Курсовая с практикой на тему Формирование у учащихся понятия о гротексте в процессе изучения произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у учащихся понятия о гротеске в процессе изучения произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина 5
1.1. Понятие о гротеске 5
1.2. «Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина» как объект гротескного анализа 10
Глава 2. Особенности изучения гротеска в школе 21
2.1. Работа над понятием «гротеск» в школе 21
2.2. Задания на уроке по ознакомлению с понятием гротеска в 7 классе 27
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Введение:
Актуальность работы заключается в том, что сложность работы с теорией литературы в курсе школьного изучения заключается преимущественно в том, что читателю-подростку довольно трудно увидеть и осмыслить эстетическую образность.
К числу особо сложных писателей, чьи произведения включены в учебную программу, справедливо относят М. Е. Салтыкова- Щедрина. Изучению его сатирического творчества отводится в школе сравнительно скромное место. Нелегкое для учителя дело — провести интересные, надолго запоминающиеся уроки, посвященные великому писателю — сатирику.
Не секрет, что читательские предубеждения относительно Салтыкова- Щедрина широко распространены. Сказывается живучее представление об авторе «Господ Головлёвых» и «Сказок» как о писателе не только трудном, сложном, «запутанном», но и (это самое невероятное из заблуждений!) скучном, однообразном и несовременном. М.Е. Салтыков — Щедрин не стал в такой же степени популярным и читаемым, как его современники.
Его знают меньше, чем И.Тургенева и Л.Толстого, Ф.Достоевского и А.Чехова. Проще всего обвинить в этом читателя, который, дескать, не дорос ещё, не понимает многого, не любопытен. Верно и то, что упреки в читательской инертности современных школьников имеют достаточно серьезные основания. Кроме того, на пути писателя-сатирика к нашим современникам есть ещё и несомненные объективные трудности. Порой читатели останавливаются перед значительными трудностями, которые с первого знакомства вызывает непривычная художественная манера сатирика, и не пытаются проникнуть в глубь его творений.
Условная, исполненная глубокого сарказма, подчас гротескно заостренная, сатирическая форма повествования, вынужденная, вызванная непрерывным цензурным давлением «эзопова» речь, иносказательный язык, множество идиоматических выражений, характерных фразеологизмов, изобилие так называемых «реалий» конкретно- исторических примет того времени — все это в определенной мере ограничивает сегодня круг читателей произведений Салтыкова- Щедрина.
Сатира Щедрина имеет широкий спектр: легкий комизм, многочисленные формы иронии, гротеск. Она переросла рамки своего времени. Образы и афоризмы Салтыкова и сегодня входят в риторический арсенал общественных деятелей и политиков. Но что самое главное – актуален нравственно-эстетический пафос творчества писателя.
Целью работы является рассмотреть особенности формирования у учащихся понятия о гротеске в процессе изучения произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Предмет исследования: процесс изучения сатирических произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина, характеризующихся наличием гротескного типа образности.
Объект исследования: методика формирования на уроках литературы понятия «гротеск» на примере изучения произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Задачи:
1.Охарактеризовать понятие «гротеск» с точки зрения теории литературы.
2. Охарактеризовать произведение «Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина» как объект гротескного анализа
3. Рассмотреть особенности методики формирования на уроках литературы понятия «гротеск»
4. Выделить основные типы заданий по ознакомлению с понятием гротеска в школе
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
С чувством сострадания и грустной иронии видит писатель противоречие между большими потенциальными возможностями крестьянства и безропотной его подчиненностью. Но поистине трагедийное звучание размышления о России приобретают в сказке «Коняга». Образ измученной клячонки с выпяченными ребрами, обожженными плечами и разбитыми ногами, которая «день-деньской» из «хомута не выходит», вырастает до поэтического символа всего подневольного русского крестьянства, судьбы России.
Основные программы литературного образования в школе- Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, В.И.Беленького, А.Г.Кутузова предполагают изучение в 7 классе 2-х сказок: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”. С Салтыковым- Щедриным ребята встречаются впервые.
В методической литературе, ориентированной на изучение творчества Салтыкова- Щедрина, довольно-таки большое внимание уделяется сказкам. Вот один из путей изучения сказок Щедрина: учащиеся читают сказку, комментируют ее, готовят инсценированное чтение, дают характеристику героям.
Выводы, а также эмоционально-экспрессивные оценки должны вытекать из анализа текста, который проводят ученики с помощью учителя. Щедринская сатира тем и сильна, что она оперирует целым арсеналом таких средств, как метафора, гипербола, гротеск, аллегория, ирония и другие.
Выявить это богатство нового вида поэтики, мало знакомой учащимся, — вот задача уроков по данным сказкам. Что же касается эпитетов, которыми детское восприятие событий наградит генералов, то тут, как говорится, свобода слова и богатство фантазии.
Каждый словесник находит свои пути изучения теории: кто-то на каждом уроке организует «Стилистические пятиминутки», кто-то планирует периодические уроки-практикумы по обучению анализу языка произведения; кто-то проводит факультативные или групповые занятия по изучению изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур.
Опорные схемы имеют фрагментарный, эпизодический характер, охватывают отдельные проблемы, события произведения. Но чаще всего их построение связано с авторским замыслом и построением композиции, психологией раскрытия характера героя, мотивов его поведения. Схемы по литературе должны помочь разобраться в содержании, проблематике художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением. Можно отметить продуктивность применения алгоритмов: повышается успеваемость (больше хороших и отличных оценок), ученики не боятся отвечать у доски. Хоть эта работа достаточна трудоемка (трудность составляет планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов), но доступна всем педагогам.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у учащихся понятия о гротеске в процессе изучения произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина
1.1. Понятие о гротеске
Гротеск (от фр. grotesque, итал. grotta — грот) — фантастическая образность, нарочито нарушающая соотношения элементов целого, демонстративно искажающая отношения элементов действительности, когда в одно целое объединяются несовместимые части. В конце XV века при раскопках в пещерах (гротах) древнеримских терм (бань) императора Тита гениальный итальянский художник Возрождения Рафаэль Санти обнаружил странные орнаменты: человеческие тела переходили в растительные и животные формы, фигуры людей вырастали из цветков. Отсюда название эстетической (художественной) формы «гротеск». Действительность и фантастика сплетаются и противоречат друг другу в гротескных художественных произведениях. В русской литературе примеры гротеска можно обнаружить в произведениях Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского [Гутов, с.25].
В отличие от жизнеподобного условный образ либо деформирует очертания реальности, нарушая ее пропорции, резко сталкивая реальное и фантастическое, либо формирует изображение так, что за изображенным (будь это явление природы, существа животного царства или атрибуты вещественной реальности) имеется в виду подразумеваемое, второй смысловой план образа. В первом случае перед нами гротеск, во втором — аллегория и символ.
В гротесковом изображении не просто сопрягается реальное и фантастическое, ведь то и другое могут быть рассредоточены по разным образным структурам. Во множестве произведений сосуществуют персонажи реальные и фантастические, но тут и в помине нет ничего гротескового. Гротеск в литературе возникает тогда, когда реальное и фантастическое сталкиваются в едином образе (чаще всего это гротесковый персонаж) [ЛЭС, с.114].
Нужно, чтобы по художественной ткани персонажа прошла как бы «трещина», взламывающая его реальную природу, и в этот зазор хлынула фантастика. Нужно, чтобы у гоголевского майора Ковалева вдруг по неизвестной причине исчез нос, чтобы он облачился в генеральский мундир и стал разгуливать по проспекту «северной нашей столицы». Или чтобы добронравно послушный кот гофмановского музыканта Крейслера, как бы отчасти пародируя поступки своего хозяина, начал безумствовать в любовном угаре, точь-в-точь как это делали студиозусы и бурши гофмановских времен, да еще и заполнять макулатурные листы крейслеровской рукописи образчиками своей «кошачьей» прозы [Гутов, с.25].
С другой стороны, гротеск условен не потому только, что он демонстративно разрушает жизнеподобную логику реальности. Он условен и вследствие особой природы своей фантастики. Фантастическое, заключенное в гротеске, не должно всерьез претендовать на представительство иной, запредельной «реальности». Вот почему полотна Иеронима Босха не гротесковы. Эсхатологический ужас, разлитый на них, не принадлежит уже действительности: он из мира апокалипсических пророчеств. Точно так же не принадлежат сфере гротеска фантастические образы средневекового рыцарского романа, его духи, феи, волшебники и двойники (белокурая Изольда и темноволосая Изольда в «Тристане и Изольде»)— за ними наивно живое ощущение «второго» бытия. Вполне прозаический гофмановский архивариус Линдгорст («Золотой горшок») в своей фантастической ипостаси может оказаться всесильным волшебником, но этот его второй лик условен ровно настолько, насколько условна иронически двойственная природа гофмановского золотого горшка: то ли он атрибут из страны грез «Джиннистана», то ли просто пикантная деталь бюргерского быта.