Тифлопедагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование игровой деятельности у детей с нарушениями зрения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.. 4
1.1 Нарушение зрения у детей: понятие причины,
классификация. 4
1.2 Сущность и
значение игры как ведущей деятельности ребенка. 8
1.3 Особенности формирования игровой деятельности у детей
с нарушениями зрения  13
Вывод по главе 1. 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.. 19
2.1. Методики
сформированности игровой деятельности у детей с нарушениями зрения в процессе
трудового воспитания. 19
Вывод по главе 2. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

  

Введение:

 

Актуальность
темы. Формирование
игровых действий, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного
развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском
саду, в школе, и для многих видов труда.

Успешность компенсации зрительного дефекта
обусловлена включением в процесс познания сохранных сенсорных функций и
формированием у детей знаний и умений использования остаточного зрения.

У слабовидящих детей, посещающих коррекционные
детские сады, в старшем дошкольном возрасте, наблюдается сенсорная
неподготовленность к учебному процессу, недостаточность представлений об
окружающем мире, отсутствие умений использования сохранных органов чувств. Недостаточность знаний детей с
нарушением зрения о своих сенсорных возможностях, специальных навыков
ориентации в окружающем мире во многом предопределяют трудности
предметно-практических действий и успешности ориентировки в окружающей действительности.

Вопросами сенсорного развития детей с
проблемами зрения занимались педагоги, дефектологи, психологи такие, как: Л.А.
Венгер, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усова, А.В. Запорожец. Психологическим аспектом
слабовидящих детей занимался: А.Г. Литвак. Вопросами пространственной
ориентировки у детей с нарушением зрения занимались В.А. Кручинин, И.С.
Моргулис. Исследования во взаимосвязи осязания и зрения у детей дошкольного
возраста принадлежат Владимиру Петровичу Зинченко, А.Г. Рузской.

Однако
и на сегодняшний день существует необходимость исследования игрового воспитания
детей с нарушениями зрения, как одного из важнейших направлений всестороннего
развития личности ребёнка. Цель
исследования – исследование процесса
формирования игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями зрения.

Объектом исследования является процесс формирования игровой деятельности детей с нарушениями зрения.

Предмет исследования – содержание и методика обучающей
коррекционной деятельности, способствующей формированию
игровой деятельности у детей с
нарушениями зрения.

Для
достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены
следующие задачи:

— проанализировать причины нарушения зрения у
детей: понятие причины, классификация;

— определить сущность и значение игры как
ведущей деятельности ребенка;

— рассмотреть особенности формирования игровой
деятельности у детей с нарушениями зрения;

— подобрать методики, направленные на формирование
игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: аналитический обзор научно-методической,
психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
анализ программ, учебных пособий и методических материалов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Игровая деятельность — это самостоятельная и важная
деятельность слабовидящих детей, которая играет важную роль в их физическом и
умственном развитии, формировании индивидуальности и формировании совместной игры.
В играх дети получают опыт социального поведения, приобщаются к жизни взрослых.
Поэтому для формирования игровой деятельности детей с нарушением зрения
учителям следует сосредоточить внимание на зрительной патологии детей, которая
влияет на возникновение трудностей и проблем, вызванных отсутствием сенсорного
опыта у детей. Поэтому для данной категории дошкольников очень важно
сформировать предметные игровые действия, познакомиться с функциональными
свойствами предметов и обогатить свои представления об окружающей
действительности.

Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст
чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие этих
способностей у каждого ребенка должно постоянно находиться в поле зрения
воспитателя, родителей и осуществляться различными методами и средствами, в том
числе с помощью дидактических средств и игр.

Таким образом, на обучающем этапе опыта использовался целый
комплекс методов и приемов воспитательной и коррекционной работы.

Игрушки стоит подбирать с учетом возможности их
использования. Например, наличие кузова в автомобиле позволяет возить в нем
игрушки. С этой же целью простой по конструкции челнок оказывается лучшим от
игрушечного парохода.

Ребенку нужно дать возможность отпускать челнок в тазике или
в ванной, показать, что в нем, как и в автомобиле, можно перевозить мелкие
игрушки.

Слепые дети в своей жизненной практике имеют гораздо меньшие
возможности познакомиться с водным транспортом, поэтому им труднее предоставить
о нем даже самое общее представление.

Взрослому не следует заниматься все время вместе с ребенком,
малыш должен учиться играть самостоятельно. Для этого надо дать ему игрушку и
постараться заинтересовать его ею. Можно положить рядом с ним еще одну-две
игрушки, но не более. Время от времени надо проверять, занят ли он игрушками,
другими предметами или безразлично сидит. В последнем случае необходимо
постараться привлечь его в игру с другой игрушкой.

Педагогический анализ существующего ассортимента игрушек
показывает, что для слепых детей можно подобрать игрушки, значительно
удовлетворяют требования, предъявляемые к ним, учитывая то, какими свойствами
должна обладать та или иная игрушка.

Одним из условий игрового развития дошкольников с нарушением
зрения является единство воспитательных воздействий со стороны всех участников
образовательного процесса. В этом отношении особую роль играют родители.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Нарушение зрения у детей: понятие
причины, классификация

Одна из самых важных функций
в организме – зрение. Зрение является ценным даром, благодаря которому человек
воспринимает до 90 % информации об окружающем мире. В то же время, зрение очень
нестабильное. Практически у всех с возрастом зрение ухудшается. В данном случае
причина очевидна. Однако у детей, даже маленьких, тоже встречаются такие
проблемы как различные заболевания глаз с нарушением зрения.

Нарушения зрение – это
неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту
видения[1].

Врачи выделяют врожденные
причины, которые провоцируют проблемы с остротой зрения, и негативные
предрасполагающие факторы.

Врожденные причины нарушения
зрения[2]:

1. Наследственная
предрасположенность. Вероятность того, что у ребенка будет близорукость,
дальнозоркость или астигматизм, возрастает, если один или оба его родителя
страдают от одного из этих офтальмологических недугов. Также для развития
близорукости присуща кривизна роговицы, удлинение глазного яблока или сочетание
этих факторов; для дальнозоркости – кривизна роговицы, патологически маленький
размер глазного яблока или сочетание причин.

2. Недоношенность. Согласно
медицинской статистике, примерно у трети детей, родившихся раньше положенного
срока, с годами зрение ухудшается.

3. Врожденные патологии и
дефекты глаз. Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия и многие другие могут
сопровождаться дефектами зрения.

К приобретенным причинам относятся[3]:

1. Большие и постоянные
нагрузки на зрительный аппарат. Детям приходится постоянно читать. Они учатся в
школе, делают домашние задания, а потому большую часть времени проводят за
книгами и тетрадями. Длительное напряжение, вызываемое фокусировкой на
предметах, расположенных близко от глаз, приводит к повышению внутриглазного
давления. Оно способствует изменению формы хрусталика, что ведет к проблемам со
зрением. Также нагрузку на глаза увеличивают компьютеры и различные гаджеты.

2. Плохое освещение. Данная
причина связана с предыдущей. Необходимо, чтобы освещение, при котором ребенок
занимается, было не слишком ярким и не чересчур тусклым. Страницы тетради,
книги, монитор не должны создавать бликов от падающего на них света.

3. Заболевания позвоночника и
неправильная осанка. При постоянной сутулости кровообращение во всех органах, в
том числе в головном мозге, ухудшается. В результате этого нарушается
проводимость нервных волокон, отвечающих за передачу сигналов от органов зрения
к мозгу.

4. Низкая физическая
активность. Компьютеры и смартфоны вытесняют игры во дворе, спорт и прочие
занятия, связанные с физической активностью, в процессе которой органы
насыщаются кислородом. Недостаток кислорода является одной из главных причин
снижения зрения. При генетической предрасположенности к глазным болезням спорт
становится хорошим барьером для возникновения дефектов зрения.

5. Недостаток витаминов. В
числе витаминов и минералов, играющих существенную роль в функционировании
зрения: фолиевая кислота, железо, цинк, витамины А, В, D. Также нужно составить
рацион правильного питания дома.

6. Отсутствие профилактики.
Все вышеперечисленные факторы можно нивелировать за счет профилактических мер,
которыми многие родители пренебрегают из-за нехватки времени и иных причин. [1] Офтальмология: учебник / под ред. Е.И. Сидоренко. –
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. С. 265. [2] Щербакова А.В. Причины и признаки нарушений зрения //
Молодой ученый. 2017. №41. С. 176. [3] Щербакова А.В. Причины и признаки нарушений зрения //
Молодой ученый. 2017. №41. С. 176.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы