Курсовая с практикой на тему Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников в различных научных подходах 6
1.2. Психологические предпосылки формирования здорового образа жизни 13
РАЗДЕЛ II. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНИКОВ 19
2.1. Формирование положительной мотивации к культуре питания дошкольников 19
2.2. Методика формирования культуры питания дошкольников 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из главных задач дошкольной образовательной организации является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия. В статье 64 п.1 Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» .
Формирование здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей не только в семье, но и в образовательных организациях.
Сегодня перед учеными стоит актуальная проблема обеспечения высокого уровня физического, нравственного и психического здоровья молодежи различными способами. Ведь качество здоровья населения в последние годы имеет тенденцию к ухудшению, что в значительной мере обусловлено нестабильностью общества, неполноценным питанием, недостаточной медицинской помощью, загрязнением окружающей среды, снижением жизненного уровня населения страны. В результате наблюдается прогрессирующая деградация здоровья населения, особенно детского. По данным Всемирной организации здравоохранения отмечается неуклонный рост численности населения с прогрессирующими болезнями цивилизации: ожирением, сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В последние годы увеличилось количество научных разработок по организации валеологического воспитания детей 6-7 лет. Основные подходы к формированию здоровьесберегательных компетенций у старших дошкольников освещены в работах И.А. Анохиной, Ю.Е. Антонова, М.Н. Кузнецовой, Н.И. Крыловой, Т.Л. Богиной, Л.Н. Волошиной, В.Н. Лучихиной, С.В. Жеряковой, Т.Г. Кареповой, В.В. Маркова, И.М. Новиковой, О.И. Платоновой, А.Г. Щедриной, В.А. Деркунской и др.
Однако, как определяет современная практика организации валеологического воспитания в учреждениях дошкольного образования, все еще существуют определенные противоречия, связанные с тем, что:
— существует необходимость внедрения новейших принципов и технологий валеологическо-оздоровительной работы и традиционными установками на данное направление педагогического процесса в учреждении дошкольного образования;
— прослеживается несоответствие уровня компетентности воспитателей по организации комплексной валеологической работы с детьми и современными требованиями программ дошкольного образования в этом.
В связи с этим, совершенствование старых и поиск новых организационно-методический подходов к валеологическому воспитанию детей является актуальным.
Особенно актуальным он определяется в период старшего дошкольного детства, когда накануне поступления ребенка в школу важно заложить в него основы здоровья (всех его видов), сформировать у ребенка необходимые навыки поддержки и укрепления здоровья, приучить к обоснованному режиму дня и тому подобное.
Анализ научной литературы свидетельствует о целесообразности дальнейшей разработки проблемы организации валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ее теоретической и экспериментальной частях, чем и обуславливается актуальность темы «Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования культуры питания у детей старшего дошкольного возраста в заведении дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников в различных научных подходах.
2. Раскрыть психологические предпосылки формирования здорового образа жизни.
3. Разработать методы и приемы формирования положительной мотивации к культуре питания дошкольников
4. Выявить педагогические условия формирования культуры питания дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования культуры питания у детей 6-7 лет в учреждении дошкольного образования.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры питания у детей 6-7 лет в учреждении дошкольного образования.
Методы исследования:
теоретические: анализ отечественной психолого-педагогической и валеологической литературы, периодики детского сада; синтез; обобщение; классификация; систематизация, которые позволили сделать аргументированное обоснование содержания и структуры ведущих категорий исследования, определение комплекса педагогических условий формирования культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.
эмпирические: беседа; анкетирование; интервьюирование; целенаправленное педагогическое наблюдение; анализ учебно-методической документации.
Заключение:
Проблема здоровья в широком его понимании как в личном, так и в общественном измерении приобрела в наше время общепланетарного значения и рассматривается как то, что представляет опасность дальнейшему развитию человечества.
Уберечься от вероятной опасности возможно путем формирования здорового образа жизни человека начиная с раннего детства.
Поэтому считаем, что важным этапом привлечения к здоровому образу жизни являются дошкольные годы, а образцами поведения для дошкольников — взрослых из ближайшего окружения, которые своим поведением и образом жизни создают условия для формирования навыков здорового образа жизни подрастающего поколения. Ведь дети среднего дошкольного возраста подражают поведению взрослых, а старшие дошкольники стремятся к осознанию правил поведения и понимания ее значения.
Формирование здорового образа жизни — это сложный, целостный и многогранный процесс, требующий совместных усилий большого количества людей (членов семьи, педагогических коллективов) и прежде соответствующей государственной помощи.
В результате изучения состояния проблемы формирования здорового образа жизни дошкольников в педагогической науке установлено, что к этому времени исследовались главным образом, отдельные аспекты формирования здорового образа жизни детей. Авторы мало опирались на принципы целостности, комплексности и непрерывности в учебно-воспитательной работе.
Исходя из философского, психологического и медико-биологического понимания сущности понятия «здоровый образ жизни», рассматриваем его как личностное образование детей дошкольного возраста, форму жизнедеятельности, основанной на требованиях суточного биологического ритма и включает следующие основные составляющие как: соблюдение режима дня, должное овладение культурно-гигиеническими навыками, рациональное питание и культуру потребления пищи, двигательный и воздушный режим, режим активной деятельности и отдыха, профилактические меры для сохранения здоровья.
Реализация содержания воспитания в старших дошкольников навыков здорового образа жизни происходила в процессе активной деятельности детей и общения с другими людьми, прежде всего с родителями и работниками ДОУ (воспитателями, психологами, медицинскими работниками), что обеспечило многостороннее воспитательное воздействие на ценностное отношение детей к сохранению их здоровья.
Целью исследования явилась разработка и апробация комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование культуры питания детей. Исследование проводилось на базе…, в нем приняли участие дошкольники в возрасте от 4 до 7 лет, родители и сотрудники.
В начале было проведено комплексное изучение уровня сформированности культуры питания детей, родителей и педагогов с использованием следующих методов: беседа «О правильном питании и пользе витаминов» (К.Ю. Белая); проблемная ситуация «Необычное угощение» (И.М. Новикова); методика «Проголосуй за блюдо» (С.В. Буянова); компьютерная диагностическая дидактическая игра «Накрой на стол» (С.В. Буянова), анкетирование родителей «Что вы знаете о культуре питания?» (Н.В. Вялова, С.В. Буянова); анкетирование педагогов и сотрудников детского сада. Анализ результатов выявил в целом недостаточный уровень сформированности культуры питания детей.
Фрагмент текста работы:
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников в различных научных подходах
Современные исследования определяют здоровье личности как сложный феномен всеобъемлющего значения. Ученые трактуют здоровье как естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием любых болезненных изменений, имеющих биологические и социальные причины. Оно рассматривается в сочетании с различными категориями как ценность индивидуальная и общественная, как явление динамичное, взаимодействующее с окружающей средой, что постоянно меняется.
В русле развития современной науки немало исследований посвящено феномену понятия «здоровье». В своих наработках ученые раскрывали суть данного термина.
Психолого-педагогические научные работы, позволяют утверждать, что здоровье детей характеризуют как состояние их жизнедеятельности, которое соответствует биологическому возрасту, единству развития физических и интеллектуальных характеристик, а также адекватному формированию адаптационных и компенсаторных возможностей детского организма в процессе его роста.
В исследованиях Блюмберга встречаем следующее определение понятия «здоровье» — это не только отсутствие болезней, но и сумма обстоятельств, которые находятся в равновесии .
Как утверждает В. Канеп: «… здоровье — одна из необходимых предпосылок счастья человека, его всестороннего, гармоничного развития. Это важный показатель и чувствительный индикатор благополучия народа» .
Определяющими критериями качества образовательного звена дошкольное учебное заведение — начальная школа является ориентация на формирование у личности ценностного отношения к здоровью. Т. Овчинникова, А. Швецов исследовали особенности организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольных учебных заведениях. Работы А. Аксеновой, М. Безруких, М. Рунова и др. посвящено поиску путей укрепления физического здоровья подрастающего поколения. «Театр физического развития и оздоровления детей» М. Ефименко рассчитан на детей дошкольного и младшего школьного возраста и направлен на развитие и оздоровление детей. Суть, значение, задачи каждого физкультурного занятия, по мнению автора, красноречиво выражает девиз «Через движение и игру — к лучшей жизни!».
С умственным и эмоциональным благополучием человека связывают психическое здоровье, что свидетельствует о состоянии душевного благополучия, которое «… характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности».
Исследователи указывают, что психическое здоровье предполагает способность адаптироваться к различным социальным структурам, соответствие эмоционально-волевой и когнитивной сфер календарному возрасту личности, умение управлять своими чувствами; возможность строить свое поведение в соответствии с условиями среды, решаемыми задачами и условиями среды, достигается на основе оптимального уровня психологической и социальной адаптации.
А. Ромен, М. Чистякова, Л. Картавых и др. считают, что эффективным способом регуляции психических состояний может стать овладение детьми младшего школьного возраста основами психорегуляции. Эффективность психорегуляции обеспечивается системностью и взаимосвязью психического и физического уровней здоровья.
Большинство психологов отмечают, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте быстрее всего растет интенсивность общения ребенка с близкими взрослыми при эмоционально-положительном отношении последних к контактам с ребенком. Такую особенность должен использовать педагог для моделирования различных средств сотрудничества в разных видах деятельности.
Психическое благополучие детей 6-7 года жизни следует рассматривать как благоприятное психоэмоциональное состояние ребенка, которое отмечается проявлением активности. Оно обеспечивает сформированность коммуникативных навыков, положительное межличностное взаимодействие с окружающей обстановкой, понимание детьми эмоциональных состояний людей, проявление эмпатии в соответствии с ситуацией общения, что влияет на развитие познавательных процессов.