Курсовая с практикой на тему Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством книжной графики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ С ПОМОЩЬЮ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ 6
1.1. Понятие патриотизма и патриотического воспитания детей дошкольного возраста 6
1.2. Пути и средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о малой Родине в семье, на занятиях в МДОУ, в повседневной жизни 8
1.3. Общая характеристика педагогических условий патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ 17
2.1. Выявить исходный уровень сформированности представлений о малой Родине у детей старшей дошкольной группы посредством книжной графики 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Введение:
Актуальность темы исследования.
Тема патриотического воспитания, формирования ценностных ориентаций у дошкольников всегда была и остается актуальной.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие дошкольников направлено на воспитание гражданственности, любви к своей Родине, а также усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Современная социокультурная среда, ее такие факторы, как трансформация системы ценностей и моделей поведения, культ потребительства, глубокое социальное и экономическое неравенство и др., не способствуют формированию у детей патриотических качеств личности. Педагоги и психологи отмечают, что современные дошкольники с трудом усваивают знания о Родине.
Проблема широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).
По мнению ученых, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям и является периодом становления базиса личностной культуры, усвоения ребенком знаний о своей Родине.
В этой связи является необходимой специальная педагогическая работа по патриотическому воспитанию дошкольников.
Анализ проблемы позволил выявить следующие противоречия:
— между ориентиром современного дошкольного образования на патриотическое воспитание и недостаточным современным научным знанием о механизме их формирования;
— между признанным в научных исследованиях высоким потенциалом книжной графики для патриотического воспитания дошкольников и недостаточным современным научным знанием.
Необходимость разрешения выявленных противоречий составляют проблему исследования.
Цель исследования: изучить особенности формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством книжной графики.
Объект исследования: формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством книжной графики.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1. Изучить понятие патриотизма и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
2. Проанализировать пути и средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о малой Родине в семье, на занятиях в МДОУ, в повседневной жизни
3. Изучить общую характеристику педагогических условий патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
4. Выявить исходный уровень сформированности представлений о малой Родине у детей старшей дошкольной группы посредством книжной графики
Теоретико-методологическая основа исследования:
— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС дошкольного образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников;
— эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование;
— математические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Формирование патриотизма у дошкольников входит в перечень задач образовательной области ФГОС дошкольного образования, важной задачей образовательной работы с дошкольниками являются «усвоение норм и патриотических ценностей, включая моральные и нравственные ценности (традиционные ценности)».
Патриотические потребности проявляются в эмпатии, в желании (мотиве) делать что-либо на благо своей Родине. В развитии эмпатии у ребенка, начиная с раннего возраста, ведущая роль принадлежит примерам эмоциональных реакций близких взрослых на различные ситуации, их образцам морального и альтруистического поведения, обеспечивающим эмоциональное заражение и соответствующую реакцию у ребенка. Ученые считают, что в процессе формирования патриотизма происходит развитие мотивационной сферы ребенка, мотивов поведения, определяющих отношение ребенка к Родине.
Мотивы поведения развиваются у дошкольников в тесной взаимосвязи с усвоением норм, правил поведения, понимания значении своих действий и поступков для других. В основе направленности поведения дошкольников находится иерархия мотивов, к старшему дошкольному возрасту у детей складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы для ребенка становятся более важными (ведущими), чем другие.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и представляет собой естественное состояние, потребность дошкольников, способ коммуникации и взаимодействия детей. В игре дошкольники воспроизводят окружающие, доступные для их восприятия социальные явления, взаимоотношения между людьми, что способствует расширению их жизненного опыта и является важным условием формирования нравственных представлений. Особая роль в формировании патриотизма принадлежит сюжетно-ролевой игре, в процессе которой на практической основе дети под руководством взрослого, насыщающим игру смыслом, получают возможность многократно воспроизводить действия и поступки, тем самым происходит закрепление и уточнение содержания, формируются привычки поведения.
Имея общие представления о своей Родине дошкольники все же не обладают в нужной мере объединенной системой связей. Педагогическая направленность игры детей старшего дошкольного возраста заключается в формировании поведения, взаимоотношений детей, на основе теоретически усвоенных моральных норм. В связи с этим ученые делают вывод, что сюжетно-ролевая игра содержит высокий потенциал для патриотического воспитания.
Большое влияние на патриотическое воспитание
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ С ПОМОЩЬЮ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ
1.1. Понятие патриотизма и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Формирование патриотизма у дошкольников входит в перечень задач образовательной области ФГОС дошкольного образования, важной задачей образовательной работы с дошкольниками являются «усвоение норм и патриотических ценностей, включая моральные и нравственные ценности (традиционные ценности)» [5].
Ценностные ориентации как аксиологический термин и предмет исследования появился в исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, А.М. Матюшкин Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.П. Тугаринов и др.). Ценностные ориентации рассматриваются как совокупность убеждений индивида, определяющая направленность его поведения.
Отечественные и зарубежные ученые (А. Адлер, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) определяют дошкольное детство, как значимый период для становления у ребенка системы ценностных ориентаций, формирующейся, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
По мнению А. Адлера, З. Фрейда и Э. Эриксона к пяти годам завершается формирование ценностно-смысловой сферы ребенка [3].
Поэтому К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский подчеркивали необходимость формирования патриортических идеалов уже в детском возрасте, и чем раньше начнется патриотическое воспитание, тем устойчивее будут представления о Родине, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.