Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические и лингвометодические основы формирования морфологических понятий у младших школьников (на примере — укажите, какое понятие будете рассматривать: Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол и т.д.)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.. 5

1.1. Вопросы изучения имени существительного в начальных
классах в научно-методической литературе. 5

1.2. Возможности программ и учебников по русскому языку
для организации работы над именем существительным. 16

Выводы к
Главе 1. 23

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В
ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.. 24

2.1. Характеристика степени
сформированности у младших школьников грамматического понятия «имя
существительное». 24

2.2. Опытное обучение и его результаты.. 26

Выводы к Главе 2. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38

 

 



 

  

Введение:

 

Актуальность
исследования
. Система научных понятий составляет
основу каждого учебного предмета. Без нее невозможны понимание и сознательное
усвоение закономерностей и правил, а следовательно, и осознанные, обоснованные
действия учащихся. Понятие представляет собой основную форму познания, система
понятий – это основа, фундамент любого систематического знания.

В обучении русскому языку
важное место занимает процесс формирования языковых понятий, в ходе которого
происходит развитие у младших школьников умений осуществлять мыслительные
операции, оперировать понятиями, правильно формулировать их определения,
выражать суждения, строить умозаключения. Среди изучаемых в начальной школе
грамматических понятий особое место занимает имя существительное, поскольку
данная часть речи имеет богатые семантические возможности и характеризуется
разнообразием синтаксических функций.

В целом, можно сказать,
что актуальность исследования обусловлена большой значимостью изучения
категории имени существительного для расширения и обогащения словаря детей младшего
школьного возраста, формирования у них умения правильно понимать, четко
произносить, точно применять в речи, а также с орфографической точки зрения
грамотно писать лексемы указанной части речи. Как показывает школьная практика,
у младших школьников возникают трудности при усвоении  семантики и морфологических признаков данной
части речи.

Обозначенные выше причины
обусловили выбор темы и ее актуальность.

Цель
исследования
: Разработать теоретически обоснованную
серию фрагментов уроков с использованием метода проблемных ситуаций,
направленных на формирование грамматических умений младших школьников на
материале «Имя существительное».

Объект
исследования
: процесс изучения имени существительного
в начальной школе.

Предмет
исследования
: метод проблемных ситуаций, как средство
формирования
грамматических умений младших школьников на материале
«Имя существительное».

Гипотеза
исследования
: если на уроках русского языка при
изучении имени существительного использовать методы проблемного обучения, то
это будет способствовать эффективному усвоению морфологических знаний и умений
младших школьников.

Для реализации
поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить
следующие задачи:

1.               
Изучить теоретические основы методики
изучения имени существительного в начальных классах;

2.               
Выявить возможности программ и учебников
по русскому языку для организации работы над именем существительным;

3.               
Исследовать степень сформированности
знаний учащихся об имени существительном и их морфологических умений;

4.               
Разработать фрагменты уроков, серию
упражнений с использованием методов проблемного обучения, направленных на
формирование у младших школьников грамматического понятия «имя
существительное», проверить их эффективность.

Для решения поставленных
задач использовались следующие методы
исследования:

1. Теоретический анализ
лингвистической, методической и психологической литературы по проблеме
исследования.

2. Анализ программ и
учебников по русскому языку.

3. Педагогический эксперимент
(констатирующий эксперимент, опытное обучение, контрольный эксперимент).

Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данное
исследование посвящено решению важной и актуальной методической проблеме –
способен ли метод проблемных ситуаций улучшить формирование морфологических
умений младших школьников при изучении имени существительного.

Цель
исследования: разработать серию фрагментов уроков и заданий с использованием
методов проблемного обучения, направленных на формирование грамматического
понятия «имя существительное».

В процессе
работы над исследованием были решены следующие задачи:

1.      изучить лингвистические основы методики
изучения существительного в начальных классах;

2.      проанализировать взгляды ученых методистов
на вопросы изучения имени существительного в начальных классах;

3.      исследовать ресурсы метода проблемных
ситуаций в изучения имени существительного в начальных классах.

Анализ
лингвистической литературы позволил определить имя существительное как
самостоятельную часть речи, обозначающую предмет (субстанцию) и выражающую это
значение в словоизменяемых грамматических категориях числа и падежа и
несловоизменяемых категориях рода и одушевленности – неодушевленности.

Всем именам
существительным свойственно отвлеченное грамматическое значение – значение
предметности.

В зависимости
от того, что слово обозначает – индивидуальный предмет или предмет как
представителя целого класса, все существительные делятся на собственные и
нарицательные.

Также в ходе
анализа лингвистической, психологической и методической литературы было
отмечено, что в зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических
признаков нарицательные имена существительные делятся на несколько
лексико-грамматических разрядов: 1) конкретные; 2) отвлеченные; 3)
собирательные; 4) вещественные; 5) единичные.

Типичные
ошибки в формировании грамматических понятий возникают при необходимости
дифференцировать существенные и несущественные признаки языковых явлений, и
вызваны недостаточным развитием абстрагирующей деятельности мышления младшего
школьника.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать
следующие выводы:

У младших школьников недостаточно сформировано
представление о грамматических признаках имени существительного.

У детей недостаточно развиты навыки:

Определения признаков и падежных окончаний
существительных, отсутствует, либо недостаточно сформировано представление о
склонении и его типах;

Дети не всегда способны правильно задавать вопросы к
существительному, а также определять его падеж;

Умение склонять существительные по падежам развито
довольно слабо;

В большинстве случаев ученики не знакомы с базовой
терминологией по теме «Имя существительное».

С целью ликвидации вышеупомянутых пробелов в знаниях по
теме «Имя существительное», нами была разработана программа, нацеленная на
формирование у младших школьников всех необходимых компетенций в данной области
русского языка.

Анализ результатов повторной диагностики показал, что
разработанный комплекс упражнений с применением проблемных ситуаций благотворно
повлиял на усвоение учащимися материала. Задавая вопросы и решая проблемные
ситуации, ученики более глубоко проникали в суть материала, лучше его
запоминая.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Актуальность
исследования
. Система научных понятий составляет
основу каждого учебного предмета. Без нее невозможны понимание и сознательное
усвоение закономерностей и правил, а следовательно, и осознанные, обоснованные
действия учащихся. Понятие представляет собой основную форму познания, система
понятий – это основа, фундамент любого систематического знания.

В обучении русскому языку
важное место занимает процесс формирования языковых понятий, в ходе которого
происходит развитие у младших школьников умений осуществлять мыслительные
операции, оперировать понятиями, правильно формулировать их определения,
выражать суждения, строить умозаключения. Среди изучаемых в начальной школе
грамматических понятий особое место занимает имя существительное, поскольку
данная часть речи имеет богатые семантические возможности и характеризуется
разнообразием синтаксических функций.

В целом, можно сказать,
что актуальность исследования обусловлена большой значимостью изучения
категории имени существительного для расширения и обогащения словаря детей младшего
школьного возраста, формирования у них умения правильно понимать, четко
произносить, точно применять в речи, а также с орфографической точки зрения
грамотно писать лексемы указанной части речи. Как показывает школьная практика,
у младших школьников возникают трудности при усвоении  семантики и морфологических признаков данной
части речи.

Обозначенные выше причины
обусловили выбор темы и ее актуальность.

Цель
исследования
: Разработать теоретически обоснованную
серию фрагментов уроков с использованием метода проблемных ситуаций,
направленных на формирование грамматических умений младших школьников на
материале «Имя существительное».

Объект
исследования
: процесс изучения имени существительного
в начальной школе.

Предмет
исследования
: метод проблемных ситуаций, как средство
формирования
грамматических умений младших школьников на материале
«Имя существительное».

Гипотеза
исследования
: если на уроках русского языка при
изучении имени существительного использовать методы проблемного обучения, то
это будет способствовать эффективному усвоению морфологических знаний и умений
младших школьников.

Для реализации
поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить
следующие задачи:

1.               
Изучить теоретические основы методики
изучения имени существительного в начальных классах;

2.               
Выявить возможности программ и учебников
по русскому языку для организации работы над именем существительным;

3.               
Исследовать степень сформированности
знаний учащихся об имени существительном и их морфологических умений;

4.               
Разработать фрагменты уроков, серию
упражнений с использованием методов проблемного обучения, направленных на
формирование у младших школьников грамматического понятия «имя
существительное», проверить их эффективность.

Для решения поставленных
задач использовались следующие методы
исследования:

1. Теоретический анализ
лингвистической, методической и психологической литературы по проблеме
исследования.

2. Анализ программ и
учебников по русскому языку.

3. Педагогический эксперимент
(констатирующий эксперимент, опытное обучение, контрольный эксперимент).

Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы