Курсовая с практикой на тему Формирование производственной программы предприятия на примере ООО «Дмитрогорский молочный завод»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
-
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 5
1.1 Экономическое содержание производственной программы 5
1.2 Классификация производственных программ 12
1.3 Этапы формирования производственной программы 16
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 21
2.1 Характеристика ООО «Дмитрогорский молочный завод» 21
2.2 Анализ технико-экономических показателей ООО «Дмитрогорский молочный завод» 26
2.3 Анализ производственной программы ООО «Дмитрогорский молочный завод» и выявление недостатков 29
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ООО « ДМИТРОГОРСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД» 34
3.1 Меры по улучшению производственной программы ООО «Дмитрогорский молочный завод» 34
3.2 Эффект от реализации предложенных мер 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Введение:
-
Производственная программа – это совокупное задание по выпуску и реализации продукции четкого ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, которые ориентируются на результат деятельности предприятия.
Производственная программа предприятия — это объем производства и реализации продукции, как правило, в годовом исчислении по соответствующей номенклатуре, ассортименту и качеству. В процессе разработки производственной программы учитываются объемы поставок каждого вида продукции по ранее заключенным договорам и результаты маркетинговых исследований по выявленному дополнительному рыночному спросу, а в основу ее разработки закладываются реальные производственно-технические возможности предприятия по выполнению намеченной производственной программы, т.е. его производственная мощность.
Производственная программа разрабатывается на всех пред-приятиях, выпускающих продукцию для реализации потребите¬лям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Она вклю¬чает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и про¬изводственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов.
Разработка производственной программы включает решение комплекса задач на стадиях, обусловленных принятым порядком разработки плана, на нескольких иерархических уровнях и для большого числа исполнителей.
Задачи оптимизации производственной программы, решаемые в составе перспективного плана, обладают рядом специфических особенностей. В их постановке должно учитываться то обстоятельство, что основным фактором развития в перспективе выступает научно-технический прогресс, а не наличные ресурсы и их структура. Поэтому задачи оптимального перспективного планирования производственной программы затрагивают не только систему подрядчика, но и систему заказчика, определяющего характер строительства и типы возводимых зданий и сооружений с учетом растущего уровня технического развития. Наилучшим образом это сочетание выражается в системе комплексного непрерывного планирования.
Каждая современная организация, работающая в условиях рынка, осуществляет производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Важным этапом для деятельности любой организации является его план, которым необходимо руководствоваться на всех этапах функционирования предприятия. Грамотно составленный план проекта является гарантом качества его реализации, который определяет успех деятельности организации, конкурентоспособность на рынках товаров и услуг. Организация должна уметь периодически вносить поправки в свои производственные, научно-технические и сбытовые планы, управляя распоряжаться своими финансовыми и умственными ресурсами. Базой для таких возможностей являются точные, своевременные и экономически обоснованные расчеты технико-экономических показателей работы предприятия. Для выполнения этих расчетов необходимы прикладные и фундаментальные исследования. Это всё является для предприятия возможностью основательно разобраться в ходе и технико-экономическом будущем развития производства, иначе оно может потерпеть неудачу, непоправимо отстать от конкурентов.
Главным показателем, характеризующим деятельность каждого предприятия, является объём выпуска продукции.
Объём производства, а также его качественные характеристики и ассортимент занимают важное место в планировании на производстве. Данные показатели включаются в производственную программу, которая является одним из основных плановых документов любого предприятия.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что через производственную программу реализуется основная цель функционирования предприятия, которая состоит в получении максимальной прибыли.
Такими образом, объектом работы является ООО «Дмитрогорский молочный завод», а ее предметом – производственная программа ООО «Дмитрогорский молочный завод».
Объект и предмет работы определили ее – цель формирование производственной программы ООО «Дмитрогорский молочный завод». Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическое содержание производственной программы;
2. Изучить классификацию производственных программ;
3. Рассмотреть этапы формирования производственной программы;
4. Дать характеристику ООО «Дмитрогорский молочный завод»;
5. Провести анализ технико-экономических показателей ООО «Дмитрогорский молочный завод»;
6. Провести анализ производственной программы ООО «Дмитрогорский молочный завод»;
7. Выявить меры по улучшению производственной программы ООО «Дмитрогорский молочный завод»;
8. Оценить эффект от реализации предложенных мер.
Заключение:
-
Проблема принятия и реализации эффективных управленческих решений в целях оперативного управления производственной программой промышленного предприятия постоянно находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей, что является весьма закономерным: от ее решения во многом зависит коммерческий успех хозяйствующих субъектов любой отрасли.
Выполненный анализ существующих научно-методических подходов к управлению производственной программой позволил установить, что ее формирование длительное время осуществлялось с учетом максимальной загрузки оборудования, что вполне оправдано при стабильных условиях развития предприятия.
Однако в современных условиях промышленные предприятия, работающие в условиях обострившейся конкуренции, вынуждены реагировать на изменения спроса, а значит, для оперативного управления производственной программой необходимо акцентировать внимание прежде всего на рыночных показателях результативности.
Следует учитывать также и то, что основополагающим фактором планирования ассортимента и объемов выпуска продукции при рыночном подходе к формированию и выполнению производственной программы являются потребности потребителей.
Указанные особенности учитываются представителями современной экономической науки, предлагающими более развернутые определения производственной программы, в частности, ее взаимосвязь с внешней средой, а не только технико-технологические и экономические показатели, рассматриваемый сегодня как потенциал предприятия.
Однако при данном подходе не отражена процедура формирования производственной программы, а акцент делается лишь на конечном результате, не предоставляя возможности оценки эффективности координирующих действий при оперативном регулировании в целях ее выполнения.
Между тем на формирование производственной программы влияет множество факторов и условий, характеризующихся неопределенностью, в частности, изменчивостью и непостоянством. В связи с этим необходим постоянный контроль за выполнением уже сформированной производственной программы с целью ее своевременной корректировки с учетом изменяющейся внешней среды.
Вопросы управления производственной программой, включающие указанные этапы, рассматриваются сегодня для предприятия, работающего в условиях нестабильной рыночной среды:
– как узкоспециальная тема, решение которой ориентировано лишь на оптимизацию объемов готовой продукции без противоречий с другими бизнеспроцессами;
– как широкая многоаспектная тема, решение которой ориентировано на эффективное управление производством, снабженческо-сбытовой деятельностью, что в конечном итоге обеспечивает успешную работу предприятия в целом.
Таким образом, проблема эффективного управления производственной программой становится особо значимой в условиях обеспечения реализации готовой продукции в условиях неопределенного спроса с учетом технико-экономических возможностей предприятия.
В связи с этим для оперативного управления производственной программой предприятия необходим новый научно-методический подход, основанный на классификации номенклатуры готовой продукции по показателям их доходности и риска. Реализация такого подхода на практике позволит не только снизить издержки хранения готовой продукции на складе, но и повысить качество прогноза объема продаж с учетом возможных изменений спроса на рынке.
Фрагмент текста работы:
-
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Экономическое содержание производственной программы
Слово «программа» (от греческого «programma»), означает буквально — «распоряжение, объявление». Данный термин является универсальной единицей для многих европейских языков со сходной лексикой и орфографией: в английском языке — «programme (program)», в немецком — «Programm», во французском — «programme», в итальянском — «programma», в испанском — «programa».
В русском языке термин «программа» имеет несколько значений. Так, в толковых словарях русского языка под термином «программа» понимается содержание и детальный план предстоящих работ, работ; заявление о содержании и целях деятельности политической партии, организации или отдельного лица; план, порядок выполнения чего-либо, задание на компьютер или механизмы с программным обеспечением.
На основании этимологического и лексического анализа слова «программа» можно утверждать, что в общем смысле программа — это «определенный порядок, план, задача». В экономике термин «программа» может использоваться как в значении «план, задача» (например, линейное программирование), так и в значении «порядок действий» (например, программа выхода из кризиса).
Вместе с тем термин «производственная программа» не всегда толкуется однозначно. В работах Г. Х. Азнабаевой, Х. З. Бадаша, Н. А. Бочкарёвой, О. И. Волкова, В. Д. Грибова, В. П. Грузинова, А. И. Ильина, О. П. Коробейникова, М. В. Назаровой, С. Д. Ильенковой, Х. Р. Паршекяна, Т. Перича, Л. Праденаса, Н. Д. Рогалёва, Н. А. Сафроновой, Н. Г. Сычёва, К. Тафта, Г. Частека, Т. В. Яркиной признаётся, что основным назначением производственной программы является определение необходимого объёма выпуска продукции. Большинство исследователей подчёркивает также необходимость соответствия продукции качественным, ассортиментным и номенклатурным требованиям.
В то же время, несмотря на значительное количество приемов и методов, лишь немногие авторы [1-3] вкладывают в изучаемую концепцию научную составляющую, что, по нашему мнению, является косвенным свидетельством отсутствия должного внимания к методы научного управления от отечественных предприятий.
Следует отметить, что не все авторы учитывают активное влияние на производственную программу факторов окружающей среды и рыночных экономических условий, а также ее эффективность не рассматривается. Такой подход к определению производственной программы и пониманию ее сути восходит ко времени господства административной и командной экономики, когда рыночные отношения отсутствовали, а производство осуществлялось монополией по всей стране в соответствии с четко определенными адресными задачами и планы.
Однако развитие рыночных отношений, которое подразумевает эффективное управление ограниченными ресурсами, привело к росту неопределенности внешней среды, усложнению требований потребителей и усилению конкуренции. В то же время система планирования в целом сохранилась на отечественных предприятиях, хотя методы научного управления практически не используются.
Следует также отметить, что ни одно из существующих определений не охватывает исследуемое явление всех объективно существующих сторон, описанных выше. Следовательно, на современном этапе необходимость синтеза основных характеристик производственной программы, по нашему мнению, очевидна. Попытка такого синтеза представлена на рис.
Таким образом, исходя из приведенных выше рассуждений, можно прийти к следующему определению понятия «производственная программа»: производственная программа — это эффективный план своевременного производства различных видов продукции в натуральном и денежном выражении с учетом учитывать требования к его качеству, номенклатуре и ассортименту и разрабатывать на основе анализа конъюнктуры рынка и внутренних производственных возможностей предприятия с использованием научных методов управления.
Одной из важнейших задач планирования производства является формирование производственной программы машиностроительного предприятия с учетом его производственных мощностей и ресурсов.
В рамках планирования производственной программы определяются ассортимент и объем выпуска продукции, а также ее качество. Задачей планирования качества является выяснение, возможности изготовления продукции с требуемым качеством при имеющихся экономических ресурсах. В случае невозможности достижения требуемого уровня качества необходимо или закупить недостающее оборудование, или изменить свойства выпускаемой продукции. Задачей планирования ассортимента является обеспечение компромиссов между сбытом, заинтересованным в изготовлении широкого ассортимента, и производством, которое напротив не заинтересовано в нем так, как при этом возникает необходимость в специальном оборудовании, частой его переналадке. Все это, безусловно, ведет к росту затрат [1]. Компромиссным вариантом при многообразии ассортимента является унификация многочисленных компонентов выпускаемых изделий. Выходом из этой ситуации является также уменьшение собственной доли в стоимости конечного продукта путем передачи изготовления ряда узлов изделия на предприятия, специализирующиеся на их выпуске, т.е. использование аутсорсинга.
Задачами планирования производственной программы является согласование объема производства с объемом сбыта продукции [2, 3]. Планирование объема производства в значительной степени усложняется при выпуске предприятием продукции нескольких видов.
При выпуске одного вида продукции ее объем должен приспосабливаться к сбыту. Необходим лишь страховой запас готовой продукции на случай приостановки производства.
При выпуске нескольких изделий необходимо согласовать объемы, а также учитывать, что отдельные изделия могут выпускаться различными партиями, практически все оборудование может быть задействовано на изготовление всех видов продукции. Это усложняет процесс согласования производства и спроса. В этой ситуации, если предприятие стремится получить максимальную прибыль, то оно должно выпускать больше таких видов продукции, при изготовлении которых требуется меньшее количество различного оборудования при одновременном получении большей прибыли в расчете на одно изделие.