Курсовая с практикой на тему Формирование у младших школьников умения решать учебную задачу на уроках по предмету «Окружающий мир»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы формирования умения решать учебные задачи младшими школьниками 4
1.1. Учебная задача как компонент учебной деятельности 4
1.2. Особенности возрастных изменений детей младшего школьного возраста 11
Глава 2. Совершенствование урока по предмету «Окружающий мир» в решении учебных задач младшими школьниками 15
2.1. Методические подходы к формированию умения решать учебные задачи младшими школьниками 15
2.2 Применение заданий на различных этапах урока «Окружающий мир» в решении учебных задач младшими школьниками 19
Заключение 26
Список использованной литературы: 28
Введение:
Информационное общество ставит перед школой задачи формировать у учащихся желание и умение учиться, использовать различные источники информации, применять полученные знания для творческого решения проблемы.
Обучение учащихся умению учиться является одной из кардинальных проблем дидактики. К решению проблемы «учить учиться» ведут разные пути. Одним из них является вооружение учащихся в процессе обучения определенным комплексом умений и навыков, имеющих межпредметное значение. В новых условиях развития школы РФ, разработки программ и концепций образования ХХІ века, эта проблема приобретает новый смысл и значение.
Общее среднее образование должно обеспечить условия для интеллектуального, социального, нравственного развития учеников, а в стратегическом плане – заложить основу для формирования демократического общества, которое определяет образованность, воспитанность, культуру и т.п..
Начальная школа сохраняет преемственность с дошкольным периодом детства, обеспечивает дальнейшее становление личности ребенка, его интеллектуальное, социальное, физическое развитие.
В изучении курса «Окружающий мир» организация учебной деятельности младших школьников может быть представлены как система учебных задач. Учебная задача как компонент учебной деятельности рассматривается в исследованиях ученых (А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина). В. В. Давыдов раскрывает понятие как единство цели действия и условий ее достижения [9, с. 157]. Принятию учебной задачи учащимися уделяется внимание в деятельностном аспекте урока. Н. Н. Деменева рассматривает как задачу, которая представляет для ученика цель, ее он должен выполнить в определенных условиях [17, с. 37].
Н. Ф. Виноградова рассматривает учебную задачу в познании курса «Окружающего мир» как обобщенные способы учебных действий по усвоению содержания, выделяет новообразования для младших школьников – умение применять полученные знания, выбирать более рациональный способ решения учебной задачи, причину ошибки и пути ее исправления [8, с. 21]. О. М. Смирнова, писала, что деятельностный аспект урока по предмету «Окружающий мир» необходимо связывать с принятием младшими школьниками учебной задачи (осознанием и овладением общими способами решения конкретных задач в изучении содержания), выполнением заданий, включающих способы учебных действий [16, с. 80].
На уроке «Окружающий мир» содержание учебного материала учащиеся усваивают в разнообразных видах деятельности: учебной, исследовательской, контрольно-оценочной, читательской, проектной, которые связаны с осознанием учебной задачи, выполнением учебных действий для ее достижения, оценкой своих учебных достижений. Знания, умения должны быть личностно значимыми, помогать младшим школьникам решать проблемы, являться основой норм и правил взаимодействия с окружающей действительностью, средством воспитания общей культуры. Принятие учебной задачи раскрывается через практические и познавательные задачи, их решение связано с учебными действиями по усвоению содержания учебного материала по предмету. В условиях внедрения ФГОС НОО одним из требований к уроку является: подведение учителем учащихся к теме, организация постановки цели, учебных действий, обеспечивающих осознание и принятие учебной задачи младшими школьниками, включение в активное «открытие знаний».
При изучении базового уровня образования для различных типов школ важно иметь программу развития общеучебных умений и навыков для всех возрастных групп учащихся. Авторами таких программ являются Н. А. Лошкарева, О. Я. Савченко, В. Ф. Паламарчук. Программы, соответственно, должны иметь своеобразную методику, рассчитывать на учащихся начальных классах общеобразовательной школы, на одаренных учащихся школ нового типа.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования у младших школьников умения решать учебные задачи и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников умения решать учебные задачи.
Предмет исследования: особенности формирования у младших школьников умения решать учебные задачи на уроках по предмету «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. Выявить педагогические условия формирования у младших школьников умения решать учебные задачи на уроках «Окружающий мир»;
2. Обосновать применение заданий на формирование у младших школьников решать учебные задачи на уроках «Окружающий мир»;
3. Применить задания на решение учебных задач младшими школьниками на различных этапах урока предмета «Окружающий мир»;
Гипотеза исследования: успешное формирование у младших школьников умения решать учебные задачи на уроках по предмету «Окружающий мир», возможно при условии если:
применяются задания, включающие учебные действия по усвоению знаний, умений.
Заключение:
Во время обучения ученики должны делать гораздо больше, чем просто слушать и фиксировать готовые мысли учителя. Они могут продуцировать информацию самостоятельно, определять и обсуждать проблемы, находить пути их решения, наблюдать и планировать. Школьники должны иметь возможность применять новые знания и навыки на практике, создавать обратные связи.
Педагог Пауло Фрейре считает, что целесообразно заменить традиционную «накопительную» образование на образование «проблемно‑определяющую». В условиях проблемно‑определяющего образования ученики занимаются реальными проблемами, заимствованными из жизни. Обучение будет происходить гораздо успешнее, если ученики будут формулировать самостоятельно задачи и, исходя из собственного жизненного опыта, выполнять их.
Учебная задача – важный компонент учебной деятельности. Прорабатывая материал, ученик должен знать, для чего он изучает, какие действия нужно выполнять, чтобы его усвоить, в каких условиях их надо использовать, какой общий средство работы с материалом [10, с. 111].
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» с помощью решения учебных задач позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования умения решать учебные задачи младшими школьниками
1.1. Учебная задача как компонент учебной деятельности
По мнению Е. Н. Арбузовой, «задача» – разновидность производственной, учебной работы, которая возложена на кого-то и ограничена в объеме и сроках исполнения [3, с. 412].
«Задача учебная», по мнению авторов Аквилеевой Г. Н. и Клепининой З. А., – определяется в зависимости от курса, который изучают ученики в целом и дидактических установок преподавателя. В педагогической и психологической литературе отражены обще-дидактические и частно-дидактические классификации учебного задания и познавательных задач, но единой общепринятой классификации задачи пока не существует (благодаря множеству функций задачи она практически не возможна) [1, с. 186].
Понятие «учебная задача» было введено В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным.
Особенно ценны задачи учебные, которые будут способствовать развитию творческих сил и способностей учащихся в различных видах деятельности. Принцип индивидуального подхода к учащимся требует дифференциации учебных заданий в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
Авторы Аквилеева Г. Н. и Клепинина З. А. пишут о том, что учебная деятельность, как универсальный метод, представляет собой особую форму активности преподавателя, направленную на ученика. При этом учебный материал следует подавать в трех плоскостях:
система учебных задач, которые проходят через всю программу дисциплины;
развертывание учебного материала внутри каждой учебной задачи по этапам ее решения;
разработка каждого конкретного занятия в соответствии с определенным этапом решения учебной задачи.
Учебная задача – важный компонент учебной деятельности. Прорабатывая материал, ученик должен знать, для чего он изучает, какие действия нужно выполнять, чтобы его усвоить, в каких условиях их надо использовать [1, с. 217]. Задачный подход является предметом исследования в работах Ю.К. Бабанского, М.В. Кларина, И.Я. Лернера, М.К. Скаткина, Л.Ф. Спирина и других ученых [5, с. 25]. Задача, поставленная и решённая в учебном процессе, в учебной деятельности с учётом требований и (или) на основе анализа конкретной ситуации, является учебной задачей. Учебная задача направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения. Учебная задача решается посредством учебных действий: принятие или самостоятельная постановка учебной задачи; преобразование учебной задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.