Курсовая с практикой на тему Готовность педагогов общеобразовательной школы к организации социально значимой деятельности обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1. Теоретические основы исследования готовности педагогов общеобразовательной
школы к организации социально значимой деятельности обучающихся. 5
1.1 Социально-значимая
деятельность: определение, особенности, развитие. 5
1.2
Проектирование социально-значимой деятельности. 13
1.3
Педагогические технологии организации социально-значимой деятельности 21
Выводы
по первой главе. 27
Глава
2. Исследование готовности педагогов общеобразовательной школы к
организации социально значимой деятельности обучающихся. 29
2.1.
Организация исследования и описание исследовательских методик. 29
2.2.
Результаты констатирующего исследования готовности педагогов
общеобразовательной школы к организации социально значимой деятельности
обучающихся. 33
2.3.
Планирование деятельности по развитию готовности педагогов
общеобразовательной школы к организации социально значимой деятельности
обучающихся на основе результатов проведенного исследования. 43
Выводы
по второй главе. 50
Заключение. 51
Список
использованных источников. 53
Приложения. 56
Введение:
В условиях динамичных изменений социальной и образовательной
среды современного российского общества к адаптационным возможностям
обучающегося предъявляются повышенные требования, что определяет и
необходимость развития навыков самоопределения, готовности делать множественные
выборы и принимать самостоятельные решения. Это отражено и в ряде нормативных и
правовых документов в сфере воспитания, таких как: основные положения
Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
(начального, основного, среднего), Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года. Согласно данным документам сегодня к числу
приоритетных направлений государственной политики относится вовлечение молодежи
в социальную практику.
Одним из приоритетов государственной политики в области
воспитания является формирование внутренней позиции личности по отношению к
окружающей социальной действительности, что возможно реализовать через развитие
социально значимой деятельности в образовательной организации. Федеральные
государственные образовательные стандарты, предполагают, что образовательная
организация обеспечит условия воспитания и социализации обучающихся, их
самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности.
Актуализация потенциала образовательной среды в области социализации детей и
подростков – важная задача современной образовательной организации в реализации
стратегических направлений развития образования.
Особую актуальность данные вопросы приобретают в связи с
внедрением ФГОС СОО. Значимым фактором успешной социализации обучающегося
является социальная активность личности, осуществляемая посредством социально
значимой деятельности. Социально-значимая деятельность школы в современных
социокультурных и социоэкономических условиях – это совокупность действий
субъектов образовательного процесса, направленных на реализацию социальных
преобразований, решение наиболее насущных проблем социума, способствующих
позитивным изменениям как в самом человеке, в среде школы, так и во внешней
социальной среде.
Одним из методов организации социально значимой деятельности
школьников является их участие в мероприятиях добровольчества. Добровольцами
или волонтерами называют лиц, добровольно оказывающих помощь той или иной
категории нуждающихся.
Значимым методом организации социально значимой деятельности
школьников является поддержка общественной самоорганизации – способ совместного
решения проблем, актуальных для самоорганизующихся лиц. Индивидуальным мотивом
для школьников становится участие в обустройстве окружающей действительности.
Характер проблем, решаемых в рамках общественной самоорганизации, может быть
различен: от организации своего свободного времени до участия в решении важных
социальных, экономических, культурных проблем своего города, микрорайона, улицы
и др. Педагогическое сопровождение самоорганизации – это предоставление
обучающимся набора средств для решения актуальных задач.
Актуальным в современных условиях методом организации
социально значимой деятельности школьников является их включение в работу по
социальному проектированию и реализации социальных проектов. В рамках данного
метода могут использоваться такие формы организации социально значимой
деятельности как «ярмарка социальных проектов», «защита социальных проектов»,
«презентация социального проекта» и др.
Заключение:
Социально-значимая деятельность – в педагогическом смысле
рассматривается нами как разнообразный добровольный, бескорыстный труд и
общественная работа детей, направленная на удовлетворение каких-либо
социально-значимых потребностей, имеющая целью их духовнонравственное,
умственное и физическое развитие. Понятие «социальнозначимая деятельность» по
своему содержанию пересекается с понятиями «общественно-полезный труд»,
«волонтерство», однако не тождественное им. Так, в понятии «волонтерство»
подчеркивается добровольный характер социальной активности, в понятии
«общественно-полезный труд» – достижение материального результата
деятельностной активности, тогда как «социально-значимая деятельность»
раскрывается как общественная активность личности и в духовной, и в
материальной сферах деятельности.
Социально-значимая деятельность — это совокупность действий,
направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума,
способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней социальной
среде. Другими словами, это – деятельность «на радость и пользу окружающих
людей».
Эта деятельность осуществляется в каких-либо следующих
областях:
— В области помощи малозащищенным группам лиц и
малообеспеченным лицам и семьям;
— Образовании;
— Науке;
— Культуре;
— Сохранении исторического наследия;
— Защите среды и др.
Часто понятие социально-значимой деятельности
отождествляется с понятием добровольческой (волонтёрской) деятельности.
Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь
остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим
(старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные
катаклизмы).
Важная педагогическая задача заключается в том, чтобы дать
детям возможность осознать ценность целей социально-значимой деятельности,
своего участия в ней, осознать зависимость достижения общего и личного успеха
от коллективных усилий. Школьнику надо убедиться на практике в том, что
интересы коллектива и его личные интересы неразрывно связаны, что ему
необходимо постоянно воспитывать в себе чувство коллективизма. В качестве
основных стимулов труда в демократических условиях выступают одновременно и
стремление к личному успеху, и пробуждение чувства долга, ответственности перед
коллективом и самим собой, т.е. и личностная и социальная мотивация.
Фрагмент текста работы:
Задача
современной школы – обучение и подготовка к следующей ступени образования. На
практике круг задач намного шире. Когда речь идет о разностороннем развитии, на
первый план выходят такие мероприятия, в которых ребенок может не только
продемонстрировать свои знания, но и личные качества, способности. Поэтому
такое внимание уделяется сегодня организации социально-значимых акций и
проектов для учащихся.
Есть
несколько определений, но в целом смысл сводится к следующему: это
последовательность действий, направленных на решение определенных социальных
проблем и преобразование окружающей действительности. В современной школе это
направление работы становится одним из приоритетных. Такая деятельность
позволяет детям научиться справляться с различными ситуациями, включиться в
работу по улучшению социальной ситуации.
Социально-значимая деятельность – это деятельность,
направленная на личностно-ценностное восприятие, понимание и преобразование
окружающей действительности с учетом социокультурных стратегий развития
общества, способствующая социализации личности, развитию социальной активности,
межличностному социальному взаимодействию и творческой самореализации .
Цель
социально-значимой деятельности в школе[1]:
· формирование социальных компетенций, нравственное развитие;
· знакомство с различными социальными процессами с
«погружением в ситуацию»;
· приобретение коммуникативных и практических навыков, умения
видеть проблемы и не оставаться в стороне.
Педагоги
уверены, что участие в социальных проектах – действенный способ социализации и
гражданского воспитания учащихся, возможность сформировать правильные
ценностные установки не в теории, а на практике.
Формирование
социальной ответственности и самостоятельности важны и с педагогической, и с
общественных позиций. Потенциал школы может эффективно использоваться для
интеграции учащихся в социальную систему. Для этого необходимы[2]:
· поэтапное создание гуманистических нравственных ориентиров,
начиная с младших классов;
· постоянное взаимодействие воспитательной системы и
ближайшего социального пространства;
· деятельностные технологии, позволяющие ребенку принять
непосредственное участие в решении проблем;
· сотрудничество педагогов, учащихся, родителей.
Системность
заключается в том, что социально-значимая деятельность, в которую вовлекаются
школьники, осуществляется в течение всего учебного года. Может инициироваться
педагогами или родителями, но проводимые мероприятия должны быть лично значимы
для учеников. [1] КраевскийВ. В., Хуторской А. В. Основы обучения:
Дидактика и методика. Учеб.пособие М.: Издательский центр «Академия», 2017. –
352 с. [2] ЛипскийИ.А., Этикет и методика его воспитания в
школе: Учебнометодическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2018. – 187 с.