Курсовая с практикой на тему Формы и уровни развития свободных экономических зон в мировой и российской экономике.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретические аспекты создания свободных экономических
зон. 5
1.1 Функционирования свободных экономических зон в
рыночной экономике 5
1.2 Суть и причины возникновения свободных экономических
зон. 9
2 Анализ свободных экономических зон. 14
2.1 Особые экономические зоны как ресурс интенсификации
экономического развития: российский опыт. 14
2.2 Зарубежный опыт создания и функционирования СЭЗ. 21
Заключение. 31
Список
использованных источников 33
Введение:
В условиях развития
рыночных отношений в экономике нашей страны особое значение приобретает
проблема либерализации внешнеэкономической деятельности, что повышает степень
ее открытости и способствует привлечению иностранных инвестиций в национальную
экономику. Непропорциональность развития регионов, их особое геополитическое и
климатическое расположение и другие, экономические и социальные факторы иногда
требуют особого механизма регулирования инвестирования и предпринимательства.
Это проявляется в особенностях правового положения субъектов
предпринимательской и иной деятельности, наличии налоговых льгот, особого
таможенного режима и других преференций, которые создают благоприятные условия
для привлечения иностранного капитала. В совокупности все эти факторы образуют
свободные экономические зоны (СЭЗ), что является одним из направлений
стимулирования развития производства, роста валютных поступлений, улучшение
платежного баланса и получения доступа к новым технологиям. В этом контексте
необходимости поиска механизмов привлечения в экономику дополнительных объемов
иностранных инвестиций путем развития и эффективного функционирования СЭЗ
обусловила актуальность данного исследования.
Быстрое распространение
свободных экономических зон в мире и экономические последствия этого явления
стали темой многочисленных исследований таких ученых, как Ю.А. Архипов, А.А.
Воронов, В.А. Дергачев, Н.А. Поварская, Н.Г. Доронина, В.А. Останин и др.
Анализ результатов
функционирования СЭЗ показывает, что определяющим фактором для СЭЗ является
выбор места ее расположения и набор предоставляемых в зоне преференций. Большую
роль играет также инвестиционная и социально-экономическая политика государства
в отношении СЭЗ в первые годы функционирования зоны. Чтобы
избежать ошибок в данных вопросах, разработка государственной политики должна
опираться на комплексные теоретико-экономические исследования методологии
создания и функционирования СЭЗ.
Целью исследования
является анализ развития и формирования свободных экономических зон и анализ их
деятельности в мировой и российской практике.
Достижение этой цели
предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности функционирования свободных экономических
зон.
2. Изучить
суть и причины возникновения свободных экономических зон.
3. Исследовать российский и зарубежный опыт создания и
функционирования свободных экономических зон.
Объект исследования — свободные экономические зоны как специфические
территориально-хозяйственные комплексы.
Предметом исследования
являются основные доминанты формирования и функционирования свободных
экономических зон в отечественной и мировой экономике.
Методы исследования. Для
достижения поставленной в курсовой работе цели использовались общенаучные и
специальные методы научного исследования, а именно: метод логико-теоретического
анализа, методы количественного и качественного сравнения, методы
анализа и синтеза.
Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Анализируя изложенный материал можно сделать вывод, что внедрение
и использование специальных (свободных) экономических зон и территорий
приоритетного развития является очень успешной наработкой в системе рыночных
идей, помогает развитию здоровой конкуренции, создает новые и эффективные
модели управления производством, экспортом и инновациями, а, следовательно,
является залогом эффективного экономического роста.
Перспективы функционирования
ОЭЗ в России во многом зависят от формирования и развития региональных
экономических систем, эффективного и комплексного контроля над соблюдением
условий их функционирования.
В России фактическим
воплощением идеи особых экономических зон должно стать воплощение в жизнь
национального проекта по развитию высокотехнологичных производств, способных внести
существенный вклад в преодоление сырьевой зависимости экономики страны. Особые
экономические зоны могут играть важную роль в привлечении прямых зарубежных
инвестиций и практической реализации инновационной стратегии развития
российской экономики. Дальнейшее развитие ОЭЗ в России, несомненно, будет
способствовать решению задач по созданию новых точек экономического роста,
повышению экономической эффективности отраслей, качественному изменению
структуры национальной экономики и реализации стратегии инновационного прорыва
России. Однако использование института ОЭЗ требует тщательного анализа всех
факторов, влияющих на эффективность их деятельности, учет общероссийских и
местных условий хозяйствования, постоянного мониторинга и совершенствования
механизма функционирования особых экономических зон.
Создание
свободных экономических зон может помочь привлечь иностранных инвесторов,
создать новые рабочие места, увеличить потенциал рабочей силы, увеличить
экономику не только страны, но и региона. В последние десятилетия свободные и
специальные экономические зоны являются наиболее важными направлениями для
проектов с иностранными инвестициями, поскольку они предлагают все критические
точки, такие как стратегическое местоположение, инфраструктура, стимулы, рабочая
сила, услуги, безопасность и комфорт для развития деятельности и
производственного процесса.
Для
создания свободной экономической зоны в стране необходимо предпринять ряд мер –
это, в первую очередь:
—
создание законодательной базы и национального органа по свободным зонам, с
целью контроля их функционирования;
—
благоприятная инфраструктура и
современная модель управления, которые непосредственно
содействуют успеху СЭЗ;
—
посредничество оператора свободной зоны в предоставлении услуг арендаторам, его
гибкость в применении правовых и таможенных процедур, всегда внедрять новейшие
технологии в качестве блокчейна;
—
местоположение зоны, как другое важное условие для успешного создания свободных
и специальных экономических зон, так как это означает легкую связь с
аэропортами, портами, и, следовательно, с другими странами.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические
аспекты создания свободных экономических зон
1.1
Функционирования свободных экономических зон в рыночной экономике
Первыми свободными экономическими зонами были так называемые «свободные порты», которые создавались с
целью интенсивного развития местного рынка, а также для ускоренного развития
международной торговли. Первым в мире статус «свободного порта» получил город Генуя (Италия) в 1595 году. С тех пор
«свободные порты» возникли в Саиде, Мальте,
Адене, Колоне (Панама) и в других странах мира. В
Российской империи первым «свободным портом» стала Одесса 1817, затем Владивосток — 1862 и Батуми — 1878 год.
Основная особенность «свободных портов» заключалась в том, что товары на их территориях складировали
беспошлинно. Далее в процессе развития рыночных отношений «свободные порты» начали превращаться в
свободные экономические зоны, где товары не только складировали бесплатно, но и
подлежали переработке, подготовке к реализации для повышения их качества и
улучшения внешнего товарного вида, без изъятия пошлины и налогов [19].
Впоследствии свободные экономические зоны начали возникать в
различных странах, экономически отсталых регионах или крупных промышленных
районах во время кризисных ситуаций, когда для привлечения предпринимателей,
которые хотели заниматься бизнесом на определенной территории, применяли
льготные условия налогообложения и валютно-кредитных отношений (по сравнению с
законодательством, действующим на общей территории).
Существует две концепции создания свободных экономических зон. Первая —
территориальная. Согласно этой концепции свободная зона действует на определенной
отдельной территории, имеет пределы. В такой территории
свое таможенное и налоговое законодательство, льготный налоговый режим
иностранного инвестирования.
Вторая концепция создания свободных экономических зон — режимная:
предприятия и организации действуют на общей территории страны, не имеют
границ, но у них есть свой локальный льготный режим налогообложения,
материально-технического обеспечения, финансирования и тому подобное [16, c. 61].
В мировой практике существует много разновидностей свободных
экономических зон. Их более трех десятков. Вот некоторые из них:
беспошлинные, открытые, экономического и научно-технического развития,
экспортные, смешанные, импортно-промышленные и зоны для размещения импорта, особые,
предпринимательские, промышленные, специальные, общие, страховые и банковских
услуг, технико-олицетворяющие, технологического развития,
торгово-научно-технические. Попробуем дать определение этих
терминов.
Формальное определение свободной экономической зоны может быть
таким. Это часть территории, ограниченная от остальной территории страны,
где расположены национальные, иностранные и совместные предприятия и
организации, со своей независимой от окружающей экономической среды
инфраструктурой, отелями и торговыми, банковскими, страховыми, лечебными,
учебными и другими учреждениями. Въезд и выезд из свободной
экономической зоны осуществляется по специальному разрешению, а пропуск товаров
— через специальные таможенные пункты. Персонал, работающий
в свободной зоне, также проживает на ее территории. Оплата
труда осуществляется в соответствии с международными стандартами в какой угодно
валюте [5, c. 62].
Существует и более простое определение: это часть территории
государства, где ввезенные товары находятся за чертой таможенной территории в
отношении прав импорта и соответствующих налогов и не подлежат обычному
таможенному контролю и налогообложению.
Зоны экономического и научно-технического развития (технополисы) — крупные районы государства с льготными (по сравнению с другими
регионами) условиями для создания и деятельности национальных, иностранных и
совместных промышленных предприятий.
Экспортными зонами называются свободные экономические
(промышленные) зоны, деятельность которых направлена на производство товаров на
экспорт, то есть для внешней торговли.
Импортно-промышленные зоны — это свободные зоны, деятельность которых ориентирована на
насыщение современными товарами государства, где они расположены, и обеспечении
этой страны передовой техникой и «ноу-хау» в области управления.
Промышленные зоны объединяют предприятия с национальным,
иностранным и совместным капиталом, расположенные на территории одной страны. Такая
свободная зона не изолирована от остальной территории. Персонал
предприятий проживает в населенных пунктах, прилегающих или расположенных в
непосредственной близости от нее. Управление такой зоной и ее
обслуживание осуществляется свободно-образованной для этих целей
государственной инвестиционной организацией или предприятием, утвержденным местными
иностранными фирмами.
Зоны страховых и банковских услуг — свободные зоны, деятельность которых направлена на укрепление
отдельных отраслей экономики, на предоставление дополнительных льгот в странах
страхового и банковского бизнеса.
Зоны технологического развития означают
свободные экономические зоны, создаваемые на базе действующего
научно-технического потенциала государства, где находится свободная зона, с
участием иностранного капитала и использования прогрессивного оборудования, «ноу-хау», иностранного менеджмента, зарубежного коммерческого и
маркетингового опыта [4, c. 79].
Технологические парки — это своеобразные свободные территориальные зоны «высоких технологий». Центром их формирования сначала были университеты, как
инфраструктурная составляющая часть организационно были фактором инновационного
процесса. Вокруг них сосредоточены промышленные корпорации,
научно-исследовательские центры и лаборатории, вычислительные центры.
Преимуществами технопарков являются:
1) финансовая диверсификация,
объединение капиталов государства, коммерческих банков, промышленных
корпораций, венчурных фирм, благотворительных фондов и собственных сбережений
населения. Причем риск, сопровождающий инновационную деятельность,
пропорционально делится между всеми кредиторами;
2) наиболее выгодная форма
территориальной организации, позволяет создать много проектных коллективов
первоклассных технических специалистов;
3) одна из самых
сберегательных форм использования высокотехнологичного оборудования. Предприятия
имеют прямой доступ к нему на арендных и кооперативных условиях;
4) потребность в малых
хозяйственных территориях;
5) создается единая
материально-техническая база, где отсутствуют острые проблемы
научно-технического прогресса, ведомственные предприятия, структурная
разбалансированность. В США действуют около 140 научных и
технологических парков, в Великобритании — более 40, в России — почти 100. В
мире же существует более 400 технопарков и технополисов [11, c. 240].
Чаще всего свободные экономические зоны являются сочетанием
различных видов свободных зон. Почти всем существующим зонам
свойственны такие общие особенности:
— свободные зоны создаются в целях расширения связей с мировым
рынком или для его обслуживания;
— создание свободной зоны
позволяет решить проблему занятости населения;
— существует беспошлинный
или льготный режим ввоза и вывоза товаров;
— свободные зоны имеют четко
определенную хозяйственную, торговую, валютно-финансовую обособленность и
самостоятельность от остальной территории и правительственных органов
государства.
Свободная зона остается элементом общепринятого государственного
регулирования внешнеэкономических связей, создаются условия активных
взаимоотношений с иностранным капиталом.