Курсовая с практикой на тему Формирование и обогащение (или развитие ) словарного запаса у детей с алалией в условиях дошкольного учреждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические основы формирования
словарного запаса у детей дошкольного возраста с алалией. 6
1.1. Алалия как системное нарушение
речевой деятельности. 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая
характеристика детей дошкольного возраста с алалией. 8
1.3. Особенности развития словарного
запаса у дошкольников с алалией. 11
2. Изучение пассивного и активного
словарного запаса у дошкольников с алалией 18
2.1. Методика изучения словарного
запаса у детей дошкольного возраста с алалией 18
2.2. Коррекционная работа по развитию
словарного запаса у детей с алалией в условиях дошкольного учреждения. 21
Заключение. 31
Список литературы.. 33
Введение:
Овладение
родным языком является важнейшим приобретением ребенка в дошкольном возрасте.
Речь не дается человеку от рождения, чтобы ребенок начал говорить необходимо
время. Речевое развитие на этапе дошкольного образования является важной
структурной единицей, представляющей направления развития и образования детей [29].
В процессе речевого развития формируются высшие психические формы
познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Именно
нарушения развития речи у детей являются одними из самых распространенных среди
нарушений.
К наиболее
сложным речевым нарушениям относится алалия. Она выделяется в разряде
органических речевых нарушений центрального характера. В настоящее время под
термином «алалия» (греч. а – отрицание, lalio – говорю, речь) понимают тяжелое
расстройство речи, возникающее вследствие органического поражения речевых зон
коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития
ребенка [9, 25]. Иначе говоря, при алалии речь либо
полностью отсутствует, либо отмечается отчетливо выраженная дефицитарность речи
(продуцирования речи или ее восприятия), при сохранном интеллекте и слухе.
Проблема
детей, страдающих алалией, является объектом изучения учёных уже не одно
десятилетие. Алалию как
самостоятельный вид нарушения выделил в 1875 г. доктор Ф. Кларус, назвав ее
«врожденной афазией». Так же упоминание об алалии имеется у основателя
логопедии как науки А. Куссмауля (1877 г.). Изучением
механизмов и симптоматики алалии занимались такие выдающиеся ученые как Г.
Гуцман, А. Либман, М. Б. Богданов – Березовский, Э. Фрешельс, а позднее В. К.
Воробьева, В. А. Калягин, В. А. Ковшиков, А. Н. Корнев, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Г. В. Мациевская, Л. В. Мелехова, Н. Н.
Трауготт, В. К. Орфинская, Е. Ф. Соботович, М. Е. Хватцев, С.Н. Шаховская и др.
[8].
Среди
исследователей алалии было больше спорных вопросов и расхождений, чем
общепринятых положений. На современном этапе развития логопедии во взглядах на
алалию больше придерживаются общих точек зрения, чем разногласий. Общее
проявляется в основных, принципиальных установках на понимание дефекта, его
механизма и путей преодоления.
В результате
исследований было выявлено, что вызывающие алалию
причины разнообразны. Большинство специалистов
указывают на воспалительные или травматические поражения головного мозга, на
алиментарно-трофические обменные нарушения как во внутриутробном или
природовом, так и в раннем периоде
жизни ребенка (М. В. Белоусова, З. Е. Агранович, Е. Е. Иванова, М. А. Уткузова
и др.). У детей с алалией, помимо нарушений всех компонентов речи,
отмечаются недостатки интеллектуальных навыков, нарушение процессов внимания и
восприятия. Поэтому для таких детей необходимо создать условия, соответствующие
актуальному уровню развития [9, 16].
Овладение словарным запасом составляет основу речевого
развития детей, т. к. слово является важнейшей единицей языка. В словаре
отражается содержание речи. Слова обозначают явления и предметы, их признаки,
качества, свойства и действия с ними. Освоение значений слов и их уместное
употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой
происходит общение, является главным в развитии детского словаря.
В процессе знакомства с окружающим миром, во всех видах
деятельности, общения, повседневной жизни происходит обогащение словарного
запаса. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, т. к. основы
развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов
закладываются именно на этом этапе [32].
Для большинства детей с алалией характерна бедность
словарного запаса. В некоторых случаях отмечается своеобразие лексики,
проявляющееся в несформированности обобщающих понятий и родовидовых
соотношений, в неточности употребления слов, либо полное отсутствие словарного
запаса.
У детей особенности словарного запаса отражают
ограниченность представлений об окружающем мире, своеобразие познавательной
деятельности, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей
действительности. Это свидетельствует о необходимости проведения коррекционной
работы с детьми с алалией [15, 17].
Объект
исследования – процесс формирования и развития словарного
запаса у детей с алалией.
Предмет
исследования – особенности формирования и развития
словарного запаса у детей с алалией в условиях дошкольного учреждения.
Цель исследования – изучение формирования
и развития словарного запаса у детей с алалией в условиях дошкольного
учреждения.
Задачи исследования:
· изучить теоретические основы формирования
словарного запаса у детей дошкольного возраста с алалией;
· ознакомиться с методикой изучения
словарного запаса у детей дошкольного возраста с алалией;
· проанализировать коррекционную работу по
развитию словарного запаса у детей с алалией в условиях дошкольного учреждения.
Методы
исследования:
· изучение и анализ специальной,
методической и справочной литературы;
· анализ и синтез полученной информации.
Структурно курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Алалия – одна из тяжёлых
и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не
овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже по
времени поступления в школу. Алалия имеет различную этиологию и патогенез. Дети
с алалией в своем клинико-психологическом статусе имеют различные отклонения в
психофизиологическом плане и психическом плане: расстройства восприятия,
памяти, мышления, коммуникации. Это обусловливает те сложности, которые могут
возникать в процессе коррекции данного расстройства и определяет индивидуальный
психолого-педагогический подход к данному процессу.
Проблема диагностики и
организации коррекционно-воспитательной работы при алалии – одна из наиболее важных
и основополагающих научно-педагогических проблем, системы дошкольных и школьных
общеобразовательных учреждений в настоящее время.
В настоящее время в
логопедической практике коррекционная работа с детьми-алаликами ориентирована в
основном на достижение результатов путем многократной отработки одного и того
же материала. Логопедическая работа проводится с учетом системы языка, но без
учета всех анализаторов, на которые необходимо опираться при построении
коррекционного занятия, а также не в полной мере учитывается необходимость
включения мотивационно-побудительного и сенсомоторного уровней высказывания,
что в значительной мере снижает эффективность логопедической работы со всеми
группами детей с алалией.
Педагогу, дефектологу и
логопеду необходимы разносторонние и глубокие знания об этой форме патологии речевой
деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать характер
патологии и находить оптимальные пути её преодоления. Эта проблема решается в
основном по пути создания тестов, диагностических методик, различных систем
коррекционно-логопедического воздействия как при моторной, так и при сенсорной
алалии, с помощью организации специализированных детских садов и школ, целью
которых является раннее обучение и воспитание детей с данной патологией речи.
Комплексная системная
работа при алалии, в том числе по обогащению словарного запаса, направлена на
создание механизмов речевой деятельности, формирование речи как средства
коммуникаций и развития психической деятельности в целом. Дальнейшее
углубленное изучение алалии позволит уточнить вопросы этиопатогенеза,
дифференциональной диагностики, структуры дефекта при алалии, как следствие
этого, обеспечит оптимизацию коррекционно-логопедического воздействия.
Компенсация речевого
недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему
обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя
теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского
сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию
восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов,
доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.
При работе с
детьми-алаликами воспитателям дошкольных организаций необходимо учитывать не
только специфику речевого недоразвития, но и особенности личности ребенка, его
интересы, возможности, способности. Важно установление близкого контакт с
ребенком, завоевание его доверия, проявления чуткого, теплого отношения.
При условии успешной
совместной организации педагогической работы и сотрудничества всех участников
образовательных отношений речь ребенка постепенно будет совершенствоваться,
сенсорные и двигательные возможности расширяться, а также формироваться
практические речевые умения и навыки.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы
формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста с алалией 1.1. Алалия как системное нарушение речевой деятельности Алалия – грубое
недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями
корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в
первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых
реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы (нарушение речи,
проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений),
нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.
При алалии недоразвитие
речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов
– фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии
(расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично
или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или
понимать обращенную речь) при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей
речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением
экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том
случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во
внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка
[2].
Возникновению речевых
нарушений на различных жизненных этапах способствуют разные факторы. Так, в
антенатальном периоде:
· заболевания матери, имеющие хроническую
природу (гипертензии, сердечная и легочная недостаточности и пр.);
· внутриутробные инфекции и воспаления;
· обменные нарушения при внутриутробном
развитии;
· угрозы выкидыша;
· токсикоз;
· гипоксия плода;
· травматизация плода вследствие падений или
ушибов матери.
В перинатальном периоде:
· асфиксия, гипоксия новорожденного,
внутричерепная родовая травма;
· сложные или патологические роды;
· использование акушерских приборов.
В первые годы жизни:
· частые или продолжительные соматические
заболевания;
· заболевания, вызывающие истощение нервной
системы;
· воспалительные процессы головного мозга;
· травмы головного мозга.
Помимо биологических
факторов состояние усугубляют неблагоприятные социальные условия развития
ребенка: отсутствие вербального контакта или его редкость, педагогическая
запущенность. Как правило, при алалии присутствует не одна причина,
провоцирующая нарастание дефекта, а целый комплекс, который приводит к мозговой
дисфункции [2, 8].
Алалия диагностируется
примерно у 1 % дошкольников и 0,6–0,2 % детей школьного возраста; при этом в 2
раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является
клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение
ОНР (общее недоразвитие речи).
Наблюдаются различные
степени тяжести алалии: от сравнительно легких нарушений, при которых речь хотя
медленно искажается, но самостоятельно развивается с 3–4 лет, до тяжелых, когда
ребенок не пользуется речью и в 10–12 лет. Позднее, при систематической помощи,
он овладевает неполноценной и бедной речью.
Неправильный речевой
образец также может быть причиной речевого недоразвития (например, подражание
неправильному произношению). Часто это сочетается с другими причинами алалии.