Курсовая с практикой на тему Генеалогические знания как фактор нравственного развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ 7
1.1 Возрастные особенности младших школьников с ОВЗ 7
1.2 Роль семьи в развитии ребенка с ОВЗ 11
1.3 Генеалогические знания младших школьников 13
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 17
2.2 Система работы психолога по формированию генеалогических знаний младших школьников с учетом их особенностей здоровья 22
2.3 Методические рекомендации для родителей, учителей и классных руководителей 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Введение:
Сегодня общей тенденцией для мирового сообщества становится ухудшение состояния здоровья его индивидов. В данных, предоставленных всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что число детей с ОВЗ в мире достигает 13 % (10 % детей с физическими и психическими недостатками; 3 % — с недостатками интеллекта). «Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Сегодня практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии » [Лебединский, 2004, с. 37]. В. В. Лебединский, изучив ситуацию в России, утверждает, что устойчивым остается положение по увеличению детей с ограниченными возможностями. Так, с конца XX века детская инвалидность в Российской Федерации увеличилась в два раза, что составляет от 6 до 9 % несовершеннолетних. Безусловно, сохранение данной тенденции формирует неблагоприятный прогноз на будущее.
В настоящее время педагоги в нашей стране уделяют большое внимание проблеме обучения детей с ОВЗ. Эти ученики испытывают серьезные сложности в организации своего поведения, учебной и коммуникативной деятельности, что обусловлено особенностями их развития, наличием соматических заболеваний. Безусловно, дети могут и должны учиться в соответствии со специально разработанными программами, при помощи подготовленных специалистов.
Педагоги при разработке программы и внедрении её в практику, постановке задач успешной социализации лиц с ОВЗ должны учитывать их особенности:
— соматическую ослабленность, которая выражается в недостатках физического здоровья;
— ограниченные возможности детей-инвалидов, не позволяющие им полноценно участвовать в ведущей деятельности, которая опирается на их возраст (игровая, учебная, коммуникативная, трудовая), что влияет на процесс социализации. Такого ребенка взрослые зачастую стремятся уберечь от взаимодействия с обществом, что нарушает процесс гармоничного развития личности;
— характер инвалидности (нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, психические заболевания);
— психофизиологические особенности (темперамент, тип высшей нервной деятельности, характер психических процессов и др.);
— ограниченные возможности коммуникации (дети из-за ограничения мобильности и независимости воспитываются в мире, ограниченном рамками семьи, обучаются на дому, в результате у них недостаточное общение со сверстниками и, как следствие, гиперопека со стороны взрослых).
Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями почувствовали себя полноценными членами общества и не ощущали ограничений в будущем, необходимо создать все условия для их гармоничного и полноценного развития. Немаловажную роль в этом играет процесс личностного роста.
Учитывая специфику развития детей с ОВЗ, важно подумать об образовательном пространстве для них, где они могли бы расти, развиваться и самосовершенствоваться с учетом своих особенностей, становиться личностями. Становление человека как личности происходит постепенно, а основы закладываются в детстве. Потому большое внимание в начальной школе должно отводиться личностному развитию ребенка, особенно ребенка с ОВЗ. Немаловажная роль отводится педагогу, его умению ладить с детьми, создавать атмосферу доброжелательности, доверия, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свои возможности. При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать их специфичность и неординарность.
По мнению психолога В. А. Петровского, человеческую личность, первоначально, характеризует система отношений, принятых ее жизнью в обществе [29].
За последнее время в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) происходят перемены в образовательном процессе в школе .
Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) меняет представление об образовательных результатах и ориентирует педагога не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. ФГОС ставит перед учительством задачу сформирования и внедрения системно-деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций.
В условиях модернизации образования модель построения урока на основе компетентностного подхода наиболее актуальна.
По состоянию учеников, как по лакмусовой бумажке, мы можем определить свои плюсы и минусы на уроке, осуществить рефлексию, оценивая все стадии урока, выделяя для себя проблемные ситуации, оценивая их с точки зрения подъёма или угасания интереса, проектируя возможные варианты решения возникших проблем и применяя их на следующих уроках. Мы можем достигнуть нового уровня мастерства, двигаясь по профессиональной лестнице вверх.
Таким образом, можно отметить то, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты: формирование у учащегося чувства патриотизма, воспитание личности российского гражданина, способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки, умению контактировать с другими людьми.
Проблемой нашего исследования является выявление и проверка методов и приёмов, позволяющих сформировать основы нравственного воспитания младших школьников.
Цель исследования: анализ особенностей генеалогических знаний у младших школьников с ОВЗ.
Задачи:
1.Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников с ОВЗ.
2. Проанализировать роль семьи в развитии ребенка с ОВЗ.
3. Охарактеризовать генеалогические знания младших школьников.
4. Организовать и определить методы эмпирического исследования.
5. Выделить систему работы психолога по формированию генеалогических знаний младших школьников с учетом их особенностей здоровья.
6. Разработать методические рекомендации для родителей, учителей и классных руководителей.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс учащихся начальных классов с ОВЗ.
Предмет исследования: методы и приёмы проверки знаний младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза исследования: процесс воспитания младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если будут соблюдены следующие условия:
— учителя начальных классов будут теоретически и практически подготовлены к решению данной проблемы;
— в обучении будут использованы генеалогические знания как фактор развития детей с ОВЗ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, которые имеют различные недостатки в психическом и (или) физическом развитии. Сложности функционирования ребенка с ОВЗ внутри социального пространства В настоящее время всё большую популярность приобретают вопросы, связанные с изучением особенностей функционирования детей с ОВЗ внутри социального пространства. Это связано с тем, что современное социальное пространство достаточно динамично и порой в нем сложно функционировать людям с нормой развития, не говоря уже о тех, кто имеет различные физические или психические отклонения. В контексте данной проблемы особенно ярко выделяются проблемы детей с ОВЗ и их интеграцией в общество.
Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, связаны в первую очередь с тем, что у них имеются сложности в установлении взаимодействия с окружающими, обусловленные нарушениями речи, слуха, психики, свободы передвижения и т.д.
Ни одна из областей знания не подвергает сомнению, тот факт, что дети с ОВЗ не могут стать полноценными субъектами социокультурного пространства, они не могут в полной мере оказывает влияние на его становление и развитие. В тоже время и нет достаточно точных сведений о том, какие личностные черты и потенциал имеет ребенок с ОВЗ, как он с их помощью способен интегрироваться в социокультурное пространство.
Несмотря на то, что вопросы интеграции детей с ОВЗ в социокультурное пространство рассмотрены в достаточно большом количестве источников, в настоящее время исследования продолжаются. Дополнительные исследования направлены на конкретизацию уже имеющихся сведений, а также выявление новых путей развития и нормального взаимодействия общества и детей с ОВЗ. Для того, чтобы исследование ребенка с ОВЗ как субъекта социокультурного пространства было успешным, отечественные и зарубежные исследователи, остановились на единой интерпретации понятия «социокультурная адаптация».
Социокультурная адаптация – это процесс целенаправленного приспособления личности человека к окружающему его обществу, с целью удовлетворения собственных потребностей и запросов. Социокультурная адаптация осуществляется посредством имеющихся у индивида навыков социального взаимодействия и коммуникации. В том случае, если в процессе социализации данные навыки не были сформированы на должном уровне, то процесс социокультурной адаптации не будет осуществлен в полной мере..
Фрагмент текста работы:
Ребенок с ОВЗ, в качестве субъекта социокультурного пространства обладает рядом определенных трудностей в развитии: Ограниченность в удовлетворении собственных потребностей, ввиду психологических или физических нарушений в функционировании организма. Ограниченность в полноценном получении базового перечня знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации и проявления собственной индивидуальности. Подавленность стремления к личностному творческому развитию и функционированию в рамках социума, недоступность для проявления своей активности в культурных и образовательных институтах. Более острая потребность, чем у детей с нормой развития, в полноценном и качественном психолого-педагогическом сопровождении всех этапов личностного развития и становления.
По данным психолого-педагогических исследований, у детей с задержкой психического развития нет нарушений элементарных сенсорных процессов, однако прием и переработка сенсорной информации замедлены.
Абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения у детей с ОВЗ такие же, как у нормально развивающихся детей. Отклонения от нормы выявляются при усложнении восприятия, что объясняется, в частности, несформированностью отдельных систем внутри анализаторов [16]. При сохранности возможностей развития интеллекта у детей с ОВЗ наблюдается недостаточная сформированность умственных операций, отставание развития словесно-логического мышления. Исследование нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе ОВЗ детей младшего школьного возраста, имеет не только самостоятельное научное значение, но и актуально в практическом плане, т.к. способствует проведению индивидуальной адекватной педагогической коррекции.
Неустойчивость внимания, особенности памяти, эмоционально-волевой сферы, низкий уровень познавательной активности и мотивации, характерные для детей этой категории, могут быть предопределены изменениями функционального состояния регуляторных структур ствола мозга. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Она определяет уровень его психического развития, а также становление личности в целом. По мнению многих авторов (Кулагина И. Ю., Ульенкова У. В и др.)[42] дети с ОВЗ оказываются, не готовы к учебной деятельности, т.к. у них не наблюдается мотивации, желания учиться. У таких детей не выработана ответственность к выполнению учебных заданий. Это связано с незрелостью эмоционально волевой сферы и личности в целом (Т. А Власова и М. С Певзнер). Достигая школьного возраста, у такого ребенка, сохраняются игровые мотивы, что, в свою очередь, может вызвать неприязнь к урокам, к школе, учителям. Школа выдвигает определенный уровень требований, который, вследствие индивидуальных особенностей, оказывается трудным в освоении для многих школьников с ОВЗ. Дети на уроках не вовлечены в общую работу класса и их учебная деятельность становится «непродуктивной». (Власова Т.А., Певзнер М.С., Иванов Е.С.,) [9; 40].
Для детей с проблемами в развитии характерна недостаточная сформированность способности к произвольной регуляции деятельности и поведения, что, в свою очередь, затрудняет выполнение заданий учебного плана. Качественным своеобразием отличается и сенсорное развитие: зрение и слух физиологически сохранны, но при этом снижен темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия, как зрительного, так и слухового и тактильно-двигательного.
Для детей с проблемами в развитии свойственно снижение скорости выполнения перцептивных операций, то есть они воспринимают меньший объем информации в единицу времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. [9, с. 81] Они испытывают трудности с ориентировочно-исследовательской деятельностью, которая направлена на исследование свойств и качеств предметов. Им требуется совершить большее количество практических действий для того, чтобы решить наглядно-практические задачи, связанные с обследованием предмета.