Теория и методика музыкального развития дошкольников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством музыкальной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

I.ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТЫВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

1.1 Коммуникативные навыки старших дошкольников 7

1.2. Музыкальная деятельность старших дошкольников в детском саду 11

1.3. Музыкальная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников 16

II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19

2.1. Изучение опыта работы музыкального руководителя по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством музыкальной деятельности 19

2.2. Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством музыкальной деятельности 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37

  

Введение:

 

Актуальность. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина.

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса.

Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Группа детского сада – первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение.

В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Отношения ребёнка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми.

Одним из средств формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является музыкальная деятельность.

Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.

Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста (совместное пение, музицирование, музыкальные игры), помогает детям лучше узнать друг друга и себя.

Коммуникативные знания, умения, навыки возможно развивать в процессе совместного пения, музицирования, музыкальных игр.

В наше время произошло снижение духовности современной молодёжи, музыкальное искусство потеряло свою прежнюю силу, трудно стало привлечь дошкольников к восприятию серьёзных классических произведений, так как в семье уже нет традиции слушать произведения композиторов-классиков, да и средства массовой информации не решает подобную задачу.

Большинство детей не являются культурными слушателями высокохудожественной классической музыки, они малоактивны и не способны на собственное суждение о воспринимаемой ими музыке, не всегда могут определить своё отношение к услышанному.

Уровень музыкальной культуры у дошкольников очень низкий – это проблема сегодняшнего дня.

Тема актуальна в наши дни, так как перед современным дошкольным образованием поставлена задача возрождения музыкальной культуры. По утверждению специалистов все дети от природы музыкальны, а дошкольный возраст является периодом для формирования способностей, в том числе и музыкальных.

В настоящее время формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста уделяется мало внимания.

Проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, педагогов и методистов (Л.С. Выготского, М.И.Лисиной, Г.А.Урунтаевой, З.М. Истомина, А.А. Леонтьева, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, Е.А. Фльорина и др.).

Объект исследования – коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – музыкальная деятельность, как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить процесс формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством музыкальной деятельности.

Задачи:

— исследовать психологическую и педагогическую литературу по вопросам коммуникативного развития дошкольника;

— изучить особенности музыкальной деятельности дошкольников в детском саду;

— рассмотреть музыкальную деятельность как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников;

— провести экспериментальное изучение уровня коммуникативного развития детей дошкольного возраста и изучить деятельность музыкального руководителя в данном направлении;

— представить методические рекомендации для родителей по повышению уровня коммуникативного развития у детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания.

Научная новизна исследования заключается в следующих аспектах:

1. Описаны особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста;

2. Выявлен диагностический инструментарий формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

3. Представлены методические рекомендации по повышению уровня коммуникативного развития у детей дошкольного возраста.

Теоретическая и практическая значимость работы:

представленная нами информация, диагностический инструментарий, результаты экспериментальной работы, методические рекомендации по повышению уровня коммуникативного развития у детей дошкольного возраста могут быть использованы педагогами в своей работе и студентами на практике в детском саду.

Методологическую основу исследования составляют:

— положения о деятельностном подходе и его основополагающем принципе связи сознания и деятельности

(А.В. Брушлинский, Б.С. Гершунский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.И.Новикова, В.В. Столин и др.);

— концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода к организации педагогической деятельности

(В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, П.П. Блонский, А.Н. Лурия, М.И. Шилова, И.С. Якиманская и др.).

Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы: теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной литературы.

Работа включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате целенаправленных усилий педагогов и родителей дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости.

Целенаправленное развитие коммуникативных навыков совместными усилиями дает существенное обогащение социально-коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы.

Навыки общения у детей можно и нужно развивать, прививая им основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения.

Поэтому педагоги и родители стоят во главе формирования культуры общения у детей.

Одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных навыков у дошкольников является музыкальная деятельность.

Во второй главе нашей работы мы провели эмпирическое изучение уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Исходя из полученных по двум методикам результатов, мы видим, что дети дошкольного возраста имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей.

Четыре ребенка показали средний уровень развития по одной методике, но по второй методике у одного из них был отмечен высокий уровень. Это может объясняться не полным пониманием задания, или же личностными особенностями ребенка. Три дошкольника показал стабильно средний уровень развития коммуникативных способностей.

В итоге, следует осуществлять мероприятия по коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

В данном процессе должны участвовать все взрослые, которые имеются в жизни ребенка дошкольного возраста – это и родители, и педагоги.

Мы изучили работу музыкального руководителя по формированию коммуникативных навыков у дошкольников, рассмотрели в каких видах деятельности осуществляется работа в данном направлении.

Так же нами была изучена литература по данной теме и выделены методические рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

I.ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТЫВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Коммуникативные навыки старших дошкольников

Коммуникативные навыки – это психологические особенности личности, которые несут в себе способность общаться и эффективно взаимодействовать с людьми [5, c. 78].

У детей дошкольного возраста данные особенности проявляются, как желание вступить в контакт со сверстниками, умение слушать и слышать другого человека, умение сопереживать другому, умение разрешать конфликты путем договора.

Коммуникативные навыки у детей начинают формироваться, а затем и развиваться при общении с членами семьи, затем уже со сверстниками и педагогами дошкольного учреждения.

Умение общаться несет в себе важную роль, так как именно умение находить контакт с другими людьми помогает выстраивать деятельность человека, способствует психическому и личностному развитию.

Коммуникативные навыки принято делить на следующие виды (М.С. Каган) [8, c. 10]:

1. Письменные коммуникативные навыки. Подразумевают умение человека излагать свои мысли в письменном виде, то есть, вести переписку. Устная речь при этом не задействована. Письменный документ должен быть написан правильно, четко, ясно и понятно для другого человека. При этом отмечается отсутствие орфографических и стилистических ошибок.

2. Устные коммуникативные навыки. Подразумевают умение общаться лично с другим человеком, или общение по телефону. Устное взаимодействие предполагает умение человека четко и ясно излагать мысли, а так же расположить собеседника к себе, произвести на него благоприятное впечатление. При этом учитывается умение слушать собеседника.

Устные коммуникативные навыки начинают развиваться у человека с рождения. В этом большую роль играют члены семьи, которые окружают ребенка. Изначально это родители и другие родственники, затем это дети и педагоги в детском саду, позднее одноклассники и другие люди.

Если на первом этапе, в семье, ребенок получает достаточное количество общения и взаимодействия, то проблем при формировании коммуникативных навыков не возникает. Если же наблюдается недостаток общения, то в результате могут появиться проблемы при коммуникативном развитии ребенка.

При этом стоит отметить, что большое значение для коммуникативного развития имеют и врожденные особенности человека. К ним относится темперамент, характер, тип личности, уровень развития речи.

Данные аспекты касаются устного коммуникативного развития, так как письменные навыки появляются у ребенка в школьном возрасте при обучении и воспитании.

Стоит отметить, что письменные коммуникативные навыки так же могут быть нарушены. К таким нарушениям относится дисграфия и дислексия – нарушения в овладении чтением и письмом, в этом случае интеллектуальное развитие находится в норме.

Данные нарушения подлежат исправлению, но при этом человек может испытывать трудности в процессе письменной коммуникации.

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста происходит по определенным стадиям, которые соответствуют возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно [11, c. 90]:

— первая стадия соответствует возрасту 2-4 года. В этот возрастной период основой общения является сверстник, который взаимодействует с ребенком как действиями, так и эмоциями;

— вторая стадия – это 4-6 лет. В этот возрастной период ребенок стремится к ситуативно-деловому сотрудничеству со сверстником. Такое взаимодействие проявляется в игре;

— третья стадия – 6-7 лет. Взаимодействие и общение ребенка становится внеситуативным, дети начинает отступать от ситуации, проявлять свои желания, фантазию, замыслы более активно.

На каждом возрастном этапе большое значение имеет деятельность педагога в данном направлении. Воспитатель должен держать под контролем данные процессы, регулировать их, вносить изменения, подсказывать детям.

Коммуникативные навыки дошкольников к моменту выпуска из детского сада должны включать в себя [3, c. 37]:

— умение с пониманием относиться к окружающим; способность встать на место другого человека;

— негативное отношение к словам, которые могут ранить чувства и эмоции собеседника;

— желание вступать в контакт и вести беседу, как со сверстниками, так и взрослыми людьми.

Непосредственное коммуникативное взаимодействие между воспитателем и ребенком является образцом дальнейшего поведения дошкольника.

Задачей педагога является высказывание положительной оценки действиям ребенка, одобрения, постоянная поддержка. Чем младше дошкольник, тем больше участия взрослого необходимо для полноценного развития коммуникативных навыков у воспитанников.

Коммуникативное развитие ребенка подразумевает воспитание у него умения эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими его людьми.

Для этого ребенок должен:

— иметь желание вступать в контакт с другими;

— уметь слышать другого человека, при необходимости сопереживать ему;

— стремиться разре

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы