Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Формирование творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ОНР  7

1.1 Характеристика творческого рассказывания как вида
связной речи детей старшего дошкольного возраста. 7

1.2 Особенности формирования творческого рассказывания у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 12

1.3 Логопедическая работа по формированию творческого
рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 14

Выводы по первой главе. 22

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОНР. 23

2.1 Организация и методы исследования. 23

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 25

2.3 Система работы по формированию творческого
рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи. 30

Выводы по второй главе. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 37

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 41

 



  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ОНР  7

1.1 Характеристика творческого рассказывания как вида
связной речи детей старшего дошкольного возраста. 7

1.2 Особенности формирования творческого рассказывания у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 12

1.3 Логопедическая работа по формированию творческого
рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 14

Выводы по первой главе. 22

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОНР. 23

2.1 Организация и методы исследования. 23

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 25

2.3 Система работы по формированию творческого
рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи. 30

Выводы по второй главе. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 37

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 41

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Изучение
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволило
определить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи, особенности развития их связной монологической речи. Именно
в старшем дошкольном возрасте совершенствуется монологическая речь: дети
осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти
рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется
синтаксическая структура детских рассказов. Старшие дошкольники уже готовы к
обучению творческому рассказыванию, которое является одним из методов развития
связной монологической речи.

При анализе
уровня развития связной речи ребенка дошкольного возраста оценивался продукт
речевой деятельности (текст, высказывание). К общим критериям оценки связности
высказываний мы относили содержательность, логическая последовательность,
правильность грамматического оформления, точность словоупотребления, богатство
языковых средств. В ходе работы было рассмотрено программное взаимодействие
педагога и детей, направленное на развитие связной монологической речи.

Творческое
рассказывание – это вид литературного (словесного) творчества, под которым
традиционно понимается деятельность детей, возникающая под влиянием
произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в
создании устных сочинений.

Значительный
вклад в разработку теоретических аспектов данной работы внесли такие авторы,
как Т.В. Астахова, В.П. Глухов, А.М.Бородич, Н.Ф.Виноградова, Л.С.Выготский,
Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Т.Б.Филичева, Л.Г.Шадрина и др.

В
ходе исследования нами был проведен теоретический анализ проблемы развития
творческого рассказа у детей с общим недоразвитием речи, рассмотрены понятие с
общего недоразвития речи, основные факторы, способствующие его появлению.

В
работе представлена краткая характеристика основных психолого-педагогические
особенности детей с общим недоразвитием речи, рассмотрены вопросы, связанные с
составлением описательных рассказов.

Кроме
этого, особое внимание было уделено описанию закономерностей развития и
формирования творческого рассказа и составления рассказов по картинам у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данная проблема была
рассмотрена в контексте возрастных особенностей развития детей дошкольного
возраста, а также с учетом социальной ситуации развития ребенка дошкольного
возраста.

Работа
показала, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
могут создавать связные монологические рассказы в ходе направленного обучения,
предложенного в данной работе. Безусловно, умения, полученные детьми в процессе
обучения творческому рассказыванию, нуждаются в дальнейшем развитии на
последующих ступенях образования.

Представленные
в данной работе приемы позволяют повысить эффективность как коррекции речи
дошкольников, страдающих ее недоразвитием, так и могут использоваться в работе
с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к
творческому рассказыванию и оптимизации процесса развития навыка связной речи
детей

дошкольного возраста.

Таким
образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО
РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

1.1 Характеристика творческого рассказывания как
вида связной речи детей старшего дошкольного возраста

Дети овладевают родным языком, его словарным составом в
процессе непосредственного общения с взрослыми путем подражания (Н.И.
Красногорский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и другие). Опора на чувственное
восприятие окружающей действительности и связь его со словом – главное условие
усвоения последнего. Основным и решающим в речевом развитии ребенка является не
само по себе овладение обозначающей функцией слова, а приобретение возможности
вступать в общение с окружающими. Слово становится средством совершенствования
мыслительной деятельности ребенка (Л.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия,
Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская и другие)
[22].

Это совершенствование связано с усвоением значений слов,
поскольку в общении с взрослыми по поводу предметов и явлений слово выступает
перед ребенком прежде всего со стороны своего лексического значения (Д.Б.
Эльконин). Значение слов, употребляемых детьми, постоянно расширяется и
углубляется (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, А.Р. Лурия )
[14].

Усвоение значений слов помогает осознанию представлений о
реальном мире и одновременно воспитанию определенного отношения к этим
явлениям, развитию нравственных чувств.

Присвоение речевого опыта с самого раннего возраста связано с
речевой действительностью, с постижением лексики родного языка (А.Н.
Леонтьев[18]). Усваивая слова, человек овладевает определенным образом двумя
рядами их значений: лексическими и грамматическими. Овладевая языком, дети
выучивают не только определенные слова, но и «речевые шаблоны, то есть
соединения слов в комплексах, в правильном грамматическом строе.

Связная речь
в некоторой степени является показателем уровня развитости логического мышления
ребенка дошкольного возраста: то, как он умеет воспринимать и осмысливать
поступающую информацию, а затем оформлять и выражать ее в четкой, правильной и
логичной форме речи.

Развитие
языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования
личности ребенка дошкольного возраста. Оно обеспечивает значительные условия и
возможности для решения задач умственного, эстетического и нравственного
воспитания детей.

Также одной
из важной качественной характеристикой связной речи, именно в ней проявляется
ее индивидуальный стиль, является ее выразительность. Развитие выразительности
у детей имеет определенную временную логику. В младшем дошкольном возрасте речь
у детей выразительна благодаря своей непосредственности и имеет изобразительный
характер.

Процесс
общения является привычным и обыденным для подавляющего большинства людей.
Языковая форма коммуникации становится неотъемлемым средством передачи своих
мыслей в сформулированном виде и для маленьких детей, и для взрослых. Другое
дело, что качество использования речи может быть разным.

 По оценкам специалистов, человек на протяжении
почти всей своей жизни накапливает опыт использования языка как средства
речевой коммуникации, совершенствуя его в разных аспектах. В раннем
постэмбриональном возрасте у человека формируются основные навыки коммуникации
с внешним миром, в числе которых и речь. Развитие речи в онтогенезе происходит
этапами, некоторые из которых могут демонстрировать уровень владения данным
навыком, который, на первый взгляд, никак не связан с традиционным
представлением о языковом общении.

Общение
осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства
общения.

На
данном этапе рассмотрим основные черты вербальной коммуникации.

Вербальное
общение-процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми
или группами при помощи речевых средств.

Вербальное
общение, в котором главное передается Речью отличается от невербального общения
тем, что в невербальном взаимодействии влияние происходит через интонации и изменение
выражения лица, через жестикуляцию, изменение позы, дистанции в общении и
других неречевых средств [8 c.54].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы