Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование исследовательских умений младших школьников по педагогике.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1.
Теоретические основы изучения исследовательских умений младших школьников. 7

1.1. Проблема
исследовательских умений в педагогической литературе. 7

1.2.
Особенности формирования исследовательских умений младших школьников по
педагогике. 13

Глава 2.
Опытно-поисковая работа по формированию исследовательских умений младших
школьников. 22

2.1.
Исследование уровня сформированности исследовательских умений младших
школьников. 22

2.2.
Методические рекомендации по формированию 
исследовательских умений младших школьников на уроках математики. 26

Заключение. 32

Список
использованной литературы.. 34

Приложения  36

  

Введение:

 

Современный
человек все чаще включается в поисковую, творческую деятельность, а это
возможно при наличии исследовательских умений, формирование которых начинается
в начальной школе. В этот период максимально активно развивается интеллектуальная
сфера ребенка, происходит перемена ведущего вида деятельности, увеличиваются
потребности в самовыражении (Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.И.Савенков). В
начальной школе внедряется новый федеральный государственный образовательный
стандарт второго поколения, который предполагает реализацию гуманитарной модели
образования начальной школы, ориентированной не только на формирование
универсальных учебных действий младшего школьника, но и на самообразование, самореализацию,
включение его в активную исследовательскую деятельность, создающую возможность
для успешного самостоятельного усвоения субъективно-нового знания. Все это
выдвигает перед российской системой образования задачу формирования
исследовательских умений как результата освоения образовательной программы
начального общего образования (А.Г. Асмолов, А.В. Леонтович).

Исследовательская
деятельность – это специально организованная познавательная творческая
деятельность учащихся, которая характеризуется целенаправленностью, активностью,
наглядностью, мотивированностью и сознанием, результатом которой является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективных новых для
учащихся знаний или способов деятельности.

Цель
исследовательской деятельности заключается в овладении учениками функциональным
навыком исследования как универсальным способом освоения действительности,
развития способности к исследовательскому типу мышления. Происходит активизация
личностной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе на основе
получения субъектно-новых знаний – самостоятельно добытых знаний, которые
являются новыми и имеют личностное значение для конкретного ученика.

Анализ
психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о то, что
различные аспекты учебно-исследовательской деятельности учащихся интересовали многих
ученых. Процесс формирования исследовательских умений у учащихся рассматривался
учеными в разных контекстах. Теоретический аспект проблемы раскрыто в трудах С.У.
Гончаренко, А.И. Ляшенко, Н.Г. Ничкало и др. Вопросы организации
исследовательской деятельности учащихся исследовали А.С. Обухова, П.И.
Пидкасистый, А.И. Савенков,  И.Ф.
Свадковский, М.И. Скадкина и др.

Однако,
как показывает анализ литературных источников и практической деятельности общеобразовательных
учреждений, проблема организации и осуществления исследовательской деятельности
младших школьников остается еще недостаточно решенной, что и обусловливает
актуальность выбранной темы.

Противоречие:
между
задачами формирования исследовательских умений младших школьников по педагогике
и недостаточно представленными эффективными 
средствами работы в этом направлении.

Проблема
исследования. Каковы эффективные средства работы по формирования
исследовательских умений младших школьников?

Целью курсовой
работы является изучение особенностей организации работы по формированию
исследовательских умений младших школьников.

Объект
исследования – процесс формирования у младших школьников
исследовательских умений.

Предмет
исследования – средства формирования
исследовательских умений у младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод
о том, что формирование исследовательских умений предполагает четкое
определение их видов. Кроме того, учитывая различные авторские подходы,
изложенные в курсовой работе, исследовательские умение учащихся необходимо
рассматривать как совокупность умственных операций и практических действий,
совершаемых учащимися под руководством учителя и которые позволяют,
мотивировано участвовать в учебно-познавательной исследовательской
деятельности.

Формирование исследовательских умений у
учащихся начальных классов обеспечивает познание и освоение различных методов
исследования, возможность использования приобретенных знаний и умений в любых
жизненных ситуациях, способствует дальнейшему самоопределению и саморазвитию личности.
Особенно значимым в контексте формирования исследовательских умений является
формирование навыка видеть противоречия в различных ситуациях учебно-познавательной
деятельности, определять новые и необычные функции объекта, его компоненты, а
также понимать различные проблемные ситуации, предполагать о возможных способах
решения противоречия.

Для выявления уровня сформированности
исследовательских умений учащихся был проведен констатирующий эксперимент. В
нем приняли участие ученики 1-А и 1-Г классов.

Для первичного диагностирования младших школьников
по уровню сформированности исследовательских умений использовался метод
анкетирования (по методике А.И. Савенкова). Как свидетельствуют результаты  констатирующего эксперимента, в классах
наблюдается преобладание адаптивного уровня (57,1% учащихся в 4 – Г классе и
55% — в 4-А), который включает следующие умения – наблюдать, задавать вопросы и
классифицировать.

Таким образом, на основе результатов
констатирующего эксперимента были разработаны методические рекомендации по
формированию исследовательских способностей младших школьников на уроках
математики.

Закладка основных, содержательных линий
математического образования, включающая в себя, в том числе и общие
исследовательские умения, происходит также на начальном этапе обучения. Уже на
начальном этапе изучения математики возможно использование элементов учебных
математических исследований, организованных как задачи исследовательского
характера.

Применение исследовательского подхода в
обучении математики направлено на становление у школьников опыта
самостоятельного поиска новых знаний и использования их в условиях творчества,
на формирование новых познавательных ценностей учащихся и обогащения их
познавательной ценностной ориентации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Исследовательский
подход к обучению был известен еще с древности. Первое и классическое выражение
идеи исследования как познание мира находим у Сократа. Согласно Аристотелю,
любая деятельность является процессом перехода возможностей человека в действительность,
а это осуществимо только в сфере умственной деятельности.

В
центре внимания философов Нового времени находились исследования механизмов мышления
и деятельности, в частности исследовательской (М. Монтень, Ф. Бэкон, Декарт, Т.
Гоббс, Д. Локк).

Если
рассматривать исследования в философском смысле, то это способ познания, который
тесно связан с понятием деятельности, которое глубоко разрабатывалось в немецкой
классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф.Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах).

Определение
категории «исследовательские умения» дано на основе изучения различных подходов
к определению категории «умение» (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Бойко,
М.А. Данилов, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Рыков, П.М.Скворцов, Е.А. Милерян).
Это позволило обнаружить, что общим в подходах авторов является трактовка
умения как способности осуществлять определенную деятельность, основываясь на
знаниях. Обращение к исследованиям Л.И. Айдарова, В.В. Давыдова, А.К.
Дусавицкого, М.В. Корепановой, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина и др., а также
анализ закономерностей психолого-физиологического развития младшего школьника
позволяют сделать вывод о том, что раннее включение обучающегося в процесс
работы над исследованием способствует успешному формированию исследовательских
умений.

Формирующийся
на начальной ступени образования комплекс исследовательских умений (организационно-практические,
поисковые, информационные, рефлексивные) является базой к овладению обучающимся
универсальными учебными действиями. Таким образом, правомерно понимать
исследовательские умения как способность осуществления умственных и практических
действий по самостоятельному поиску решения исследовательской проблемы, выбору
методов и приемов исследования на доступном ребенку уровне с целью получения
субъективно-нового знания, обеспечивающего базу формирования универсальных
учебных действий [16, c.
3].

Рассмотрим
понятие «исследовательские умения» в современной научно-педагогической
литературе. В дидактике общеобразовательной школы этот вопрос рассматривали В.И.
Андреев, В.П. Бударкевич, В.В. Успенский и др. Под учебными исследовательскими
умениями, В.И. Андреев понимает  умение
применять определенные приемы научного метода познания в условиях решения
учебной проблемы в процессе выполнения учебно-исследовательской задачи.

Ученый
считает, что умение включают в себя не только интеллектуальные качества личности,
а также волевые, эмоциональные характеристики и наличие установки на решения
поставленных задач. Также представлено объяснение о том, что навыки
исследователя предусматривают умение делать синтез, проводить выделение признаков,
сравнение, анализ, обобщение и выводы. Этим определением автор отождествляет
понятие исследовательские умения и навыки с понятием умений и приемов
умственной деятельности [14, c.
358].

В.В.
Успенский понимает исследовательские умения как способность выполнять
самостоятельные наблюдения и опыты, которые позволяют решать исследовательские Задание
[21, c.
45].

А.
Йодка считал, что исследовательские умения представляют собой систему интеллектуальных
и практических умений учебного труда, которые необходимы для самостоятельного
выполнения исследования или некоторой его части.

Н.В.
Недодатко под учебно-исследовательскими умениями понимает сложное психическое
образование, синтез интеллектуальных и практических умений, которые применяются
для решения учебно-исследовательских задач и возникающих в результате
управления психическим развитием учащихся.

Заслуживает
внимания подход В.С. Литовченко по определению исследовательских умений.
Исследовательские умения в широком смысле слова, по ее мнению, является совокупностью
систематизированных знаний, умений и навыков личности, взглядов и убеждений,
которые определяют функциональную готовность ученика к творческому поисковому
решению познавательных задач. Понятие «умение» она определяет как способность
ученика эффективно выполнять исследовательскую деятельность, состоящая из действий.

Х.Я.
Мулюков и З.А. Хайретдинова считают, что исследовательские умения – это умение
использовать тот или иной метод исследования для решения определенной проблемы
или исследовательской задачи/

Понятие
«исследовательские умения» рассматриваем как сложное психическое образование
ученика, представляющее собой сочетание комплекса действий (практических,
интеллектуальных, самоорганизации и самоконтроля), усвоенных и закрепленных в
способах деятельности.

Такие
умения являются основой готовности школьников к познавательному поиску и формируются
только в процессе исследовательской деятельности учащихся.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы