Курсовая с практикой на тему Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории (на примере истории России второй половины XVIII в)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Современное
школьное образование как источник формирования культурно-нравственных ценностей
у обучающихся. 7
1.1. Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории 7
1.2. Сравнительный анализ двух линеек учебников истории для 7 класса. 12
Глава 2. Музейное
образование как особый вид педагогической практики. 18
2.1 Психолого-педагогические ресурсы музейной педагогики — здесь должен
быть замысел урока, пару страниц почему выбран этот музей и т.д. (урок в
формате виртуальной экскурсии) 18
2.2 Сценарий внеклассного мероприятия «Виртуальная экскурсия в музей» для 7
класса. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
Введение:
Историческое образование как универсальное в своей синтетичности и
неисчерпаемости средство усвоения новым поколениям социального и культурного
опыта, формирование основных гуманистических ценностей: права человека,
демократия, равноправие и диалог культур, толерантность, патриотизм –
концентрирует в себе мировоззренческие и ценностные установки, основные
педагогические идеи, которые общество пытается утвердить в системе образования.
Выводы ведущих педагогов, историков и культурологов совпадают в том, что
история выгодно отличается от других дисциплин в том, что осуществляет
культивирование общественных ценностей путем глубокого и полного привлечения
подростков и молодежи через наследие национальной культуры к мировому
культурному опыту, поскольку весь гуманистический смысл культурного наследия
может быть раскрыт и понят лишь в историческом контексте.
Особенности изучения истории, а так же связанный с ней культурный контектс
исследовали А.А. Вагин[1],
Е.Е. Вяземский[2], С.А.
Ежова[3],
П.К. Гречко[4], Д.И.
Полторак[5],
М.Т. Студенкин[6], В.В.
Шоган[7]
и др.
Например, А.А. Вагин в курсе методики предлагал активно включать не только
материал по культуре, но и при этом привлекать различные активные методооы для
ее усвоения. Е. Е. Вяземский перечисляет конкретные объекты культурного насления,
которые могут быть изучены на уроках истории.
Д.И. Полторак заложила суть изучения повседневности российского
купечества XIX века на уроках истории.
В своих исследованиях они утверждают, что особенность национальной
культуры – это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость;
свой оригинальный путь к общечеловеческим ценностям. Национальная культура
объединяет национальную жизнь в одно целое и обеспечивает дальнейший
национально-культурный прогресс. Ее своеобразие проявляется в духовной сфере,
прежде всего, в языке, литературе, музыке, живописи, философии, традициях,
религии. Национальная культура развивалась не изолированно от культур других
народов, а находилась в контексте мирового культурного процесса. Наши
предшественники веками создавали собственную самобытную культуру, наследуя
культурные ценности своих предков, перенимая и творчески осмысливая достижения
других народов. Тем самым они развивали не только национальную культуру, но и
внесли весомый вклад в сокровищницу мировой.
Современная методика обучения истории в школах отличается тем, что в
новейших педагогических исследованиях используют различные подходы к
перестройке системы школьного исторического образования. Среди этих подходов
важное место занимает и культурологический подход, который позволяет
рассматривать образование как одну из основных составляющих культуры и
цивилизации.
На наш взгляд, содержание образования должно носить культуроутворюючий
характер и быть направлено на приобщение ученика к культуре. Более того, школьника
следует рассматривать в качестве субъекта культуры, который является не только
ее потребителем, но и носителем, творцом культурных ценностей.
Уроки культурологического содержания – это уроки, на которых изучаются
темы отечественной и мировой культуры в курсе школьной истории, в основу
которых положен культурно-исторический подход. Культурологический смысл в курсе
истории в 7-х классах мы определяем как систему сведений о
культурно-художественных достояниях народа, закономерности развития историко-культурного
процесса в ХVIII веке, совокупность способов учебно-познавательной деятельности
и ценностных ориентаций, овладение которыми обеспечивает формирование
компетентностей и всестороннее развитие учащихся.
Поэтому в школьном курсе истории России культурологический смысл можно
рассматривать в двух аспектах:
1) общем: понятие культура включает такие составляющие, как:
политическую, юридическую, экономическую, военную, культуру повседневности,
экологическую, валеологическую и др. В таком аспекте культурологический смысл
присутствует в каждом разделе и теме учебного курса истории России в 7-х
классах;
2) локальном: собственно культурологические темы на уроках истории.
Предметом уроков культурологического содержания является изучение общих
закономерностей историко-культурного процесса, а также выявления и исследования
закономерностей развития культуры определенного периода и особенностей ее
существования в этих исторических условиях: литература, архитектура,
скульптура, образование, живопись и т.д.
Таким образом, в данной работе предложен подход изучения вопросов
культуры в школьном курсе истории (на примере истории России второй половины
XVIII в).
Объект исследования – историко-культурная направленность уроков истории в
7-х классах.
Предмет исследования – процесс отражения вопросов культуры в школьном
курсе истории 7-х классов.
Цель исследования – проанализировать методические особенности отражения
вопросов культуры в школьном курсе истории 7-х классов.
Задачи исследования:
1. изучить основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе
истории,
2. провести анализ двух линеек учебников истории для 7 класса,
3 обосновать музейное образование как особый вид педагогической практики.
Основными методами для написания данной работы выступили: теоретические:
анализ и обобщение научной литературы по теме исследования, практические:
обобщение и систематизация практического материала, разработка виртуального
урока-экскурсии.
Практическая значимость данного исследования обусловлена тем, что основные
выводы, рекомендации могут быть использованы учителями пр изучении России
второй половины XVIII в 7-х классах.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы. [1] Вагин А.А. Методика преподавания
истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. — М.: Просвещение,
2014. — 431 с. [2] Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории
/ Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова. М.: Владос, 2013. — 382с. [3] Ежова С.А. Методика преподавания
истории в средней школе. — М.: Просвещение, 2016. — 270 с. [4] Гречко П. К. Концептуальные модели истории. Пособие
для студентов. Пособие для студентов / Ин-т Открытое о-во . — М.: Логос, 2015.
— 141 с. [5] Полторак Д.И., Аппарович Н.И., Думин
С.В. Методика использования средств обучения в преподавании истории / Под ред.
Д.И. Полторака. — М.: Просвещение, 2017. — 205 с. [6] Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания
истории в школе. М.: Владос, 2017. — 80 с. [7] Шоган В.В. Методика преподавания
истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического
образования: учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 475 с.
Заключение:
Таким образом, уроки культуры должны показывать историю отечественной
культуры как следствие этнического и национального многообразия, что является
ресурсом национальной консолидации, и поэтому обеспечивают осознание общества и
культуры как многокультурных и важности и преимущества культурного разнообразия
для национальной истории.
Исходя из вышеуказанного, мы определили задачи уроков культуры в курсе
истории 7-х классов:
– характеризовать культурные достижения, распознавать известные
памятники архитектуры, изобразительного и прикладного искусства ХVIII в.,
кратко описывать их.
– сравнивать идеи и ценности, характерные для тогдашней культуры, с
современными государственническими идеями и культурными ценностями народов,
оценивать вклад отдельных деятелей в отечественную и мировую культуру;
– предоставлять ученику опыт освоения картины мира, расширяющейся до
культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Уроки истории, на которых изучаются история развития культуры дают
возможность учителю работать творчески, широко использовать различные формы,
методы работы, нетрадиционные формы или элементы урока в зависимости от
содержания материала, уровня знаний и умений учащихся, а также знаний, которые
получили на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, поскольку
успешное изучение тем по культуре не возможно без использования межпредметных
связей. Реализация культурологического компонента образования должна
способствовать тому, чтобы все участники процесса были гражданами, патриотами
своей страны, уважали национальные и общечеловеческие ценности, были людьми
мыслящими, воспринимали прошлое и настоящее, нравственный опыт предыдущих
поколений с учетом толерантности и разумной критичности; освоили три круга
ценностей: этнокультурный, общенациональный, общечеловеческий (планетарный);
имели научное отношение к нравственной, правовой, экономической, политической и
экологической культуры; были интегрированы в современное общество и нацеленную
на совершенствование его; умели ориентироваться в потоке разнообразной информации
и типичных жизненных ситуациях, применять знания, аналитически оценивать
ситуацию и полученную информацию; аргументировать личные взгляды, делать
осмысленный самостоятельный выбор; быть способным к культурному созиданию, к
творческому диалогу с природой и социумом.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Современное школьное образование как источник формирования культурно-нравственных
ценностей у обучающихся. 1.1.
Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории Во время обучения культурологических тем на уроках истории важно
характеризовать феномен культуры, историю его развития, место в системе мировой
культуры, оценивать достижения культуры на основе знания исторического
контекста, быть способным к диалогу культур, уметь выражать и обосновывать
собственную позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к
историческому прошлому.
Базовым для нас является понятие компетентности, содержание которого
зафиксировано в ФГОС; компетентность – приобретенная в процессе обучения
интегрированная способность ученика, состоящая из знаний, умений, опыта,
ценностей, отношения, которые могут целостно реализовываться на практике.
Для определения сущности этнокультурной компетентности весомой является
тезис, который обобщает взгляды ученых: компетентная личность, которая не
только овладела комплексом необходимых компетенций в качестве определенного
опыта, но и способен успешно действовать, ориентируясь в сложных ситуациях и
отвечая на вызовы. При этом важно, что компетентность включает личностное
отношение человека и к самой компетенции и предмету деятельности[1].
Таким образом, компетентностный подход в образовании неотъемлем от
личностно ориентированного и деятельностного, которые вместе предстают как
взаимодополняющие, а компетентность — составляющей личностной характеристики
человека — субъекта деятельности, содержащая ценностные смыслы личности,
превращаются в побуждения его деятельности для овладения определенным
социальным опытом. [1] Захарова Е.Н. Методические
рекомендации к изучению истории: Практическое пособие для учителя. — М.:
ВЛАДОС, 2013. –С. 64