Курсовая с практикой на тему Формирование познавательного интереса средствами инновационных технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса учащихся средствами инновационных технологий 5
1.1. Понятие и уровни познавательного интереса 5
1.2. Инновационный технологии на уроках экономики как средство формирования познавательного интереса учащихся 11
Глава II. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у школьников в процессе обучения экономике средствами инновационных технологий 20
2.1. Диагностика и анализ результатов исследовательской деятельности по формированию познавательного интереса учащихся 20
2.2. Организация экспериментальной работы
по формированию познавательного интереса учащихся средствами инновационных технологий 24
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 38
Введение:
Проблема формирования познавательного интереса является одной из актуальных в современных психолого-педагогических исследованиях. Это неудивительно, ведь от наличия заинтересованности ученика в познавательной деятельности зависит успешность его обучения.
В современной школе идет реформа образования. Она происходит не только за счет появления нового федерального государственного образовательного стандарта, изменения в аттестации педагогического работника, но и за счет преобразования методов обучения.
Педагогическая технология – важный раздел педагогики. Несмотря на то, что выделился в самостоятельную область он сравнительно недавно, уже сейчас можно говорить о наличие инновационных педагогических технологий. Абсолютное большинство из них направлены на решения педагогических задач, которые ставятся обществом перед современной школой.
Данной исследования направлено на изучение инновационных педагогических технологий и на то, как они помогают в формировании познавательного интереса учащихся.
Объект исследования – формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения.
Предмет исследования – средства организации инновационных технологий на уроках экономики как один из путей формирования познавательного интереса.
Цель исследования – теоретически конкретизировать проблему формирования познавательного интереса у школьников в процессе обучения экономике; смоделировать и апробировать средства деятельности учителя экономики по реализации инновационных технологий.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа педагогической, психологической и методической литературы по проблеме формирования познавательного интереса у школьников в процессе обучения экономики средствами инновационных технологий, выделить ключевые понятия по теме исследования и раскрыть их сущность.
2. Выявить средства, способствующие формированию познавательного интереса у школьников в процессе обучения экономики.
3. Обосновать эффективность использования инновационных технологий в процессе обучения экономике, способствующие формированию познавательного интереса.
4. Определить результативность экспериментальной работы.
Методы исследования. Для проведения исследования нами применялся следующий комплекс методов: организационные методы (сравнительный способ); эмпирические методы (констатирующий и формирующий эксперимент); методы обработки научных результатов (качественный и количественный способ).
Структура курсовой работы: структура соответствует логике научного поиска и содержит: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
Инновационная деятельность все активнее проникает в образовательную практику и имеет сильнейшее влияние на образование как процесс и результат. Любая инновационная деятельность всегда обуславливается действием внешних и внутренних факторов.
Понятия «инновация», «педагогическая инновация», «педагогическая технология» взаимосвязаны и являются логическим продолжением друг друга.
Инновационные технологии подразделяются на уровни, имеют специфические функции и черты, классификацию, направлены на многогранное развитие участников педагогического процесса.
Современная система образования непрерывно развивается и требует внедрения инновационных методов и технологий в связи с постоянно увеличивающимся объемом информации.
Проведение уроков с использованием современных технологий дает положительный эффект, поэтому педагог должен владеть этой технологией, продумывать все детали урока, подбирать интересные, оригинальные материалы, развивая умственные и творческие ресурсы учащихся. Подобная организация обучения позволяет воспитать образованных, интеллигентных и творческих людей.
В современном образовании инновационная деятельность имеет особые тенденции, которые определяются: социально-экономическим развитием и информатизацией общества, участниками образовательных отношений и, в большей степени, государственной политикой в сфере образования, в частности государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.».
Инновационная деятельность в образовании осуществляется через реализацию инновационных программ и современных технологий.
Для оценки эффективности использования современных технологий в образовательной организации были выявлены факторы, критерии и уровни их внедрения, а также способы диагностики каждого фактора.
После выявления педагогических факторов, которые необходимо учитывать при внедрении современных технологий, была разработана методика их реализации в образовательной организации.
Анализируя и систематизируя все полученные результаты в ходе исследования, следует, что с помощью выявленных факторов современных технологи способствовали активизации внимания и мышления на уроках экономики, обучающиеся все чаще испытывают ощущение радости и удовлетворения в результате собственных успехов в процессе обучения, а так же способствуют тому, что учащиеся на уроках экономики:
1.Приобретают прочные системные экономические знания.
2.Способны самостоятельно ставить цели познавательной деятельности в области экономики и осознавать их.
3.Умеют реализовывать свои действия на познание экономических процессов, явлений и закономерностей.
4.Видят пути взаимодействия с экономической средой.
5.Способны просчитывать возможные ситуации экономического успеха;
6.Знают способы достижения личностных и коллективных результатов в области познания экономических процессов.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса учащихся средствами инновационных технологий
1.1. Понятие и уровни познавательного интереса
Проблема развития познавательных интересов стояла перед учителями всегда. Еще Сократ обучал своих учеников умению логически мыслить, выискивая истину, раздумывая. Ж.-Ж. Руссо создавал для ученика специальные ситуации, вынуждающие к познавательному напряжению, чтобы тот захотел отыскать новое знание. Песталоцци и другие педагоги обучали так, чтобы ученик не только получал готовые знания, но и самостоятельно добывал их. В полной степени эта проблема получила свое обоснование в педагогике XX века. Так, свою систему обучения и воспитания, основывающуюся на пробуждении познавательного интереса учащихся, на организации их совместной деятельности с учителем, разрабатывал Ш.А. Амонашвили.
Интерес обычно определяют как положительно-оценочное отношение человека к его деятельности. Познавательный интерес находится в сфере познавательной деятельности, в процессе которой школьник овладевает необходимыми способами, умениями и навыками получения знаний.
Феномен интереса рассматривается педагогами и психологами в контексте трех научных течений: интеллектуального, эмоционального, волюнтаристского. Сторонники интеллектуального направления связывают интересы с умственной деятельностью человека, его познавательными процессами; Представители эмоционального направления — с чувствами удовольствия и радости; Сторонники волюнтаристского течения — с волевыми аспектами личности, определяющими преодоление трудностей.
С точки зрения Г.И. Щукиной, характерными особенностями интереса являются:
1) связь с потребностью человека в познании, в ориентировке в окружающей среде;
2) формирование интереса к познанию начинается в раннем детстве;
3) познавательный интерес есть единство объективного (явления действительности, на которые он направлен) и субъективного (значимость познавательной деятельности для субъекта);
4) связь с позитивным отношением к предмету познания.
Познавательный интерес описывается учеными как:
• проявление умственной и эмоциональной активности личности (С.Л. Рубинштейн);
• особый синтез интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов (Л.А. Гордон);
• активное познавательное отношение субъекта к деятельности (В.Н. Мясищев);
• эмоционально-познавательная позиция человека по отношению к окружающей действительности (Н.Г. Морозова);
• структура, состоящая из познавательных потребностей (В.С. Ильин);
• особое отношение к объекту познания, на основе осознания его значения и на эмоциональной окраске (А.Г. Ковалев);
• избирательная направленность субъекта на познание предметов, явлений окружающей среды (Г.И. Щукина).
Г.И. Щукина обозначила следующие условия развития интереса к знаниям:
• максимально опираться на активность мыслительной деятельности школьников;
• вести процесс обучения на оптимальном уровне развития школьников;
• создавать эмоциональную атмосферу обучения, положительный эмоциональный тонус в учебном процессе;
• обеспечить благоприятное общение в процессе учебы.
И.Б. Котова под познавательным интересом понимает интерес к учебной деятельности. Его возникновению способствуют следующие факторы: опыт и знания ребенка; методы и средства подачи материала. Она определила в качестве критериев сформированности познавательных интересов особенности поведения и деятельности школьников в учебном процессе и внеурочной деятельности, применительно к познавательным интересам, а также особенности всего образа жизни учащихся.
В.С. Лазарев определяет познавательный интерес как активную познавательную направленность, которая связана с эмоционально положительным отношением к познанию предмета, с радостью учения, преодолением сложностей, созданием ситуаций успеха, с самовыражением и самоутверждением развивающейся личности.
Психологические процессы, которые включены в познавательный интерес, понимаются как имеющие особые связи, специфические взаимоотношения. То есть интерес – это совокупность многих психических процессов, задающих особую энергию деятельности, особые эмоциональные состояния личности.
По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Для развития познавательных интересов необходимо непрерывно побуждать учащихся вопросами, задачами, активными поисками ответов, в целях проникновения вглубь предмета. Варьирование разных методов обучения, использование разнообразных подходов к организации учебной деятельности школьников, пробуждают их самостоятельность в учебе и позитивно влияют на познавательный интерес.
Исследователями выявлено, что главным источником познавательного интереса служит процесс углубленной, сосредоточенной деятельности, которая направлена на решение познавательных задач. Большое значение в структуре деятельности имеет взаимосвязь ее результата и познавательных интересов. Хороший результат всегда благоприятен для интереса, а интерес к деятельности приводит к успешному результату. Тщательный анализ результатов деятельности со стороны педагога при активном участии в этом обучающихся вырабатывает адекватность самооценок своих результатов у каждого ученика, что способствует развитию познавательного интереса, переходу его на новый, более высокий уровень, поскольку при оценивании результатов собственной деятельности происходит воспитание ценностных ориентаций в познании школьников.
Формирование познавательных интересов происходит поэтапно. Учёные выделяют следующие этапы его становления:
1. любопытство,
2. любознательность,
3. познавательный интерес,
4. теоретический интерес.