Методика преподавания русского языка в начальной школе Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка 5
1.1. Подходы к пониманию и становлению орфографических навыков учащихся в начальной школе 5
1.2. Методика формирования орфографического навыка младших школьников на уроках русского языка 9
1.3 Педагогический опыт становления орфографического навыка учащихся начальной школы 14
Выводы по главе 1 18
2.1. Результаты диагностики грамотного письма учащихся экспериментального начального класса 20
2.2. Рекомендации по коррекции и развитию орфографического навыка учащихся 33
Выводы по главе 2 38
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложения 45
Приложение 1 45
Приложение 2 47
Приложение 3 49

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Грамотное письмо является неотъемле-мой частью общей языковой культуры, залогом точности в выражении мыс-лей и основой взаимопонимания.
Формирование навыка грамотного письма у учащихся начальных классов занимает одно из важнейших мест в общей системе обучения школь-ников русскому языку. Неумение обнаруживать орфограммы и пунктограм-мы является одной из главных причин, тормозящих развитие грамотности обучающихся. Дети младшего школьного возраста, как правило, обладают низкой орфографической и пунктуационной грамотностью. Данная особен-ность обусловлена психолого-педагогическими особенностями детей млад-шего школьного возраста. А именно их память и внимание является по большей части непроизвольными, а, значит, им трудно запоминать правила и применять их на практике. В этом заключается сложность формирования навыка грамотного письма у детей младшего школьного возраста. Данное качество, сформированное в определенном возрасте, остается на всю жизнь, а потому подходить к этому вопросу нужно с учетом специальных требова-ний к начальному образованию.
Степень разработанности проблемы. О роли грамотного письма в процессе овладения русским языком младших школьников пишут в своих исследованиях Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Д.Н. Богоявленский, В.П. Канакина, М.Р. Львов и другие.
Методика становления орфографической грамотности учащихся начальной школы в структуре современного начального языкового образо-вания разрабатывается в работах Д.Н. Богоявленского, Н.Ю. Боряковой, Н.Ф. Высоцкой, Г.Г. Граник, В.В. Ераткиной и других.
Способы изучения правил пунктуации в начальной школе описывают К.А. Аймагамбетова, Л.И. Айдарова, В.И. Загвязинский, В.Н. Зайцев, Е.Е. Кравцова и другие.
Интерес исследователей к процессу формирования грамотности млад-ших школьников не снимает в современных условиях остроты проблемы, изучению которой посвящено наше исследование: как формировать грамот-ное письмо младших школьников на уроках русского языка?
Объект исследования: формирование орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: процесс организации формирования орфо-графического младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования: анализ методики работы по формированию орфо-графического младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
• провести анализ литературы, посвященной проблеме формирования орфографического учащихся в начальной школе;
• раскрыть методику и опыт формирования орфографического навыка учащихся начальной школы;
• провести диагностику сформированности орфографического навыка учащихся экспериментального класса;
• оформить результаты исследования в виде данной курсовой работы.
Методы исследования:
— изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме ис-следования;
— анализ письменных работ детей с выявлением специфических орфо-графических ошибок;
— эксперимент.
База исследования: МБОУ «Школа №7» г. Нижний Новгород. В ис-следовании принимали участие ученики третьего класса в количестве 19 че-ловек. Возраст детей – 9-10 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе изучения теоретической литературы нам удалось выяснить, что становление грамотного письма в начальной школе сложный и непрерывный процесс. Начинаться он должен с формирования представления ребенка о буквах и звуках. Далее в процессе обучения грамотности у младших школь-ников необходимо развить орфографическую зоркость, ведь это является ос-новой правильного написания. Для этого в педагогической практике суще-ствует множество методов и подходов.
В частности, орфографическая грамотность развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зри-тельное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. И сформировать ее у детей можно лишь по-стоянным повторением. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зри-тельного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного спи-сывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использова-нии сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание. Рукодвига-тельное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражне-ний. Наибольший эффект для выработки орфографической грамотности дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора, при условии постоянного их повторения и учета индивидуальных способно-стей и возможностей каждого ученика.
Анализ современного педагогического опыта показал эффективность формирования навыков грамотного письма у младших школьников исполь-зование следующих методов, приемов и форм работы: упражнения, включа-ющие грамматико-орфографический разбор, списывание, диктанты, перфо-карты, приемы мнемоники, дидактические пособия, творческие письменные задания, орфографическое проговаривание, комментированное письмо, ор-фографическое подчеркивание, работа в парах по самоконтролю, письмо по памяти.
В ходе опытно-педагогической мы провели диагностику уровня сфор-мированности навыка грамотного письма учеников 3-го класса МБОУ «Школа №7» в количестве 19 человек. Возраст детей 9-10 лет.
Для определения уровня сформированности навыка грамотного письма дети они выполнили 4 задания, в ходе которых продемонстрировали свое умение обнаруживать орфограмму, определять ее тип, применять правила и осуществлять самоконтроль.
Как оказалось, у большинства детей сформированность орфографиче-ского навыка находится на среднем и низком уровне. Они не просто не зна-ют, как применять правила и не умеют определять тип орфограмм, они их не видят. Другими словами, у них не развита орфографическая зоркость, беден словарный запас. Дети ничего не знают о происхождении слов, не могут по-добрать однокоренные слова для проверки орфограммы.
Для исправления ситуации нами были разработаны рекомендации для коррекции и развития навыков грамотного письма для детей с разным уров-нем развития анализируемых навыков. Для школьников с высоким и сред-ним уровнем развития навыков грамотного письма, были подобраны специ-альные упражнения, которые помогут довести сформированные умения и навыки до автоматизма. Разработанные рекомендации для учащихся с низ-ким уровнем развития навыков грамотного письма включают в себя обуче-ние, разделенное на несколько этапов.
В ходе подготовительного этапа ребята должны ознакомиться с такими сложными понятиями, как «орфография» и «пунктуация», заинтересоваться способами правильного написания слов и расстановки знаков препинания, что станет мотивацией на дальнейшее обучение.
Далее проводится тренировочный этап. Ребятам предлагаются специ-альные упражнения, благодаря которым школьники формируют навык гра-мотного письма.
Последний этап – рефлексивный, в ходе которого дети формируют навык самоконтроля. Помогают им в этом специально разработанные кар-точки.
Стоит отметить, что при выполнении заданий учитель в первую оче-редь должен показывать своим примером, как делается то или иное задание. После этого повторить его выполнение вместе с учеником, сопровождая свои действия словесными подсказками. И только после этого школьник может попробовать выполнить упражнение самостоятельно, но со словесными под-сказками учителя. Подобные упражнение необходимо проводить системати-чески, повторяя по несколько раз.  

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка

1.1. Подходы к пониманию и становлению орфографических навыков учащихся в начальной школе

Обучение письму является достаточно сложным процессом освоения двигательного навыка, при котором происходит формирование орфографи-ческого навыка. Придя в первый класс, младший школьник сначала учится правильно держать ручку и тетрадь, затем его основной задачей будет напи-сание важнейших элементов буквы. И лишь потом учащийся сможет напи-сать не только буквы, но и целые слова. Формирование графического навыка у первоклассника – процесс сознательный. Именно осознанный подход к усвоению орфографии учащимися обеспечивает понимание таких языковых значений, как содержание высказываний, смысл отдельных предложений, словосочетаний, значения слов и фразеологических единиц. А для выделения корня, для подбора проверочных слов, для определения части речи слова нужно понимать значение слова. Поэтому так важно наличие у учащихся фактора сознательной работы [1].
М.Р. Львов в одной из своих работ «Правописание в начальных клас-сах» писал: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформи-рованность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма» [17, с. 45].
Существует множество методических приемов, позволяющих преду-предить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобук-венного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что су-ществуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных и слуховых факторов [2].
Для формирования и развития орфографических навыков существуют учебные материалы и рекомендации для работы. Для начала необходимо научить ребенка слышать звуки, определять их количество в словах, по мимо этого он должен различать гласные и согласные, ударные и безударные зву-ки. Именно когда младший школьник научится работать со звуками, учитель помогает ему освоить орфограммы, то есть происходит выработка орфогра-фической зоркости. При этом действия должны быть многократны. И лишь потом, для достижения грамотного письма надо научить детей самоконтро-лю. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. ор-фографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, пер-вым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. От характера орфограммы зависит выбор методов и приемов обучения орфо-графии, а именно, это может быть слово учителя, определенные беседы, ана-лиз орфограмм и самостоятельная работа младших школьников [18].
Орфографические умения развиваются постепенно, в процессе выпол-нения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического и пунктуационного материала. Однако следует отметить, что развитие орфо-графических умений возможно только при успешном развитии важнейших психических процессов. Поэтому и рассматривать этот вопрос нужно, учи-тывая особенности мышления, памяти и восприятия младших школьников.
Наиболее существенные особенности можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер.
Мышление – это «процесс отражения объективной деятельности, со-ставляющий высшую ступень человеческого познания» [1, с. 75]. Выполне-ние интеллектуальных операций младшими школьниками связано с опреде-ленными трудностями. В частности, Р.П. Ефимкина [16, с. 148], рассуждая о новообразованиях младшего школьного возраста, выделяет интеллектуаль-ную рефлексию, подразумевая рефлексию в плане мышления. Ребенок начи-нает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Как отме-чает психолог, «возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в тече-ние длительного времени» [16, с. 93].
По мнению Р.П. Ефимкиной, дети в младшем школьном возрасте не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это де-лают.
Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы