Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование мотивации учения у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. Основные теоретические подходы к изучению проблемы развития мотивации детей младшего
школьного возраста. 7

1.1 Проблема изучение развития мотивации
детей младшего школьного   возраста в
современном психолого-педагогическом значении. 7

1.2. Психологическая
характеристика детей младшего школьного возраста. 13

1.3 Причины и факторы, влияющие на
искажение учебной мотивации. 17

Глава 2. Изучение развития
мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста. 23

2.1. Процедура
и анализ результатов исследования. 23

2.2. Рекомендации
для педагогов и родителей по развитию мотивации учебной деятельности младших
школьников. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39

Список
использованных источников. 42

Приложения…………………………………………………………………………46

  

Введение:

 

Актуальность исследования: проблема развития мотивации учебной деятельности детей младшего
школьного возраста в последние годы все чаще оказывается объектом
исследовательского интереса психологов, а так же важнейшей и острейшей
проблемой в школе. Одна из главных проблем современной школы — нежелание детей
учиться, отсутствие у них мотивации к учению. У одних детей она исчезает, не
успев появиться, когда мамы к четырем годам записывают ребенка в различные интеллектуально-развивающие
центры. У других детей мотивация по разным причинам утрачивается со временем. В
новой школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации к
обучению — надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.

В возрастной и педагогической психологии
младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается
учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают
рефлексия, самоконтроль. Такие достижения связаны с изменениями в
потребностно-мотивационной сфере.

Изучением особенностей развития
мотивационной системы детей младшего школьного возраста занимались такие
учёные, как решались Д.Б. Эльконин, М.Р. Гинзбург,  В.В. Давыдов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев,
С.Л.
Рубинштейн и т.д.

Мотивация учебной деятельности в младшем
школьном возрасте начинает формироваться, во время обучения в начальной школе,
когда ведущей становится учебная деятельность, в это время нужно создать
благоприятные условия для формирования мотивации учения, и к концу обучения в
начальной школе сделать ее стабильным образованием у младшего школьника.

Развитие мотивации учебной деятельности в
младшем школьном возрасте складывается из того, что во время формирования
знаний у ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность становится  ведущей, нужно создать условия для развития
мотивации учебной деятельности, и к концу обучения сделать её стабильным
новообразованием ученика.

Вышесказанное определило актуальность темы
курсовой работы: «Изучение развития мотивации учебной
деятельности детей младшего школьного возраста».

Несмотря на научную разработанность
проблемы исследования, в настоящее время существует противоречие между необходимостью психологической помощи в
обеспечении успешной мотивации младших школьников и недостаточной теоретической
разработанностью и методической обеспеченностью данного вопроса в
профессиональной деятельности педагога-психолога.

С учетом вышесказанного нами была
сформулирована проблема данного
исследования: каковы возможности 
психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста в  развитии мотивации учебной деятельности.

Цель
исследования: изучить особенности мотивации учебной
деятельности детей младшего школьного возраста.

Объект
исследования: дети младшего школьного возраста.

Предмет
исследования: особенности мотивации учебной
деятельности  детей младшего школьного
возраста.

Задачи
исследования:

1.
рассмотреть теоретические основы мотивации учебной деятельности младших
школьников;

2.
охарактеризовать младший школьный возраст; проанализировать причины и факторы,
влияющие на искажение мотивации,

3.
подобрать методы исследования особенностей 
развития мотивации, проанализировать результаты исследования,

4.
на основании полученных результатов разработать рекомендации учителям по работе
с детьми младшего школьного возраста. Методологическими
основами исследования являются положения о генезисе мотивации
учебной деятельности детей младшего школьного возраста (И.С.Якиманская,
И.А.Зимняя, Э.Н.Гусинский), возникновение мотивации учебной деятельности у
детей младшего школьного возраста (А.А.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.К.Маркова), а
так же исследования, посвященные системе личностно-ориентированного образования
(И.С.Якиманская, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, Э.Н.Гусинский).

Теоретическую
основу исследования составили работы ведущих отечественных и
зарубежных ученых в области детской и социальной психологии (Л. С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Л.И. Божович,
У.Джеймса, К.Э.Изарда и их последователей — Я.З. Неверович, Т.И. Репиной, Е.О.
Смирновой, Л.П. Стрелковой и др.); о особенностях развития
мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста (Д.Б.
Эльконин, М.Р. Гинзбург, В.В. Давыдов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн и т.д.).

Методы
исследования: — теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования мотивации детей младшего школьного возраста; —
эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование. В качестве основных
психодиагностических методик нами выбраны: —
методика   «Оценка уровня школьной
мотивации» Н.Г.Лускановой -методы количественной и качественной обработки экспериментальных
данных.

Опытно-экспериментальной базой
исследования является
МБОУ СОШ № 23 г.
Дзержинск Нижегородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А»
класса в количестве 29 человек, из них 15 девочек и 14 мальчиков.

Теоретическая
значимость исследования заключается в том, что рассмотренные
основные подходы к изучению особенностей развития мотивации учебной
деятельности детей младшего школьного возраста, охарактеризован младший
школьный возраст, определены причины и факторы, влияющие на  развитие мотивации учебной деятельности детей
младшего школьного возраста.

Практическая
значимость исследования заключается в том, что осуществлен
подбор адекватного психодиагностического инструментария по  проблеме исследования, проанализированы
результаты исследования, на основе которых были разработаны рекомендации для
педагогов по развитию мотивации учебной деятельности детей младшего школьного
возраста.

Материалы исследования могут быть
использованы в практической деятельности педагогов-психологов, социальных
педагогов, классных руководителей, учителей в условиях образовательных
учреждений для развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте.

Структура
работы: курсовая работа включает введение, две главы, выводы
по ним, заключение, список литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Курсовая работа была посвящена изучению
развития учебной мотивации у детей 
младшего школьного возраста.

Актуальность исследования подтверждается
тем, что проблема развития мотивации учебной деятельности детей младшего
школьного возраста в последние годы все чаще оказывается объектом
исследовательского интереса психологов, а так же важнейшей и острейшей проблемой
в школе. Воспитатель воспитания формирует у старшего дошкольника готовность к
школьному обучению. Нужно создать условия для развития мотивации учебной
деятельности, и к концу обучения сделать её стабильным новообразованием
ученика.

 В
старшем дошкольном возрасте осваивается учебная деятельность, формируется
мотивация к учению.  Известно, что около
45% учащихся школы нуждаются в мотивационной помощи и коррекции; 20% младших
школьников просто необходима мотивация, потому что она находиться на очень
низком уровне.

Целью нашей работы было изучение
особенностей развития мотивации учебной деятельности детей у младшего школьного
возраста, и она в большей мере достигнута.

Согласно первой задаче были изучены
теоретические основы особенности развития мотивации учебной деятельности
младших школьников. С приходом в школу начинает развиться  мотивация учебной деятельности ребенка. С
одной стороны, у младших школьников в значительной степени сохраняется
характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные,
задевающие их события и ситуации. С другой стороны, поступление в школу
дисциплинирует ребенка свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и
подчинением новым правилам жизни.  Как
правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой
системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга,
находятся в определенном соотношении между собой.

В начале своей школьной жизни, имея
внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет учиться хорошо или отлично. Среди
разнообразных социальных мотивов учения, ведущими являются мотивы «доставить
радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания,
ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь являются источником
поощрений, залог его эмоционального благополучия. Когда ребенок успешно учится,
его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того,
в классе, где мнение учителя – не просто решающее, а единственное авторитетное
мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Согласно второй задаче были изучены
возрастные особенности  развития
мотивации учения у младшего школьника и проанализированы причины проявления
отклонений развития мотивации у детей младшего школьного возраста. Биологические,
интеллектуальные и социальные факторы могут влиять на искажение мотивации
младших школьников разным образом, важно, что бы ребенок приходил в школу и был
готов к обучению в школе.  Таким образом,
биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой
школьной адаптации ребенок быстро устает и не справляется с учебной нагрузкой.

Согласно третьей задаче нашего
исследования были подобраны  методы
исследования особенностей развитии мотивации учебной деятельности младших
школьников, а так же проанализировать результаты исследования, проводимого на
базе МБОУ СШ №23 среди учащихся 1 «А» класса в количестве 29 человек, из них 15
девочки и 14 мальчики. Возраст испытуемых 6-7 лет. В ходе исследования
применялась методика: «Оценка уровня
школьной мотивации» Н.Г.Лускановой

 По
результатам исследования по методике мы 
получили, что в классе, количество которого составляет 29 человек. У 2
девочек очень высокий уровень мотивации школьной деятельности (6,9%), 8 ребят
находятся на высоком уровне мотивации 
(27,59%), 13 человек находятся на среднем уровне мотивации (44,83%), на
самом низком уровне мотивации учебной деятельности находятся 6 человек
(20,68%). Уровень мотивации не зависит от пола.

Согласно четвертой задаче были разработаны
рекомендации для учителей по работе с детьми младшего школьного возраста по
формированию мотивации учебной деятельности.

 Теоретическая значимость исследования
заключалась в том, что были рассмотрены теоретические основы особенности
развития мотивации учебной деятельности младших школьников и проанализированы
причины появления отклонений в развития мотивации.

Практическая значимость исследования
заключалась в том, что  был осуществлен
подбор адекватного психодиагностического инструментария по  проблеме исследования, проанализированы результаты
исследования, на основе которых были разработаны рекомендации для педагогов по
развитию мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Материал нашей работы  исследования могут быть использованы в
практической деятельности классного руководителей, социального педагога,
педагога-психолога, а так же родителей детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Основные теоретические подходы к изучению проблемы развития мотивации детей младшего школьного
возраста

1.1. Проблема
изучение развития мотивации детей младшего школьного   возраста в современном
психолого-педагогическом значении Люди ещё в древности
понимали, что без мотивации не будет необходимого результата от учения.
Психологи и педагоги утверждают, что правильная мотивация – ключ к успеху в
школе. Вместе с тем, проблема мотивации остается одной из самых важных проблем
современной педагогики.

Прежде всего, необходимо
развести 2 понятия «мотивация» и «мотив». Мотив – это стимул к деятельности,
то, ради чего ученик совершает ту или иную работу [38, с.101].

Мотивация – это
сопоставление целей, которые стоят перед учеником, он в свою очередь стремится
достигнуть,  и внутренней активности
личности, что бы учащемуся действительно это было интересно, что бы это было
его любимым желанием и потребностью [24, с.361].

Учебная мотивация
обусловливается, как постоянный вид мотивации, входящий в процесс
учения. А.Н. Леонтьев утверждал, что ту или иную деятельность необходимо
начинать с потребностей, в основном по своему происхождению они биологические,  объединяются они в контакте ребенка с
взрослыми и поэтому социально обусловлено. «Потребность — это нацеленная
активная деятельность ребенка, психическое состояние, которая формирует  предпосылку деятельности» [29, с. 90].

Одинаковая потребность
может быть осуществлена разными предметами и способами. Предмет удовлетворения
обусловливается, когда человек начинает двигаться к своей цели, то есть
действовать, именно  это и приводит, по
мнению А.Н. Леоньтьева, Е.И. Савонько, Л.И. Божович к «опредмечиванию» то есть
воплощению потребности. Мы можем сказать, что без потребности не  проснется активность у ребенка, у него не
возникнут мотивы, он не будет ставить цель и достигать ее. А.Н Леонтьев считал,
что «цель — это настроенность на будущий промежуточный итог, предполагающий
этап по достижению предмета потребности» [30, с. 104].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы