Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Внимание как познавательный процесс в трудах отечественных и зарубежных психологов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические представления о внимании как познавательном процессе в
отечественной психологии. 5

Проблема
развития внимания в трудах отечественных психологов. 5

1.2
Характеристика основных свойств и видов внимания. 9

Выводы по
главе 1. 17

Глава 2
Теоретические представления о внимании в зарубежных психологических
исследованиях. 19

2.1Анализ
зарубежных концепций внимания. 19

2.2 Методики
исследования внимания в отечественной и зарубежной психологии   30

Выводы по
главе 2. 33

Заключение. 34

Список
литературы.. 35

 

  

Введение:

 

 

В
психологии внимание определяется как процесс
и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и
выполнение поставленных задач.

Направленность
и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивает более
эффективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида
внимания: непроизвольное и произвольное (избирательное, селективное). Оба вида
внимания имеют различные функции и неодинаково формируются в онтогенезе. В их
основе лежат различные физиологические механизмы.

Несмотря
на то, что во всех существующих формулировках внимание
в явной или неявной форме определяется через избирательность или селективность

— феномен, который можно уловить при внутреннем самонаблюдении, и при
наблюдении за внешними проявлениями поведения, общепринятого определения
внимания к настоящему времени в психологии не существует.

Одним
из основных противоречий в определении внимания было и остается отношение к
нему со стороны одних ученых как к самостоятельному психическому процессу, а
других — как к одной из характеристик взаимодействия
психических процессов
. Сторонники первой точки зрения выделяют
разные формы внимания — сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и т. д.),
моторное, интеллектуальное и эмоциональное. Вторая точка зрения становится все
более распространенной — внимание не имеет
собственного продукта или своего особого содержания; это, в первую очередь,
динамическая характеристика протекания познавательной деятельности.

Такое
неоднозначное понимание внимания приводит к тому, что в настоящее время
сформировано значительное количество теорий внимания как в зарубежной, так и в
отечественной психологии.

Цель
исследования: изучить существующие представления о внимании как познавательном
процессе в отечественной и зарубежной психологии.

Объект
исследования: внимание как познавательный процесс.

Предмет
исследования: представления о внимании как познавательном процессе в
отечественной и зарубежной психологии.

Задачи
исследования:

1.               
Рассмотреть представления о внимании как
познавательном процессе в отечественной психологии;

2.               
Проанализировать основные характеристики
внимания;

3.               
Охарактеризовать представления зарубежных
авторов о внимании как познавательном процессе;

4.               
Проанализировать основные подходы к
диагностике внимания как познавательного процесса в отечественной и зарубежной
психологии.

Методы исследования:
анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на то, что внимание достаточно
активно изучается как в отечественной, так и в зарубежной психологии, однако
единой точки зрения относительно природы и механизма функционирования внимания
до сих пор не сформировалось.

Внимание
само по себе не рассматривается, как познавательный процесс, однако оно
сопровождает познавательную деятельность человека в обязательном порядке. В
отечественной психологии внимание рассматривается как некая направленность
сознания, сосредоточенность его на определенном объекте, в результате чего
остальные объекты выводятся из поля сознания. Физиологический механизм
внимания, с точки зрения отечественных исследователей, выглядит следующим
образом: в момент познавательной активности активизируется восприятие тех
объектов, которые имеют значение для деятельности человека, и подавляются
нервные процессы в отношении остальных объектов.

В
зарубежной психологии преобладают теории селекции и фильтрации информации: в
данном случае процесс внимания функционирует не как направляющая сознания, а
как процесс отбора информации, значимой для решения актуальных задач, и
отсеивания информации, которая в данный момент не важна.

Если
говорить о методиках диагностики внимания, то они также отличаются в
отечественной и зарубежной практике. Это связано с особенностями валидизации и
стандартизации методов исследования.

Таким
образом, можно сделать вывод о том, что внимание представляет собой важный
компонент познавательной деятельности, исследование которых является значимым и
актуальным как для отечественной психологической науки, так и для зарубежной.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические представления о внимании как
познавательном процессе в отечественной психологии

Проблема развития внимания в трудах отечественных психологов

 

Анализ
научной литературы позволил сделать вывод о том, что в отечественной психологии
проблеме внимания как познавательного процесса было уделено существенное
внимание. Обзор литературы (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.В.
Запорожец) позволил констатировать то, что данный процесс в жизнедеятельности
индивидуума несет большую функциональную нагрузку.

Внимание
провоцирует активность требуемых на конкретном этапе времени психологических и
физиологических процессов и замедляет не значимые в тот же период времени процессы.
Оно способствует скоординированной и целеустремленной селекции поступающей в
организм информации с опорой на его приоритетные потребности. Внимание обуславливает
избирательную и продолжительную по времени фокусировку детерминирует на одном и
том же объекте или типе деятельности. Внимание соотносится с направленностью и
избирательностью когнитивных психической деятельности. Качественное
функционирование внимания детерминирует правильность и конкретизацию
восприятия, стабильность и селективность памяти, целенаправленность и
результативность мыслительной деятельности [5].

Согласно
представлениям Т.И. Богдановой, внимание следует считать одним из самых
значимых психических процессов, который лежит в основе эффективного
осуществления внешней и внутренней деятельности. Итогом функционирования внимания,
с точки зрения Т.И. Богдановой, следует считать продуктивное, успешное
выполнение того или иного вида деятельности.

Н.Ф.
Добрынин придерживается точки зрения, что внимание в большой мере задается
уровнем развития центральных процессов высшей нервной деятельности, которые преобразуются
пропорционально возрастным изменениям, и одновременно осуществляются
трансформации внимания. Одинаковые стимулы из внешней среды по-разному
воспринимаются субъектом на разных этапах онтогенеза, что провоцирует у него разнообразные
реакции. Н.Ф. Добрынин, реализовав ряд теоретических и эмпирических
исследований внимания, пришел к выводу, что этот процесс следует воспринимать в
качестве признака активности субъекта. В своих трудах исследователь формулирует
принцип значимости как доминирующий принцип, определяющий активную психическую
деятельность. Н.Ф. Добрынин делает акцент на том, что у животных присутствует
биологическая значимость воздействий внешних стимулов на организм, у человека,
помимо этого, большое значение имеет социальная и личностная важность. В
соответствии с этой точкой зрения, внимание у человека возникает в том случае,
когда начинают воздействовать стимулы, которые непосредственно соотносятся с
интересами субъекта [7].

С
позиций отечественной психологической научной школы (А.В. Запорожец, А.Н.
Леонтьев, П.Я. Гальперин) внимание у индивидуума развивается в ходе осознанной
и профессиональной деятельности, в основном такой, которая не может быть
произведена без волевого усилия. главным образом той, которая не возможна без
приложения усилий воли.

Н.Н.
Поддъяков в своих работах особо выделяет тот факт, что внимание выполняет роль
направленности сознания на конкретные объекты реальности, которые обладают для
личности константным или ситуационным значением, концентрация психики которая
подразумевает высокий уровень сенсорной и познавательной активности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы