Курсовая с практикой на тему Формирование звукопроизношения у детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ 6
1.1. Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе 6
1.2. Роль билингвизма в развитии речи дошкольников 11
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ЛОГОПУНКТА 18
2.1 Анализ особенностей звукопроизношения детей с билингвизмом на констатирующем этапе исследования 22
2.2 Работа по формированию звукопроизношения у детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта 25
2.3 Анализ особенностей звукопроизношения детей с билингвизмом на контрольном этапе исследования 27
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ 34
Введение:
Актуальность темы исследования. Процесс развития речи в целом, языковых способностей (языкового чутья) ребенка в условиях билингвальной языковой среды определяется влиянием различных факторов на становление языковой личности ребенка.
Однако в научной литературе можно столкнуться с неоднозначностью оценки влияния билингвизма на развитие личности ребенка, в том числе его речевое развитие. Можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны этого явления. В случаях благоприятного психофизического и речевого развития ребенка овладение вторым языком способствует расширению кругозора, познавательному развитию, развитию всех психических процессов, особенно памяти и мышления. Дети-билингвы в этих случаях легче анализируют языковые явления, что способствует более высокому уровню развития мыслительных операций и более легкому усвоению предметов математического и гуманитарного цикла и, соответственно, появлению перспектив получения более качественного образования [9].
На негативные последствия влияния билингвизма на развитие ребенка активно стали указывать в последнее время специалисты в области логопедии. Так, Е.А. Бабаева, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Ю.Ю. Курбангалиева отмечают, что билингвизм часто становится фактором риска появления речеязыковых нарушений, переутомления центральной нервной системы, приводящего к заиканию, мутизму, разрушению речевого мышления, эмоциональным стрессам [3; 5; 13]. Таким образом, наличие двух активных языков в семье может представлять собой угрозу для нормального формирования речи у ребенка или, при наличии у него исходных речевых расстройств, усугублять проблему речевого развития. Так, например, несформированность фонетической стороны может привести к неполноценному восприятию речевых звуков как родного, так и второго языка, что, в свою очередь, повлечет целый ряд вторичных отклонений в речевом развитии (недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового анализа и синтеза, неполноценность формирования словарного запаса, наличие аграмматизмов, а в дальнейшем трудности овладения письменной речью).
Нарушения устной речи у детей-билингвов могут проявляться в ошибках, отражающих трудности усвоения произносительной, лексико-семантической и грамматической сторон речи [17]. В данной работе будут охарактеризованы особенности овладения звукопроизношением детьми в условиях билингвальной языковой среды в условиях сельского логопункта.
Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью и недостаточной методической разработанностью вопроса формирования звукопроизношения у детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей формирования звукопроизношения у детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.
2. Описать влияние билингвизма на развитие речи дошкольников.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию звукопроизношения у детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта.
Объектом исследования является особенности звукопроизношения детей с билингвизмом.
Предметом исследования – процесс формирования звукопроизношения у детей с билингвизмом в условиях сельского логопункта.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекции звукопроизношения у дошкольников с билингвизмом способствуют развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Методологические основы исследования составили труды таких исследователей, как Е. Агатангелу, У. Вайнрайх, Д.К. Галяминских, Я.Б. Емельянова и др.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент.
Методики исследования: методика исследования состояния звукопроизношения В.А. Киселевой.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; а также в разработанных заданиях для коррекции звукопроизношения у детей с билингвизмом и возможности их использования в условиях сельского логопункта.
Новизна исследования состоит в том, что были выявлены нарушения звукопроизношения у детей с билингвизмом в условиях сельской местности, предложены упражнения для формирования звукопроизношения через развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Сандугач» общеразвивающего вида» Сармановского муниципального района Республики Татарстан.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Речевое развитие ребенка является одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте. Степень развития этой сферы определяет уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, которые являются базисом личностной культуры.
Овладение родным языком, родным словом начинается с раннего детства в семье, среди родителей и родных ребенку людей, а совершенствование ее продолжается в дошкольных учреждениях, школе и на протяжении всей жизни.
Сегодня у большинства детей с речевым развитием в норме звукопроизношение достигает языковой нормы до 4-5 лет, однако у некоторых дошкольников, в частности у детей с билингвизмом отмечаются нарушения звукопроизношения.
Исследование нарушений звукопроизношения показало, что у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом звукопроизношениенарушено.
Предложенная нами системы логопедической работы, направленная на формирование звукопроизношения у детей с билингвизмом, показала свою эффективность, поскольку в уровнях развития звукопроизношения детей была намечена положительная динамика.
Разработанную систему логопедической работы следует рассматривать как первую и обязательную ступень при подготовке детей к обучению грамоте. Разработанные приемы оптимизации процесса коррекционно-логопедической помощи детям дошкольного возраста с билингвизмом целесообразно использовать при обучении детей в дошкольных учебных заведениях специального и общеобразовательного назначения.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ
1.1. Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе
Речь развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) наряду с физическим и умственным компонентами развития ребенка и служит показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи у детей происходит по строго определенным закономерностям. Этому процессу характерным является ряд черт, общих для всех [10].
Для того, чтобы выявить патологию речи, надо знать онтогенез речевого развития в норме, владеть знаниями о закономерностях данного процесса и условиях, обеспечивающих его успешное протекание [2].
Г. Розенгард-Пупко [16] рассматривает два периода формирования речи: до 2 лет – подготовительный; от 2 лет и далее – период самостоятельного становления речи.
Принимая во внимание исследования А.А. Леонтьева, можем условно выделить следующие основные периоды в речевом развитии [14]: 1-й – подготовительный (с момента рождения – до 1 года); 2-й – преддошкольный (от 1 до 3 лет); 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
Поэтому подготовительный период, характеризующийся появлением устной речи, при этом предполагается в первые недели, месяцы жизни наличие у ребенка голоса и крика, уже характеризует те врожденные механизмы, которые будут использоваться ею в период становления речи. С такого крика на основе сосательного рефлекса с первого месяца постепенно начинают возникать «намеки» на звуки согласного типа м, п, д. На грани между первым и вторым месяцами в результате первых проявлений приятного ощущения (радости) у младенца начинают возникать короткие звуки типа «ги», «кхы», что сопровождаются часто испусканием пузырьков. В этот период у ребенка рядом с криком появляются кряхтения, улыбка с широким открыванием рта, возникают первые спокойные звуки, а-а, которые, как правило, появляются во время пауз в «разговоре» с ним взрослого.