Курсовая с практикой на тему Генеральные схемы размещения производительных сил в СССР и России: типология и составные элементы. Роль в практике хозяйствования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России 4
1.1. Характеристика формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России 4
1.2 Законодательная основа формирования генеральных схем размещения производительных сил 8
ГЛАВА 2. Анализ роли генеральных схем размещения производительных сил в практике хозяйствования 12
2.1. Оценка роли генеральных схем размещения производительных сил в практике хозяйствования 12
2.2 Проблемы, возникающие при обеспечении реализации генеральных схем размещения производительных сил в практике хозяйствования (на примере 14
Ульяновской области) 14
ГЛАВА 3. Пути и средства обеспечения реализации генеральных схем размещения производительных сил 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Продовольственная безопасность – это состояние, когда страна или регион способны обеспечивать себя собственной продукцией на 95%, при этом необходимо, чтобы люди имели достаточный выбор продуктов питания, которые бы удовлетворяли их вкусовым и диетическим потребностям, а также все товары были экономически доступны каждому и были безопасны.
На данный момент состояние продовольственной безопасности страны должно стоять на первом месте в связи с последними событиями в мире и в связи с положением России в мире. Множество стран наложили санкции на РФ, на что страна ответила тем же, что привело к резкому увеличению цен на продукты питания и их нехватку так как отечественное производство в стране и сектор сельского хозяйства малоразвиты и не способны обеспечивать всё население страны продуктами питания. В связи с этим состояние продовольственной безопасности является острым вопросом на данный момент.
Актуальность данной курсовой работы заключается в необходимости рассмотрения основ формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России.
Объект — общественные отношения, возникающие в ходе применения принципов формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России.
Предмет — особенности, присущие роли формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России.
Цель работы — выявление содержания генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Анализ теоретико-методологических основ формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России;
2. Рассмотрение организационно-правовых основ формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России;
3. Выявление опыта формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России.
Степень научной разработанности проблемы. К активному изучению проблем формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России экономисты и политики приступили лишь с 20-х годов ХХ века. Среди крупных исследователей, заложивших теоретико-методологические основы предвидения, прогнозирования и стратегического развития, выделяются российские ученые А.А. Богданов, Н.Д. Кондратьев, В.А. Базаров, С.Г. Струмилин, Н.Н. Колосовский, Н.Н. Некрасов, В.С.Ефремов. Л. Йохансен.
Методы написания работы составляют сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Текст работы:
Объектом формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России на региональном уровне помимо муниципального хозяйства, может выступать группа объектов, включающая инфраструктуру, население, экологию, совокупность организаций.
Субъектами-заказчиками стратегического управления чаще выступают органы местного самоуправления ввиду не сформировавшегося гражданского общества и отсутствия инициативы со стороны общественности.
Необходимо определение применяемого фактически метода формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России как государственного метода планирования, формирование методических рекомендаций относительно порядка применения метода формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России в органах местного самоуправления и определение основ их взаимодействия с разными уровнями власти в процессе формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Безусловно, стремясь максимально вовлечь регионы в процесс принятия политических решений на федеральном уровне, нельзя впадать в крайность, когда сама процедура нормотворчества окажется растянутой на неопределенно долгий срок и утонет в бесконечных согласованиях и состыковке позиций. Еще одним негативным аспектом существующей в настоящее время системы взаимоотношений центра и регионов является явное нежелание Государственной думы рассматривать и принимать законодательные предложения субъектов Российской Федерации (по различным данным, число принятых Государственной думой региональных законодательных инициатив составляет от 2 до 6% от числа внесенных). Отчасти такая ситуация оправдана, поскольку вносящий законодательную инициативу субъект Российской Федерации прежде всего заботится о решении существующих у него проблем, как правило, не отдавая себе отчет, что такие проблемы могут быть попросту неактуальны для других регионов. Например, крайне актуальная для Ульяновской области проблема парковки автотранспортных средств на дорогах региона не свойственна большинству других субъектов Российской Федерации и не нашла достаточного отражения в федеральном законодательстве. В то же время институт добавочных мировых судей, создание которого может быть необходимо для таких субъектов Российской Федерации, как Вологодская область, где в случае отсутствия мирового судьи возникает масса сложностей при исполнении его обязанностей мировыми судьями других участков в силу их территориальной удаленности друг от друга, отсутствия надлежащего транспортного сообщения, не актуален для Ульяновской области. Нельзя не отметить, что государству необходима сбалансированная программа развития социальной инфраструктуры как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. В данный момент, характеризуя социально-экономическое развитие, невозможно ограничиться только тем, сколько учреждений и объектов, которые создают условия для наиболее эффективной деятельности граждан, приходится на ту или иную территорию, регион. Нормативы, касающиеся социальной инфраструктуры, должны опираться на сложившиеся в предыдущий период условия, а также на их индивидуальную оценку.
Также необходимо опираться на опыт и статистические данные множества существующих объектов нормирования и расчетным путем, определяемым на основе анализа научной информации и данных.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Продовольственная безопасность – это состояние, когда страна или регион способны обеспечивать себя собственной продукцией на 95%, при этом необходимо, чтобы люди имели достаточный выбор продуктов питания, которые бы удовлетворяли их вкусовым и диетическим потребностям, а также все товары были экономически доступны каждому и были безопасны.
На данный момент состояние продовольственной безопасности страны должно стоять на первом месте в связи с последними событиями в мире и в связи с положением России в мире. Множество стран наложили санкции на РФ, на что страна ответила тем же, что привело к резкому увеличению цен на продукты питания и их нехватку так как отечественное производство в стране и сектор сельского хозяйства малоразвиты и не способны обеспечивать всё население страны продуктами питания. В связи с этим состояние продовольственной безопасности является острым вопросом на данный момент.
Актуальность данной курсовой работы заключается в необходимости рассмотрения основ формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России.
Объект — общественные отношения, возникающие в ходе применения принципов формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России.
Предмет — особенности, присущие роли формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России.
Цель работы — выявление содержания генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Анализ теоретико-методологических основ формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России;
2. Рассмотрение организационно-правовых основ формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России;
3. Выявление опыта формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России.
Степень научной разработанности проблемы. К активному изучению проблем формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России экономисты и политики приступили лишь с 20-х годов ХХ века. Среди крупных исследователей, заложивших теоретико-методологические основы предвидения, прогнозирования и стратегического развития, выделяются российские ученые А.А. Богданов, Н.Д. Кондратьев, В.А. Базаров, С.Г. Струмилин, Н.Н. Колосовский, Н.Н. Некрасов, В.С.Ефремов. Л. Йохансен.
Методы написания работы составляют сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Список литературы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России
1.1. Характеристика формирования генеральных схем размещения производительных сил в СССР и России
Проект первой Генеральной схемы был разработан на период 1966–1970 гг. Это был первый опыт комплексного научного изучения народного хозяйства. В 1970 г. разработана Схема на период 1971–1980 г. с более подробным выделением периода 1971–1975 гг. Разработана Схема на период 1976–1990 гг. с более подробным выделением периода 1976–1980 гг. Разработаны Схемы в 1976 – на период до 1990 г., а также на периоды до 2000 г., до 2005 г. и до 2010 г.
Генеральная схема служила исходной базой для подготовки Основных направлений экономического и социального развития страны на 5, 10 и 15 лет, а также государственных пятилетних планов. В целом Генеральная схема – очень большой и сложный документ. Об этом говорит то, что методические рекомендации по разработке Генеральной схемы были в полном объеме подготовлены только в 1981 г. В Генеральной схеме предусматривалось совершенствование структуры и пропорций капитальных вложений на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, промышленных узлов и комплексов с учетом особенностей экономики каждого района и максимального использования производственных фондов, а также основных этапов и сроков ввода в действие взаимосвязанных производств по отраслям экономики.
Руководствуясь Генеральной схемой развития производительных сил страны, можно было правильно выбрать сырьевую и топливно-энергетическую базы не только в соответствии с потребностями и интересами проектируемых предприятий, но и с учетом общей стратегии развития и размещения отраслей народного хозяйства на перспективу. Это давало возможность наиболее эффективно использовать сырьевые, энергетические и другие ресурсы страны и позволяло максимально исключить возможные диспропорции в развитии соответствующих отраслей в территориальном разрезе.
Генеральная схема размещения производительных сил с входящими в ее состав отраслевыми, территориальными и районными схемами являлась базой для выбора районов и пунктов нового строительства, расширения и реконструкции предприятий, позволяла учитывать большое количество факторов, влияющих на обоснование целесообразности, хозяйственной необходимости и экономической эффективности намечаемого проектирования и строительства; создавала возможность комплексной взаимоувязки всех параметров новых промышленных предприятий (материальных, энергетических, трудовых, социальных, экономических и т. д.). Генеральная схема являлась основой для разработки новых и корректировки имеющихся проектов районных планировок, создания схем промышленных зон, комплексов и узлов. Прошло более 60-ти лет со времени решения начать разработку важнейшего документа перспективного социально-экономического развития страны – Генеральной схемы. Это уникальный не только в условиях СССР, но и в мире, народнохозяйственный документ, сохраняющий свое значение до настоящего времени. Он в разной степени был использован и в других странах. Этот опыт приобретает особую роль и в современных условиях [2].
Но вернемся к истории, к началу 1960-х годов. Перед экономикой встали новые задачи, которые, впрочем, коррелируются с днем сегодняшним и задачами в формате защиты национальных интересов России [3]. Необходимо было обеспечить всестороннее развитие производительных сил, сделать решающий шаг в обновлении материально-технической базы и на этой основе добиться значительного повышения уровня жизни народа. Требовалось ускорить научно-технический прогресс, опережающими темпами развивать прогрессивные отрасли промышленности, осуществлять рациональные сдвиги в структуре топливного баланса. Намеченные задачи, определявшие динамику и структурные сдвиги в экономике, должны были привести также к крупным изменениям в территориальном развитии производительных сил. Cовет по изучению производительных сил (далее – СОПС) был назначен головной организацией по разработке Генеральной схемы и в 1959 г. приступил к исследованиям по проблеме «Генеральная схема размещения производительных сил, обеспечивающая наиболее эффективное использование природных и трудовых ресурсов, всестороннее развитие хозяйства и культуры союзных республик и экономических районов». Научный отчет СОПСа под названием «Генеральная схема» появился уже в 1960 г. [4].
В 1964 г. СОПС представил проект Генеральной схемы на 1966–1970 гг., а в марте 1966 г. приступил к созданию Генеральной схемы на 1971–1980 гг. с более подробным выделением периода 1971–1975 гг. СОПСу предстояло решить новую, сложную и исключительно трудоемкую задачу научно-методического и организационного характера: выработать единую программу работ и их поэтапного выполнения, создать единую научную концепцию и методику исследования, подготовить исходную информацию для осуществления крупномасштабного территориального экономического программирования. Надо отметить, что в практике мировой экономической науки подобные задачи решены не были. Генеральная схема, подготовка которой завершилась в 1968 г., представляла собой неизвестный ранее в плановой практике огромный, многоплановый труд, созданный большим коллективом ученых, проектировщиков, специалистов плановых и хозяйственных организаций. Она состояла более чем из 50 томов по общим проблемам, размещению важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, развитию всех регионов и крупных экономических районов, а также народнохозяйственных комплексов. Отдельный том составили Основные положения Генеральной схемы. В разработке отраслевых и территориальных схем, вошедших в качестве разделов в Генеральную схему, участвовали в соответствии с координационным планом около 560 научных и проектных институтов [4]. Основное назначение генеральных схем состояло в том, чтобы: дать глубокий анализ развития различных отраслей экономики в региональном разрезе, определить складывающиеся положительные и негативные тенденции в экономике страны и в каждом из ее районов и городских агломераций, обосновать предложения по эффективному развитию народного хозяйства и его территориальной структуре в долгосрочной перспективе. В реализацию Генеральной схемы постепенно сложилась система обоснования перспективного социально-экономического развития страны: комплексная программа научно-технического прогресса – Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР и связанные с ней отраслевые и региональные схемы – Генеральная схема расселения населения СССР; схемы и проекты районных планировок республик, краев и областей – генеральные планы городов. Это значительно повышало обоснованность предлагаемых рекомендаций.
В соответствии с генеральной схемой размещения производительных сил должно в дальнейшем осуществляться территориальное планирование развития народного хозяйства, размещение производственно-территориальных комплексов, промышленных предприятий и разработка районных планировок.
Генеральная схема основывается на исследованиях проблем научно-технического прогресса, рационального использования природных ресурсов, сопряженного развития промышленности и сельского хозяйства, размещения населения, эффективного использования трудовых ресурсов и основных фондов, прогрессивного развития исторически сложившейся схемы городов и формирующихся новых городов, планомерного освоения новых территорий, совершенствования межрайонных хозяйственных связей и научного экономического районирования страны.
Сегодня необходимо пересматривать концептуальные подходы к разработке Схемы с учетом сегодняшних реалий геополитики и экономики. Следует применять новые подходы, новый вычислительный и математический аппарат, новые достижения в части динамических моделей в расчетах вариантности сценариев, достижений в области средств телекоммуникаций, с учетом достижений в области статистики.