Курсовая с практикой на тему Государственный долг Российской Федерации: состояние, проблемы и пути их решения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Сущность и виды государственного долга 6
1.1 Понятие, сущность и виды государственного долга 6
1.2 Управление государственным долгом 10
1.3 Причины возникновения государственного долга 14
2 Практические особенности развития государственного долга 18
2.1 Состояние государственного долга в РФ 18
2.2 Проблемы государственного долга в РФ 24
3 Рекомендации по решению проблем обслуживания государственного долга в РФ 28
Заключение 35
Список использованных источников 38
Введение:
Актуальность исследования. В условиях современного этапа трансформации российской экономики, важными инструментами является стимулирование социально-экономического развития государства, его ключевых показателей, макроэкономических индикаторов. Одним из наиболее эффективных инструментов формирования процесса развития национальной экономики является бюджетная политика и его регулирование, объектом чего выступает бюджетная система страны. Анализируя бюджетную политику, стоит заметить, что бюджетные средства государства направляются на финансирование органов управления, на выполнение функций органами правопорядка, обеспечивается внутренняя и внешняя безопасность России. Важная роль принадлежит федеральному бюджету в обеспечении экономического регулирования воспроизводственных процессов, благодаря активной поддержке бюджета происходит развитие социальной сферы, экономики, бюджет выступает гарантом социальных прав граждан. Однако, в виде активной государственной политики по стимулированию социально-экономического развития страны, совершается процесс увеличения бюджетных расходов, что формирует дефицит федерального бюджета. Как итог, государство применяет инструменты финансирования своего бюджетного дефицита, что возможно при помощи роста государственного долга.
Государственный долг – это результат финансовых заимствований государства и ее субъектов управления, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета, как инструмента функционирования страны. Государственный долг равен дефициту бюджета за прошлые года с учетом вычета бюджетного профицита
Актуальность темы курсовой работы обусловлена пандемией коронавируса, из-за чего исполнение федерального бюджета России за 2020 год под угрозой. Вследствие этого возможно формирование нового дефицита государственного бюджета, что приведет к росту объема государственного долга.
Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей государственного долга и проблем его обслуживания в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие, сущность и виды государственного долга;
— изучить управление государственным долгом;
— рассмотреть причины возникновения государственного долга;
— проанализировать состояние государственного долга в РФ;
— выявить проблемы государственного долга в РФ;
— определить решение проблем обслуживания государственного долга в РФ.
Объект исследования. Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования государственного долга.
Предмет исследования. Предметом исследования в курсовой работе является механизмы минимизации государственного долга.
Методическая основа исследования. Методическую основу курсовой работы составляют диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные положения, практические выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении государственного долга и проблем его обслуживания в России.
Информационная база. Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по проблемам государственного долга и его обслуживания в России. Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ , федеральные законы РФ.
Структура работы. Курсовая работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа курсовой работы. В первой главе курсовой работы изучены сущность и виды государственного долга. Во второй главе курсовой работы рассмотрены практические особенности развития государственного долга. В третьей главе курсовой работы приведены рекомендации по решению проблем обслуживания государственного долга в РФ. В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Сущность любого государственного долга одна – нехватка средств на покрытие всех необходимых обязательных социальных, военных, научно – технических и прочих нужд.
К государственному долгу РФ относят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами. Из этого вытекает вывод о том, что существует два основных типа государственного долга, которые уже были упомянуты во введении: внешний и внутренний. Существует еще одна классификация государственного долга: капитальный (вид долга, включающий в себя сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства и начисленные проценты, которые должны быть выплачены по обязательствам) и текущий (вид долга, включающий в себя расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств).
2. Можно выделить несколько основных эффективных методов в сфере управления государственным долгом Российской Федерации:
— развитие программ по государственному долгу на настоящий и последующие годы;
— одобрение основных течений по управлению государственным долгом на плановый год;
— исполнение программы по управлению государственным долгом в течении года.
Основным ожидаемым результатом управления государственным долгом должно стать уменьшение кризисных фактов и материальных рисков, предотвращению внутренней и внешней денежной нагрузки и социально-экономическое развитие страны во всех сферах.
3. Основным фактором образования государственного долга является дефицит государственного бюджета, то есть превышение государственных расходов над доходами. Увеличение государственного долга стимулирует совокупный спрос и экономический рост в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде способствует снижению части капитала в национальном богатстве и уменьшению национального дохода.
Причинами возникновения государственного долга являются – кризисные явления в экономике, такие как: спад производства, рост предельных производственных издержек, рост оборота в теневой экономике и другие.
4. Проблема урегулирования госдолга требует серьезного и взвешенного решения. Назначение государственного долга не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения расходов государства, но и в том, что с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.
Формальным образом, Россия не имеет проблем с государственным долгом. Однако следует отметить, что долговая политика государства тесно связана с политической обстановкой в мире. Например, процентная ставка по обслуживанию долговых обязательств во многом зависит от кредитного рейтинга страны, который устанавливается ведущими международными рейтинговыми агентствами: Standard & Poor’s, Fitch Ratings, Moody’s.
5. Главными неблагоприятными последствиями роста задолженности и государственного долга признаются:
— долговое бремя, возложенное на будущие поколения;
— низкий уровень сбережений;
— ухудшение экономики ввиду того, что для обслуживания госдолга приходится «отнимать» средства у производственной части экономики;
— угрозы кризиса, вызванного реализацией непродуманной политики в части управления госдолгом и др.
Серьезными проблемами управления государственным долгом считается неэффективный график его обслуживания и нерациональная структура. Грамотная политика в сфере управления государственным долгом — необходимое условие нормального функционирования бюджетного процесса и установления обоснованной бюджетной политики.
6. Создание эффективной системы управления государственным долгом и кредитом даст возможность укрепить доверие кредиторов к Российской Федерации. Полноценное выгодное участие и достойный выход государства на внутреннем финансовом рынке создаст более благоприятные условия для того, чтобы продолжить разработку политики сокращения долговой нагрузки на экономику и бюджет государства. Для усовершенствования данной системы необходимо внедрять прогрессивные технологии по управлению государственным долгом и кредитом, которые позволят отслеживать состояние долговой нагрузки в режиме реального времени, правильно реагировать на изменяющиеся условия финансовых рынков и использовать наиболее благоприятные источники и формы заимствований.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент времени уровень внутренней и внешней задолженности России пока критичными не является. Однако в случае серьёзного внешнего шока в сложившихся условиях может быть нанесен значительный удар по балансу капитальных потоков России. В связи с этим, нельзя выпускать из виду контроль решения данной проблемы.
Фрагмент текста работы:
1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Понятие, сущность и виды государственного долга
В условиях перехода к цифровой экономике проблема сбалансированности бюджета России и необходимость управления им выходит на первый план.
Управление государственными финансами необходимо для решения проблем сбалансированности государственного бюджета. В экономике выделяют три состояния государственного бюджета: нормальный, дефицитный и профицитный. Именно в рамках последнего, т. е нарастания бюджетного дефицита, увеличивается государственный долг у той или иной страны.
Поэтому вопрос необходимости привлечения государственного кредита и управления государственным долгом начинает выходить на первый план. Вместе с тем, в самом термине «государственный долг» происходит совмещение двух терминов: финансирование и кредитование , поскольку отражает возможность привлечения, перераспределения и возмещения денежных потоков.
Вопрос государственного кредита и управление государственным долгом рассматривается в работах представителей экономической науки, в частности, в трудах О.Н. Паковой, А.А. Нагаева, Т.В. Грицюка, Ю.Е. Кришиной, О.Н. Углицких, И.Р. Аминова и др.
Государственный долг – явление присущее экономикам и бюджетам большинства стран мира и заключающееся в принятии государством на себя обязательств, возникающих вследствие его заимствований, принятия на себя определённых финансовых гарантий и государственных поручительств по обязательствам третьих сторон.
Государственный долг является одним из самых значимых факторов экономической безопасности страны и напрямую связан с возникновением дефицита её бюджета, причины которого лежат в падении производства товаров и услуг, замедлении скорости денежного обращения, выпуске Центральным (национальным) банком необеспеченной денежной массы, возрастании затрат в ключевых отраслях и секторах экономики, росте теневой экономики и т.д .
Понятие государственного долга означает сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процента¬ми, которая должна быть выплачена вместе с процентами к опреде¬ленной дате или через определенный срок .
Н. Пакова категорию «государственный кредит» рассматривает на стыке финансов и кредита, при этом совмещая данные категории, в то же время, сохраняя особенности кредита .
Ю.Е. Кришиной и О.Н. Углицких под государственным кредитом понимают разновидность кредита, где государство одновременно выступает в нескольких ролях, а именно, гаранта, заемщика и кредитора.
Государственный кредит — это инструмент дополнительного финансирования расходов, где государство совмещает роли заемщика, гаранта и кредитора .
Процесс по управления государственным кредитом приводит к появлению государственного долга. В России термин «государственный долг» рассматривается в научных работах экономистов, а также нормативно-правовых актах, в частности, БК РФ статья 97 .
Под государственным долгом понимается совокупность выпущенных, но в то же время не погашенных государственным займам и начисленных по ним процентам.
Термин «государственный долг» рассматривают как долговые обязательства страны на микро-, мезо- и макроуровне, возникающие перед субъектами хозяйствования .
Государственный кредит выполняет ряд функций:
образование денежных потоков;
использование денежных фондов;
контрольно-регулирующая.
Вместе с тем, необходимо отметить, что государственный кредит позволяет эффективно мобилизовать денежные средства, чтобы государство выполняло свои обязательства перед социально-экономическими субъектами.
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
По уровню управления:
— общегосударственный долг;
— муниципальный долг;
— государственный долг субъектов;
— долг корпораций.
По срокам реатзации:
— долгосрочный (срок погашения ог 5 до 30 лет);
— среднесрочный (срок погашения от 1 года до 5 лет);
— краткосрочный (срок погашения до 1 года).