Курсовая с практикой на тему Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие
«коммуникативные умения» в научной литературе
1.2.
Закономерности формирования коммуникативных умений у детей на этапе дошкольного
возраста
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1.
Клинико-психоло-педагогическое развитие детей с нарушениями зрения
2.2.
Своеобразие коммуникативных умений детей с нарушениями зрения
3.2. Состояние коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями зрения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Основной
проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем
возрасте, является проблема установления взаимоотношений со значимыми для него
взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится
важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой
строится здание всей последующей жизни личности. Коммуникативная деятельность
является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и
способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер [9].
Дошкольный возраст
является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей,
умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников,
со взрослыми в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения. Именно в
дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения,
складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более
развитой системы коммуникативных умений [8].
Становление
коммуникативной деятельности у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется
принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение
изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей
и при формировании коммуникации они включаются в иную систему связей, чем у
зрячих. Решение проблем активного вербального и невербального общения
слабовидящих и есть тот обходной путь, обуславливающий продвижение ребенка c патологией
зрения в психическом развитии [8]. Поэтому тема нашего исследования является
актуальной и практически значимой
Цель настоящей работы: выявить особенности развития коммуникативных умений
детей с нарушениями зрения.
Заключение:
В ходе
теоретико-эмпирического исследования мы пришли к следующим обобщениям: в
отечественной психологии учеными выделяется несколько подходов к пониманию
общения.
Общение определяется
как процесс взаимодействия, направленный на взаимное познание, установление
взаимоотношений, оказание взаимовлияния на регуляцию совместной деятельности.
В
общение как в процессе последовательных взаимоориентированных во времени и
пространстве действий (как вербальных так и не вербальных) происходит обмен
информации, ее интерпретация, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.
Одним из
методологических принципов при изучении общения является положение единства
общения и деятельности.
В общение
осуществляется взаимный обмен представлениями, идеями, и чувствами. Общение
является многоуровневым социальным явлением, отражающим различные стороны бытия
человека.
Выделение
видов общения и их классификация зависит от того как разные исследователи
понимают сущность общения (прямое и косвенное, непосредственное и
опосредованное, вербальное и невербальное, межличностное и массовое, межперсональрое и
ролевое общение).
Общение выполняет
различные функции: прогматическая, функция подтверждения, формирующая функция,
функция организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная
функция.
Общие закономерности
психического развития нормальных и аномальных детей: — соотнесение
биологических и социальных факторов в процессе речевого развития.
Специфические
особенности для детей с отклонениями в развитии: — трудность словесного
опосредования;
Специфические особенности
для детей с нарушениями зрения: — зрительные нарушения у детей и подростков
отражается на общении как непосредственном ток и опосредованном; — нарушение
зрения провоцирует неадекватное развитие неречевых средств общения,
воздействует на объем и качество общения, а так же затрудняет ребенку и
подростку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется как
личность; — дети с нарушениями зрения отличаются в ходе общения неадекватной
жестикуляцией, которая в норме призвана точнее и полнее передать отношения к
собеседнику; — нарушения общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении,
отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.
Наличие не
специфических особенностей у детей с нарушениями зрения указывает на
целесообразность осуществления коррекционной работы по развитию коммуникативной
сферы у данной категории детей.
В исследовании участвовали 10 детей
старшего дошкольного возрастаю Была использована методика наблюдение. Исходя из
наблюдения, можно подчеркнуть, что, в целом, группа, достаточно коммуникабельна
и умеет находить правильный подход в общении с друг другом.
Для диагностики коммуникативных навыков у
старших дошкольников с нарушением зрения была выбрана следующая методика: «Два
домика» разработана Виктором Жирински. При анализе результатов методики «Два
домика», большинство детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
разместили сверстников, родителей с собой в красном домике, что свидетельствует
о симпатии к сверстникам, и хорошем отношении в семье и незначительное число
сверстников в черный домик.
Итак, можно отметить, что коммутативные
навыки у детей с нарушением зрения несомненно развиваются, однако это развитие,
несколько затруднено, тем не менее, дети стараются общаться со сверстниками,
проявляют в этом инициативу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «коммуникативные умения» в научной литературе
Коммуникативные навыки являются составной частью таких
понятий как «общение» и «коммуникация». Следовательно, прежде всего, необходимо
раскрыть и соотнести эти ключевые понятия, а так же проанализировать
существующие определения понятия «коммуникативные навыки».
Анализ определений терминов «общение» и «коммуникация»
показало, что в отечественной лингвистике все еще отсутствует и не хватает
однозначной трактовки, которую бы смогли разделить все авторы.
Впервые в научное употребление термин «коммуникация»
ввёл Ч.Х. Кули в монографии «Социальный процесс» [13, С.12]. Он определял
коммуникацию как «механизм существования и развития человеческих отношений».
Позже, термин «коммуникация» получает широкое употребление в начале XX века.
Своя точки зрения на понятие коммуникации была у С. В.
Бориснева. В соответствии с данным автором под коммуникацией он понимал
некоторый социальный процесс, который определял передачу и в то же время
восприятие информационных сведений в условиях интерперсональной и массовой
коммуникаций по всевозможным каналам с использованием всевозможных
коммуникационных ресурсов [9, С. 14].
Множество других авторов, в частности И.П. Яковлев
указывали на другое определение. В соответствии с данным автором под
коммуникацией он понимал комплекс определенных исследований степени влияния
коммуникативной компетенции на общество, а также ее становление, состав и
строение, применение коммуникативных средств [13].