Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование навыков выразительного чтения стихотворений у детей седьмого года жизни

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1 глава. Теоретические основы формирования навыков выразительного чтения стихотворений 5

1.1. Понятие выразительности и выразительного чтения 6

1.2. Особенности стихотворения как литературного жанра 9

Выводы по первой главе 10

2 глава. Особенности формирования навыков выразительного чтения стихотворений у детей 11

2.1. Психологические особенности детей седьмого года жизни 12

2.2. Восприятие стихотворений у детей на седьмом году жизни 14

2.3. Содержание и приемы работы по формированию навыков выразительного чтения стихотворений 17

Выводы по второй главе 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 


Основной задачей обучения в школе является формирование гармоничной личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения – это многокомпонентный комплекс умений, который имеет общеучебный характер и используется при изучении любого учебного предмета, а также формируется как наиболее важный вид речевой и умственной деятельности

Благодаря чтению, как учебному предмету, использование художественной литературы благотворно влияют на личность ребенка, так как она несет в себе развивающий и воспитательный потенциал, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает фантазию и мышление, облагораживает чувства личности. Именно по этой причине, одной из ведущих задач обучения выразительному чтению является задача обучения восприятию художественного произведения.

Чтения как навык считается синтетическим явлением, которое состоит из четырех компонентов: правильности, осознанности, беглости и выразительности. Выработка навыка выразительного чтения у школьников способствует формированию четкого произношения, расширению словарного запаса, делает их речь более образной. В процессе выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.

Именно вышеперечисленные факты обуславливают актуальность данного исследования, так как с одной стороны существует необходимость обучения детей правильному, выразительному чтению, что является одной из задач процесса школьного обучения, с другой стороны выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи.

Цель данного исследования заключается в изучении обширной научно-педагогической и методической литературы по данной теме, в которых представлены различные методики работы над выразительным чтением у детей младшего школьного возраста.

Задачи, которые были поставлены нами в данной работе:

• изучить специфику стихотворения как литературного жанра;

• определить основные компоненты обучения выразительному чтению;

• изучить особенности восприятия младшими школьниками литературных произведений;

• определить содержание и приемы работы по формированию навыков выразительного чтения стихотворений.

Объект исследования – формирование навыков выразительного чтения стихотворения.

Предмет данного исследования – это приемы и методы работы по формированию навыков выразительного чтения у детей семи лет.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

• анализ лингвистической, психологической, методической литературы по теме исследования;

• изучение программ по формированию навыков выразительного чтения.

Источниками для данной работы послужили работы следующих педагогов, методистов и психологов: Л.А. Горбушина, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, К.Д. Ушинский. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности: Т.А. Задорожная, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, Т.В. Рыжкова, М.И. Шишкова.

Проблема формирования произносительной стороны речи рассматривается в различных областях науки: в физиологии (И. П. Павлов, И. М. Сеченов); в психологии (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинский, В. Г. Петрова, Б. Д. Эльконин); в психофизиологии (Н. И. Жинкин, М. М. Кольцова); в лингвистике (Л. Р. Зиндер); в психолингвистике (А. А. Леонтьев); в сурдопедагогике (Е. И. Андреева, Н. И. Белова, Ф. А. Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко и др.).

Данная работа состоит из введения, в котором разрывается актуальность и сущность данного исследования, первой главы, которая посвящена теоретическим основам формирования навыков выразительного чтения стихотворений, и подразделяется на подглавы, одна из которых посвящена понятию выразительности и выразительного чтения, а другая рассматривает особенности стихотворения как литературного жанра. Далее следуют обобщающие выводы по первой главе.

Вторая глава рассматривает особенности формирования навыков выразительного чтения стихотворений у детей и включает также две подглавы. Одна из них посвящена особенностям восприятия дошкольниками стихотворений, а вторая освещает содержание и приемы работы по формированию навыков выразительного чтения стихотворений. В конце второй главы также делается вывод.

Далее следует заключение, которое подводит итог всего исследования и список используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


По мнению Н.Ф. Бунакова, чтение – это орудие, которым можно действовать, как на умственное, так и на нравственное развитие детей, развивать и укреплять их мысль и любознательность.

Воспитатель ДОУ имеет важную цель — формировать речевую и читательскую деятельность детей. Правильную речь невозможно сформировать без чтения. В старшем дошкольном возрасте важно научить детей анализировать, чувствовать эмоциональную направленность, Литературные произведения, в частности – стихотворения

Под выразительным чтением педагоги и методисты, такие как: Л.А. Горбушина, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, К.Д. Ушинский, Т.А. Задорожная, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, Т.В. Рыжкова, М.И. Шишкова и т.д. понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Именно такое чтение повышает качество усвоения литературного материала.

Выразительное чтение требует выработку у детей определенных навыков, которые связаны с произносительной культурой речи, сюда входят такие компоненты:

• осознанность;

• правильность;

• темп, скорость чтения;

• выразительность.

Поэтические произведения помогают развивать творческое воображение детей, учить их видеть картины природы, героев, о которых они читают. На уроках поэзии развивается эмоционально – чувственная сфера личности. Качество чтения улучшается за счет развития чтения, как одного из видов речевой деятельности. Читательские умения развиваются в единстве с речевыми.

В выразительном чтении большое значение имеют: тон голоса, сила голоса, ритм, темп (убыстрение и замедление), паузы, методика тона (повышение и понижение голоса), ударения (логическое и синтагматические). Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием и т.д. [36].

В первой главе нашей работы были описаны теоретические основы формирования навыков выразительного чтения стихотворений, были рассмотрены такие понятия, как выразительность и выразительное чтение и сделаны соответствующие выводы. Особенности стихотворения как литературного жанра были рассмотрены во второй главе исследования, мы рассмотрели психологические особенности детей седьмого года жизни, определили особенности восприятия стихотворений у детей на седьмом году жизни. После анализа доступных источников по теме нашего исследования, нами были предложены варианты и этапы работы для выработки навыков выразительного чтения у детей на седьмом году жизни.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 глава. Теоретические основы формирования навыков выразительного чтения стихотворений

Большое количество методистов, которые изучали вопрос выразительного чтения, утверждают, что чтение играет самую важную роль в образовании, развитии и воспитании подрастающего поколения, поэтому младшим школьникам необходимо владеть навыком чтения согласно ФГОС. Навык выразительного чтения учитель долен развивать у детей в качестве одной из множества составляющих в общем работе по развитию навыка чтения у младших школьников.

Вопросом исследования наиболее успешных методов развития навыков выразительного чтения у детей в начальной школе занимались различные методисты, такие как: Р.Р. Майман, К.Д. Ушинский, М.Р. Львов, О.В. Кубасов, Т.Ф. Завадская, Н.М. Соловьева, Т.И. Кондратина и другие.

По мнению российского педагога Б.М. Бим-Бад, выразительное чтение является искусством «воссоздания в живом слове мыслей и чувств, которыми наполнено художественное произведение, выражения отношения исполнителя к произведению» [1].

Другой отечественный педагог-методист Л.А. Павлова утверждала, что выразительное чтение в начальной школе можно считать интенсивной формой обучения литературе, а также «плодотворным средством эстетического воспитания», куда входит воспитание нравственных чувств, и духовного развития младших школьников [2, С. 35-37].

Методист И.В. Текучева уверена, что формирование навыка выразительного чтения является целью методологии обучения выразительному чтению. Это связано с тем, что чтение считается обязательным условием психологического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, более того, приоритетное значение на уроках литературы в младшей школе имеют средства, с помощью

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы