Курсовая с практикой на тему Гамлетовский цикл в лирике Цветаевой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. «СКВОЗЬ ВЕКА»: ЛИРИКА М.И.
ЦВЕТАЕВОЙ.. 5
1.1. Своеобразие лирики и лирических циклов великой
русской поэтессы Серебряного века. 5
1.2. Шекспировские образы в лирике Марины Ивановны
Цветаевой. 8
ГЛАВА 2. ГАМЛЕТОВСКИЙ ЦИКЛ В ЛИРИКЕ М.И.
ЦВЕТАЕВОЙ.. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 22
Введение:
Тема работы – Гамлетовский цикл в лирике М.И. Цветаевой.
Актуальность исследования заключается в более подробном
раскрытии данной темы в сфере литературы. Так как личность Марины Цветаевой
загадочна, а творчество сложно и интересно, то мы считаем, что тема нуждается в
более тщательном изучении, сборе качественного материала и достоверной
обработке стихотворений. Данная тема не является достаточно изученной:
творчество величайшей поэтессы Серебряного века нуждается в переосмыслении, а
лирика — в более детальном раскрытии и изучении. Мы думаем, что данная тема
способна зародить в исследователях новые взгляды на лирику и творчество М.И.
Цветаевой.
Объектом исследования выступает лирика М.И. Цветаевой и ее
творчество в целом.
Предметом исследования являются гамлетовские мотивы в
произведениях великой русской поэтессы.
Для достижения поставленной цели
необходимо было решить следующие задачи:
— выявить степень освещенности темы в различных
литературных и литературоведческих, культурологических источниках;
— изучить лирику и творчество М.И. Цветаевой;
— познакомиться с основными мотивами ее творчества;
— изучить особенности лирики М.И. Цветаевой и найти
среди произведений гамлетовские мотивы;
— изучить освещенность данной темы в Интернет —
источниках и различного рода литературе.
В качестве основного метода исследования применяется описательный, основанный на
непосредственном изучении лирики и творчества великой русской поэтессы
Серебряного века в различных литературных, литературоведческих и
культурологических источниках, впоследствии мы рассчитываем на дальнейшее
описании изученного в нашей работе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
эта работа позволяет расширить и структурировать знания не только о лирике и
творчестве М.И. Цветаевой, изучить ее своеобразие, выявить ключевые мотивы, но
также и обратить внимание на шекспировские образы в произведениях, а изучить, в
частности, проходят ли через лирику тонкой нитью гамлетовские мотивы. Чтобы
понять, как именно данные мотивы вплетены в творчество поэтессы, мы изучим творчество
М.И. Цветаевой досконально, выявим основные мотивы в лирике, уделим особое
внимание используемым шекспировским образам. Для того чтобы понять творчество поэтессы
– важно знать, какие люди ее окружали, какие события с ней происходили, тогда
можно будет понять, как складывалось творчество и какие мотивы выбирались для
передачи своих чувств в лирических стихотворениях. Важно понять не только
мотивы в творчестве, но и разобраться, каким именно способом вплетены, к
примеру, гамлетовские мотивы в произведения, образуют ли они цикл лирических
стихотворений. Именно данные направления в исследовании позволят нам наиболее
полно и качественно погрузиться в выбранную тему исследования. Практическая
значимость исследования заключается в том, чтобы выделить из всех
произведений М.И. Цветаевой те лирические стихотворения, в которых
прослеживаются гамлетовские мотивы, и проанализировать их вплетение в структуру
стихотворения.
Цели и задачи работы, выдвинутые нами
в начале исследования, определили ее структуру.
Наша исследовательская работа включает в себя введение, две главы основной
части: теоретическая и практическая, при этом первая глава имеет отдельные смысловые
параграфы, а также выводы, заключение и список использованных источников. В
работе мы изучаем разного рода литературу
на данную тему.
Заключение:
В нашем исследовании во второй главе
мы проанализировали гамлетовский цикл Марины Цветаевой, ознакомившись однако
перед этим в первой главе со своеобразием творчества поэтессы и употребляемыми
ею шекспировскими образами в лирике.
В сам гамлетовский цикл входят пять
стихотворений, которые были созданы в Праге в 1923 году, данные произведения
зарождались поэтапно: 28 февраля поэтесса создает два стихотворения – «Офелия – Гамлету» и «Офелия – в защиту королевы», в которых
все внимание уделено страсти и любви главной героини – Офелии, именно ее
чувства волнуют Марину Цветаеву, очевидно, она находит отклик шекспировского
образа в своей душе, однако образ трагической возлюбленной принца датского
Гамлета получается очень индивидуальным, именно Офелия является главным
лирическим героем цикла, ее переживания становятся во главу угла, пусть и
завуалировано.
5 июня появляется третье,
кульминационное для цикла стихотворение – «Диалог
Гамлета с совестью», где лирический герой – Гамлет, который в шекспировской
трагедии, несомненно, ключевой герой – здесь, в лирическом цикле Марины
Цветаевой будто бы вступает в диалог с совестью, которая является частью него –
и получает от нее «приговор» за нерешительность и равнодушие за чувства, любовь
и страсть прекрасной, однако уже погибшей Офелии.
В последующих двух, написанных
Мариной Цветаевой, заключительных стихотворениях – «На назначенное свиданье…» (написано 18 июня) и «По набережным, где седые деревья…»
(написано 28 сентября), поэтесса как будто вспоминает пережитые созданными ею
лирическими образами эмоции, события, отмечая при этом, что лирическая героиня
(по сути – она сама) как будто горюет над трагической судьбой девушки,
подтверждая, что даже после смерти Офелия не предает свою веру в любовь и
страсть. Интересно, что сами главные герои трагедии уже не участвуют в
произведениях, мелькают лишь их образы – как символы об эмоциях. Завершающие
стихотворения выступают своеобразной реминисценцией тех событий, образов и
чувств, которые были еще «живы» в первых трех стихотворениях.
В ходе нашего исследования, мы
убедились, что гамлетовский цикл Марины Цветаевой можно назвать женским вдохновенным
гимном всепоглощающей любви и страсти, в лирике поэтессы данное чувство вечно и
противостоит внешне активному, действенному, но по сути своей бесплодному
мужскому тщеславию.
Обращаясь к шекспировскому шедевру, Марина
Цветаева, не могла не учитывать аналогичный опыт своих многочисленных
предшественников, таких как Н. А. Некрасов, А. А. Фет, В. Я. Брюсов, А. А.
Блок, А. А. Ахматова, в чьих произведениях также встречаются переосмысленные
образы трагедии автора Ренессанса. Однако отметим, что как образы, так и сюжет в
лирическом цикле Марины Цветаевой обработаны совершенно индивидуально,
проблематика нова и необычна, автором используются многочисленные литературные
приемы для усложнения и украшения цикла.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. «СКВОЗЬ ВЕКА»:
ЛИРИКА М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
1.1. Своеобразие лирики и лирических циклов великой русской поэтессы
Серебряного века
Она совмещала в себе старомодную учтивость и
бунтарство, предельную гордость и предельную простоту.[1]
Илья Эренбург
Именно такой запомнилась поэтесса
Марина Цветаева Илье Эренбургу. Она рано начала писать – в 6 лет, а издаваться
ее творчество стало, когда Марине было всего 16 лет. В ее детском доме всегда
царила атмосфера древности, почитались культурные ценности и прививалась любовь
к искусству: отец Марины Цветаевой был директором Русского музея. После издания
своего первого сборника, будучи еще гимназисткой, Марина заявила о себе:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет
свой черед.[2] Так все и сложилось: через
некоторое время Марина Цветаева стала одной из самой известных русской
писательницей Серебряного века. Ее слог очень быстро стал узнаваемым, а стиль
ее стихотворений – неподражаемым и уникальным. Поэтический текст русской писательницы Марины Ивановны
Цветаевой наполнен глубочайшим внутренним смыслом, точностью и ясностью,
касающейся выражении эмоций и чувств. Все стихотворения талантливейшей поэтессы
обладают яркой и незаурядной композицией.
Жизнь русской поэтессы преследовала
ее с редким ожесточением: Марина рано узнала, что такое смерть матери, пришлось
рано повзрослеть. После этого неприятности и беды преследовали ее: смерть
дочери, эмиграция, затем арест другой дочери и мужа, тревога за судьбу сына…
Несчастная в личной судьбе и бесконечно одинокая, Марина Цветаева находит в
себе силы бороться, потому что обладает поистине сильным и непреклонным
характером. Порой ее стихи отражают ее саму: надломленные, с разрывом, но
сильные, не позволяющие сомневаться в своей уникальности. Из источника своей
неутихающей боли она формировала источник вдохновения, стихи рождались из-под
ее пера тогда, когда в жизни наступал переломный и печальный момент, а таких
было немало. Она пишет в своем стихотворении «Вот опять окно»:
Крик разлук и встреч –
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – три свечи…
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем![3] [1] Мой
любимый поэт XX века М.
Цветаева. Сочинения, архивы. https://bolshoy-beysug.ru/ [2] Марина
Цветаева: Моим стихам, написанным так рано. "Стихи о любви и стихи про
любовь" — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии
https://www.stihi-rus.ru/ [3] Марина
Цветаева: Вот опять окно. "Стихи о любви и стихи про любовь" —
Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии
https://www.stihi-rus.ru/