, которые бы оптимизировали дискурсивное взаимодействие говорящего и адресата.

В современной науке о языке усиливается интерес к изучению средств выражения адресата. Анализ коммуникативно-функционального аспекта речевых явлений, в частности выявления адресата, в процессе общения проделан многими ученными (Н.Д. Арутюнова, Т.Г. Винокур, А.С. Кубрякова, Ю. С. Степанов, J.R. Searle, G.N. Leech и др.).

Актуальность данной темы в том, что образы «говорящего» и «слушающего», их роли в речевом контакте и языковые средства представления значения адресованности не раз становились предметом лингвистических исследований. Однако до сих пор не было предпринято попыток комплексного анализа языковых средств представления значения адресованности.

Целью курсовой работы является выявление и разностороннее изучение средств выражения адресата в современном английском языке. Цель работы определила необходимость решения конкретных задач:

— дать определение понятию адресат;

— рассмотреть виды адресата;

— выявить и описать языковые средства выражения адресата;

— осуществить описание стилистических средств репрезентации адресата.

Объектом исследования является – средства выражения адресата.

Предметом – стилистические средства репрезентации адресата.

Для достижения поставленной цели и решения конкретных задач исследования были использованы следующие методы и приемы лингвистического анализа: компонентный анализ. Метод компонентного анализа применяется для изучения семантической структуры лексических единиц, употребляемых для выражения адресата.

Теоретическое значение курсовой работы заключается в получении новых знаний о языковых и стилистических особенностей выражения адресата. Результаты исследования являются определенным вкладом в разработку проблемы изучения прагматического аспекта речевой коммуникации.

Практическое значение работы заключается в возможности использования ее основных положений в курсе теоретической грамматики.

Структура работы. Курсовая состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении дается обоснование темы, определяется ее актуальность указываются объект и предмет исследования, характеризуются цель и задачи работы, ее теоретическое и практическое значение.

В первой главе рассматриваются основная характеристика адресата, его виды. Во второй главе описываются языковые средства репрезентации адресата, рассматриваются способы выражения прямого адресата в лексико-грамматической структуре высказывания.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Адресат является организующим центром в общении, и выбор дискурсивных средств логически зависит от этого фактора. Перлокутивный эффект определяется способностью говорящего активизировать знания и представления об адресате, создавая его создавая его гипотетический образ.

Адресат может быть непосредственным участником – собеседником в «полноценной речевой ситуации».

Адресат может быть также дифференцированным коллективом специалистов какой-нибудь области культурного общения, может быть более или менее дифференцированной публикой, народом, современниками, единомышленниками, противниками и врагами, подчиненным, начальником, близким, чужим и т.д.

Язык как система располагает широкими возможностями проявления адресованности на всех уровнях: фонетическом, лексическом, словообразовательном, синтаксическом. Например, в значении многих глаголов отражены такие факторы, как наличие определенного адресата, характер адресата. В императивной форме глагола:

Please step back from the edge of the track!’

В неличной форме, герундий: No feeding the monkeys!

Адресованность свойственна и оценочным высказываниям, так как оценка, «отражая прагматический аспект знаковой ситуации», предназначена для воздействия на адресата.

Обращение с помощью местоимений you как основное средство адресации.

Таким образом, английский язык имеет несколько грамматических средств выражения отношений между говорящим и адресатом, включая местоимения уои, оценочные выражения, восклицательные и вопросительные предложения и императивная форма глагола.

Местоимение второго лица обозначает вежливость. Во многих индоевропейских языках есть местоимения второго лица, которые показывают так называемые «знакомое» и «вежливое» лицо, то есть они передают информацию об отношениях между говорящим и референтом местоимения. You -формы используются для выражения и даже создания чувства солидарности между говорящим и собеседником.

В работе адресат рассматривается как зависимый, но в то же время активный участник коммуникации, выступающей не только реципиентом коммуникативных намерений адресанта. А также выражает оценку речевого вклада инициирующей реплики или же внешних явлений, влияя на дальнейший ход общения через собственные реплики.

Проблему межличностной коммуникации в целом и ее субъектов лучше всего рассматривать в диалогическом дискурсе. Так, оценочное респонсивное высказывание (ОРВ) выражает интенцию в отношении собеседника.

Прагматический смысл образного манипулятивного ОРВ заключается в установлении у адресанта оценочных ассоциаций между образом и релевантной для него потребностью, наставлением, интересом и мотивации его дальнейшей деятельности в соответствии с желаниями манипулятора.

В формировании оценочного отношения адресанта к лицам, явлений, предметов согласно автоматическому, типичному механизму определенных вербальных и вневербальных действий (операций) в стандартных ситуациях.

Таким образом, к способам репрезентации категории субъективности относятся экспрессивные средства языка, которые могут выразить свое эмоционально (положительное или отрицательное) отношение к обозначаемому и вызвать у адресата соответствующую реакцию. Оценочные респонсивные высказывания составляют 11 случаев.

Стилистические средства – 5.

Морфосинтаксические и синтаксические средства – 28, среди которых

местоимения составляет (формы личного местоимения 2¬го лица как единственного, так и множественного числа и притяжательных местоимений (I, my, our)) — 10, глаголы мыслительной деятельности и состояния, а также побудительные и вопросительные предложения.

Вопросительные высказывания как основное средство диалогизации аргументирующего дискурса классифицируются с учетом специфики адресата, способа его представления и особого характера отношений между автором и адресатом в публичном общении. Диалог определяется как «одна из форм речи, при которой каждое высказывание адресуется собеседнику».

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические вопросы изучения адресата

1.1 Понятие «адресат» в речевом контакте

Современная лингвистическая теория характеризуется повышенным вниманием к вопросу о месте человека в общеязыковой картине мира, что привело к возникновению определенного антропоцентрического направления. Однако на начальных этапах развития данной теории, в основе которой лежала концепция распределения коммуникативных ролей, исследователей интересовал, в первую очередь, говорящий, адресант, а слушающему, адресату, отводилась роль второго плана. Типична в этом отношении работа О.С. Иссерс, в которой, в частности отмечалось, что «феномен речевого воздействия связан, в первую очередь, с целевой установкой говорящего – субъекта речевого воздействия», регулирующего физическую и интеллектуальную деятельность своего собеседника [8, с.21].

«Всякое высказывание всегда имеет адресата» — утверждала М.М. Бахтина. Адресат речи рассматривается как полноправный компонент в структуре коммуникативного акта [3]. «Слово является двусторонним актом», т.е. результатом взаимодействия говорящего со слушающим. Любое высказывание в значительной мере зависит от фактора адресата [Волошинов 1993: 94].

Для того чтобы понять сущность той или иной языковой единицы, часто необходимо обратиться к вопросу о ее функционировании в речи. Особенно это касается обращения, само понятие которого имеет двоякую трактовку: с одной стороны, как функции языковой единицы, заключающейся в подчеркивании направления текста к адресату, а с другой стороны, самих слов или выражений, находящихся в положении обращения и выполняющих его функции [5, с.115].

Речевое общение людей представляет собой многофункциональное взаимодействие, включающее: информационный обмен; установление и поддерживание контакта; регулировку межличностных отношений. Как

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы