Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование социального опыта в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников 6
1.2. Роль сюжетно-ролевой игры в усвоении ребенком социального опыта 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 16
2.1. Изучение уровня приобретения дошкольниками социального опыта через сюжетно-ролевую игры 16
2.2 Реализация комплекса сюжетно-ролевых игр для развития социального опыта детей старшего дошкольного возраста 23
2.3. Динамика развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

  

Введение:

 

Дошкольное детство является важнейшим возрастным этапом, предопределяющим дальнейшее развитие личностных качеств и коммуникативных умений ребенка. В этот период формируется социальный опыт ребенка.
В детском сообществе ребенок приобретает первоначальные представления о коллективе, получает навыки поведения в нем. Будучи включенным в ситуации общения со сверстниками, дошкольник сталкивается с необходимостью применять на практике нормы поведения, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам.
Освоение игровой деятельности становится первоначальной основой для формирования дружеских отношений детей. Игра в этой связи является важнейшим возрастным новообразованием, призванным совершенствовать дружеские навыки ребенка в общении со сверстниками. Игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития дружеских отношений у детей дошкольного возраста. Однако игровая деятельность не всегда становится источником самореализации дружеских отношений ребенка. Для эффективного коммуникативного развития ребенка необходимо использовать весь арсенал педагогических ресурсов. Одной из сфер образовательного воздействия является сюжетно-ролевая игра, являющаяся эффективным средством развития дружеских взаимоотношений дошкольников.
Вопросам формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные педагоги (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Т.А. Маркова, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, и др.). Проблему дружеских отношений в совместной деятельности изучали педагоги и психологи: А.В. Булатова, А.А. Аржанова, Т.А. Маркова, В.К. Котырло, Е.И. Щербакова, Я.Л. Коломенский, С.В. Петерина, Р.А. Репина и т.д. Большой вклад в изучение проблемы игры у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и др. С позиций личностно ориентированного подхода игра представлена как реальное творческое приобретение социального опыта, социализации (Л.С. Выготский, Л.И, Божович, В.В.Давыдов, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин).
Определение уровня сформированности основ социального опыта возможно проследить у детей дошкольного возраста на уровне их дружеских отношений со сверстниками как фактор включения в социум сверстников.
В рамках данной работы рассмотрим особенности формирования социального опыта в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников.
Объект исследования: отношения детей старшего дошкольного возраста как проявление сформированности социального опыта общения.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая как средство формирования социального опыта старших дошкольников.
Цель работы: изучить эффективность применения сюжетно-ролевых игр как средства формирования социального опыта старших дошкольников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1) На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2) Выявить роль сюжетно-ролевых игр в формировании социального опыта старших дошкольников.
3) На основании эмпирического исследования оценить эффективность применения сюжетно-ролевых игр как средства формирования дружеских отношений детей среднего и старшего дошкольного возраста, демонстрирующих наработку социального опыта.
Методы исследования:
• теоретические: анализ; синтез; обобщение; классификация;
• эмпирические: наблюдение; эксперимент; методы качественного и количественного анализа эмпирических данных;
• подсчет средне-групповых значений; интерпретация результатов.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы и обобщения. В современной науке дружба рассматривается либо как аспект, функция и показатель индивидуального развития ребенка, либо в контексте развития групповых, коллективных отношений, либо в русле наблюдений за функционированием детских групп в естественных условиях.
В Федеральном государственных образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи, относящиеся к проблеме формирования дружеских взаимоотношений дошкольников, приоритетными из которых являются формирование сочувствия, отзывчивости и уважения по отношению к окружающим. «Дружба» в психолого-педагогической литературе определяется в качестве содержательных взаимосвязей между детьми, основанных на представлении детей о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании.
Отличительными особенностями возрастных закономерностей развития дружеских отношений между детьми являются следующие. В младшем дошкольном возрасте дружба обусловлена положительными качествами сверстника по отношению к ребенку; в среднем дошкольном возрасте формируются осознанные дружеские привязанности (мотивом является игра); в старшем дошкольном возрасте отмечается постоянство дружеских контактов и длительность дружеских привязанностей; увеличивается содержательность, избирательность и устойчивость дружеских отношений.
Генезис дружеских привязанностей ребенка имеет ряд относительно автономных параметров: поведенческие характеристики; когнитивные, эмоциональные, коммуникативные и ценностно-нормативные аспекты.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра как ведущая деятельность дошкольника (А.Н. Леонтьев), как практика развития (С.Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность (Д.Б. Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А.В. Запорожец), как детская традиция (В.С. Мухина), исследуется мировым сообществом в качестве важнейшего компонента развития ребенка. Игра оказывает огромное влияние на развитие дружеских отношений детей в период дошкольного возраста: в игре дети воспроизводят реальные взаимоотношения, и роли, воплощаемые в игре, оказывают влияние на развитие дружбы и после окончания игровой деятельности.
Коллективный характер сюжетно-ролевых игр способствует созданию условий для развития чувства партнерства и навыков дружеского взаимодействия у дошкольников. Развитие дружеских навыков в процессе участия детей в сюжетно-ролевых играх происходит при согласовании действий ребенка с действиями других детей; развитии умений выражать просьбу; воспитании доброжелательности, отзывчивости, умений выслушивать партнёра, развитии доброты, терпеливости, смелости, отзывчивости, сочувствия и сопереживания. Дружеские навыки в сюжетно-ролевых играх основаны на взаимных симпатиях, побуждениях к игровому взаимодействию, общих интересах и увлеченности общим делом.
На констатирующем этапе эксперимента путем систематизации методик были определены критерии оценки дружеского взаимодействия (степень эмоциональной вовлеченности и характер участия в действиях сверстника; характер сопереживания сверстнику; степень проявления просоциальных форм поведения); оценки параметров взаимодействия в игре (инициатива и позиция, благополучие в общении, игровые навыки); отношение к сверстнику; интерес к деятельности сверстника; оказание помощи и учет мнения сверстника. Результаты констатирующего этапа исследования выявили недостаточную сформированность дружеских отношений дошкольников, что предопределило необходимость применения сюжетно-ролевых игр как средства воспитания дружеских отношений у дошкольников.
На формирующем этапе в целях воспитания у детей дружеских взаимоотношений мы осуществили подбор сюжетно-ролевых игр широкого с широким спектром ролей, которые позволяли вовлечь в игровое взаимодействие максимальное количество детей. Игры способствовали развитию коммуникативных умений, инициативности; снижению конфликтности; стимуляции групповой сплоченности; воспитывали у детей потребность оказать помощь другим, вырабатывали внимательное отношение к другим; развивали эмпатию и сопереживание. Были проведены игры с разной тематикой, направленные на активизацию взаимодействия детей, дружелюбия, взаимопомощи, поддержки, сочувствия, эмпатии, сопереживания при включении в сюжетно-ролевые игры.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников

В понимании игры существуют некоторые расхождения в теоретических позициях между отечественной и зарубежной психологией — К.Д. Ушинским игра рассматривалась во взаимосвязи с работой воображения, А.И. Сикорским игра рассматривалась с точки зрения умственного развития [31]. Согласно Л.С. Выготскому, смысл игры заключается в возможности совершения с замещающим предметом определенное действие [3]. С.Л. Рубинштейн, описывая мотивы игры, высказывает мысль, что они отражают отношение ребенка к окружающему [25]. Изучением сюжетно-ролевой игры занимались такие ученые, как Р.И. Жуковский, А.В. Запорожец [12], А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая [19], А.П. Усова [31], Д.Б. Эльконин [36]. Реализацию замысла игрового образа и ролевого поведения рассматривали Н.Н. Короткова [20], А.А. Люблинская, Д.В. Менджерицкая [19], Н.Я. Михайленко [20].
Сюжетно-ролевая игра — это творческая деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [35]. Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, в которой выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом, характерной для дошкольного возраста [36].
Игра оказывает огромное влияние на развитие дружеских отношений детей в этот период. Несмотря на присущий детям старшего дошкольного возраста эгоцентризм, они умеют договариваться друг с другом о сюжете и правилах игры, предварительно распределять роли. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Содержание сюжета игры позволяет ребенку на основе нравственного сюжета оптимизировать взаимоотношения не только в ходе игры, но и в повседневной жизни. Положительные роли в игре, опосредуют развитие дружеских взаимоотношений между детьми и после игр.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Совместная деятельность детей предопределяет учет одним ребенком желаний другого ребенка, заставляет подстраиваться, подбирать стратегии поведения, отстаивать собственную точку зрения, вырабатывать планы действий. Соответственно игра оказывает огромное влияние на развитие дружеских отношений детей в этот период. Общение в данном случае выступает в качестве сложного процесса взаимодействия между детьми, заключающегося в обмене информацией, а также в восприятии и понимании детьми друг друга как коммуникаторов [34]. Сюжетно-ролевая игра способствует установлению общения между детьми, формированию умений подчинять свои интересы интересам других, развитию произвольного поведения ребенка. В сюжетно-ролевой игре происходит реализация игровых и реальных взаимоотношений, при этом игровые отношения распределяются согласно сюжету и роли, а реальные — согласно действиям детей как равноправных партнеров по общению. Совместная игра способствует формированию у детей языка общения, взаимопонимания, взаимопомощи, дружеских отношений.
Сюжетно-ролевая игра создает оптимальные условия для формирования дружеских отношений детей. Типичным для сюжетно-ролевых игр является наличие воображаемых, соответствующих сюжету, отношений между детьми и реальных отношений детей как партнеров по совместной деятельности.
Использование сюжетно-ролевых игр для развития у детей дружеских навыков становится возможным при насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; наличии интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей) [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы