Государственное и муниципальное управление Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Государственное управление социально-экономическими процессами в условиях развития рыночных отношений.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы государственного управления в сфере модернизации экономики 6

1.1.Теория модернизации экономики 6

1.2.Роль государства и государственного управления в сфере модернизации экономики 13

1.3.Мировой опыт государственного управления в сфере модернизации экономики 19

2. Теоретические основы государственного управления в социальной политике государства 26

2.1. Круг субъектов, осуществляющих регулирование в рамках социальной сферы в Российской Федерации, порядок их образования и деятельности 26

2.2. Характеристика социальной сферы Российской Федерации 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Преобразования политико- административной и финансово-экономической систем, происходящие в Российской Федерации, непосредственно связаны с совершенствованием системы государственного управления в сфере модернизации национальной экономики на общенациональном, территориальном и местном уровне. Согласно имеющимся эмпирическим данным, от эффективности мер по совершенствованию системы государственного управления в данной сфере определяющим образом зависит уровень ее глобальной конкурентоспособности. В результате изменения политико- административной системы в течение постсоветского периода времени и внедрения рыночных, по сути, капиталистических методов ведения деятельности на микроуровне, развития различны форм владения на средства производства и результаты труда со стороны государственных органов управления были реализованы меры по созданию в стране правовой основы развития экономических субъектов. Подобные меры позволили удерживать общественную сферу в целом и отечественную экономику в частности в относительно стабильном положении, несмотря на периодически возникающие кризисы и по-прежнему сохраняющуюся низкую эффективность производства товаров и услуг, компенсируемую высоким уровнем удельного веса определённой направленности предприятий и рентой экспортно-ориентированных компаний в сфере добычи и продаж углеводородных и иных видов сырья. Поэтому программы совершенствования системы государственного управления в сфере модернизации национальной экономики должны являться неотъемлемым элементом государственной политики. Следует, однако, отметить, что многие представители государственного аппарата по-прежнему не дооценивают важность развития управленческих навыков в сфере модернизации национальной экономики. Необходимость применения способов диагностики и решения подобных проблем предопределила выбор темы исследования, её структуру и содержание.

Степень научной разработанности темы. Поднимаемой в ходе настоящего исследования проблемой занималось достаточно большое число учёных и специалистов в сферах экономики, социологии и права, в частности, Иммануил Валлерстайн, Карл Маркс, Толкотт Парсонс, Чарльз Тилли, Сэмуэль Филлипс Хантингтон.

Цель работы– на основе изучения мирового опыта, современного состояния и имеющегося потенциала определить направления совершенствования государственного управления в сфере экономики и социальной политики Российской Федерации.

Для достижения цели исследования в работе решались следующие задачи:

— изучение теорий модернизации экономики;

— раскрытие роли государства и государственного управления в сфере модернизации экономики;

— представление мирового опыта государственного управления в сфере модернизации экономики;

— анализ государственного управления в сфере социальной политики России;

— характеристика современного состояния социальной политики Российской Федерации.

Объектом исследования в работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления в сфере экономики и социальной политики Российской Федерации.

Предметом исследования – актуальные нормативные правовые акты, регулирующие государственное управление инструментами и методами, используемыми органами государственной власти в сфере экономики и социальной политики Российской Федерации, условия и факторы эффективной модернизации экономики страны.

Теоретическую основу исследования составляют научные исследования специалистов в области государственного регулирования экономикой в целом и её модернизацией в частности.

Наибольшее значение в раскрытии темы имели труды Баумана З., Донскиса Л., Дюркгейма Э., Зиммеля Г., Хайека Ф.А. и других широко известных в отечественном и мировом научном сообществе специалистов по вопросам развития сфер экономики и управления.

Методологическую основу исследования составляют такие общенаучные и частно-научные методы, как сравнительный анализ (позволил оценить методы государственного управления экономикой и её модернизацией в России и зарубежных странах), системный анализ (позволил разделить анализируемый объект на элементы), моделирование экономических процессов (рассмотрение сложившейся и проектируемых моделей экономики), формально-юридический и сравнительно-правовой методы (анализ и сравнение правовых аспектов государственного управления экономикой) и др.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теории модернизации в целом являются набором концепций, связанных с общественным развитием, которые при этом способны объяснять процесс перехода от традиционного общества к современному обществу. Идею модернизации принято рассматривать в трёх смыслах. Во-первых, модернизация является синонимом всего перечня прогрессивных общественных изменений. Такое толкование можно применить одновременно к выходу людей из пещер, к возведению первых домостроений, к замене гужевого транспорта автотранспортом, к замене пишущей машинки ПК, или к подготовке в вузах конфликтологов-медиаторов. Второй смысл означает процессы, связанные с индустриализацией, а также урбанистические процессы, процессы демократизации, поведенческой рационализации и т.д. Это всё, что обусловлено становлением капиталистических форм хозяйствования. Классиками теории модернизации является Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Карл Вебер, Давид Дюркгейм и Фердинанд Тённис. Наконец, третий смысл в категорию «модернизация» вкладывает при описании процессов из стран третьего мира, которые пытаются догнать экономически передовые страны, а на современном этапе и при описании реформ в странах Восточной Европы и, в частности, в РФ.

Основываясь на результатах исследования роли государства и государственного управления в сфере модернизации экономики и на имеющемся большом опыте стран, проходивших этапы модернизации своих национальных экономик, необходимо отметить, что для ее результативного протекания модернизационных процессов нужно соблюдение целого перечня условий, ключевыми из которых являются следующие:

— наличие ясного и прочного идеологического базиса, который объединяет все общество;

— осуществление соответствующего изменения набора формальных и неформальных экономических правил для достижения дальнейшего институционального сдвига в требуемом направлении;

— установление нужных ресурсов для осуществления модернизации и целенаправленное формирование их состава и структуры в необходимом объеме со стороны государства.

Уровнем качества соблюдения данных условий обусловливается качество преодоления имеющихся противоречий в идеологических аспектах проведения реформ, а также преодоления трудностей, неизбежно сопутствующих любому модернизационному процессу.

История государственного управления в сфере модернизации экономики России свидетельствует в целом о нацеленности ее руководств не отставать от передовых стран мира, прежде всего, в военной сфере. Кроме того, большинство проведенных в стране модернизаций было основано на экстенсивном пути развития, благодаря наличию и использованию колоссальных объемов природных и человеческих ресурсов при заимствовании из-за рубежа готовых инноваций. Как правило, государство не создавало экономических механизмов для создания и внедрения инноваций внутри страны. Итогом подобных преобразований становилось то, что попытки со стороны государства догнать передовые страны мира уже скоро сменялось новым отставанием от них.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы государственного управления в сфере модернизации экономики

1.1.Теория модернизации экономики

Под теорией модернизации понимается теория, способная объяснять модернизационный процесс в социуме. Рассматриваемая теория пытается обозначить набор социальных переменных, способствующих общественному прогрессу и развитию, и пояснить эволюционный процесс социума. Главенствующая в социологии США в середине ХХ столетия, прежде всего, благодаря Тэлкотту Парсонсу и Сэмуэлю Филлипсу Хантингтону , в 1960-е гг. она была серьезно раскритикована из-за несоответствия положений теории происходящим общественным процессам в модернизирующихся социумах, и в итоге была отвергнута в виде социологической парадигмы. Итоговый разгром Сэмуэля Филлипса Хантингтона в 1972-73 гг. произошел благодаря усилиям Иммануила Валлерстайна и Чарльза Тилли . Дальнейшие попытки возродить теории обуславливались концептуальными идеями «конца истории» и цивилизационного столкновения по причине их большой идеологичности .

Рассматривая идейных предшественников, можно назвать классиков, занимавшихся исследованиями аспектов модернизации .

С ним можно отнести Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса , Максимилиана Карла Эмиля Вебера , Давида Эмиля Дюркгейма и Фердинанда Тённиса.

В большей части классических модернизационных идей внимание акцентируется на рождении и развитии общества промышленного типа, при этом под понятием модернизации понимается процесс, связанный с переходом того или иного общества из аграрного состояния в общество промышленного типа. Модернизационный процесс принято изучать в контексте трансформации всего перечня направлений народного хозяйства. Из-за чего принято различать следующие разновидности рассматриваемого понятия – это:

— «первичная» модернизация, которая протекает в ходе промышленных революций в результате научной и научно-технической деятельности первопроходцев;

— «вторичная» модернизация, протекающая в странах догоняющего развития путем апробации уже разработанных и активно используемых или уже использованных инновационных идей и технологий в странах «первого» мира в своих странах .

Немецкие этнографы предложили рассматривать концепцию применения «вторичной» модернизации в виде существования культурных кругов разного радиуса действий и сложения их друг с другом и при необходимости их синтеза.

По мнению современных социологов, что ключевым фактором протекания модернизационного процесса является следующее. Это отказ от традиционно существующих (существовавших) ценностей, ставящих рамки для общественных изменений и развития экономики и социальной сферы, и применение ценностей, способных мотивировать большого числа экономических агентов на занятие высокотехнологичной деятельности, связанной с разработкой и воплощением новых технологий и управленческих решений.

Здесь стоит отметить опыт западноевропейских стран по проведению модернизации, говорящий о том, что данного процессу предшествовали происходившие в общественном сознании и в экономических взаимоотношениях изменения, развитие мануфактурного производства и формирования внутристрановых рынков сбыта товаров и услуг. По этой причине широкие круги исторического, социологического и философского сообщества в начале XX века предложили включать в перечень факторов, обуславливающих характер проведения модернизации факторы культуры и национального менталитета. Это предполагает необходимость считать, что модернизационный процесс в странах западного мира начался с корректировки общественного сознания, культуры и морали.

Например, представитель американской школы социологии Чарльз Хортон Кули характеризовал рождение общества нетрадиционного типа в качестве перехода от «первичных» (семья, сельская община) до «вторичных групп» (государство, нация и т.д.). В «первичных группах» личностная социализация достигается благодаря прямому психоэмоциональному взаимодействию между её представителями. Во «вторичных группах» личностная социализация достигается благодаря умозрительному формированию взаимоотношений Иные представители сообщества социологов отмечают корректировку мышленческого стиля, достигаемую благодаря концептуальной идеи «абстрактизации» (Георг Зиммель ) или благодаря концептуальной идеи «рационализации» (Максимилиан Карл Эмиль Вебер) социального сознания. В результате происходит сдвиг в ценностной системе – от коллективизма к индивидуализму, а ключевой пафос рождения общества нетрадиционного типа заключается в рождении свободной личности, поборовшей неэффективность прежних общинных практик (по М.К.Э. Веберу т.н.

«расколдование мира») и одновременно с этим осознавшей себя в качестве самодостаточного общественного элемента.

Человеческая ментальность корректируется на изменение в самосознании конкретного человека, а также в общественных отношениях и правовой сфере. Ментальность может измениться, например, благодаря введению равных гражданских (в т.ч. избирательных) прав. В результате изменение в ментальности конкретного человека приводит к рождению внутренних изменений среди двух и более лиц и далее в обществе в целом. А те, в свою очередь, начинают постепенно сказываются на экономике страны: рождается обезличенный рынок (в т.ч. рынок труда и капиталов), приводит к разрыву закрытости экономики общины и устранения основы для традиционного административного принуждения. В подобной ситуации аристократическая форма общественного правления сменяется «диктатурами развития» (М.К.Э. Вебер). Вебер также подвергал изучению имеющиеся связи между ключевой системой, государственными институтами, представителями капиталистического сектора хозяйствования и сообщества бюрократов, обозначив роль последнего в виде фактора осуществления модернизации. Он это сделал путем наглядных демонстраций по проведению реформы бюрократии в виде механизма развития системы государственного управления, муниципального управления и политической сферы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы