Экспортный потенциал Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Экспортный потенциал РФ в инновационных сегментах мирового рынка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного потенциала 5
1.1. Сущность инновационного потенциала 5
1.2. Критерии оценки инновационного потенциала 8
1.3. Зарубежный опыт развития инновационного потенциала 9
Глава 2. Инновации в области удобрений 12
2.2. Динамика инновационного потенциала, экспорта и импорта удобрений России 12
2.2. Анализ компании Фосагро 15
2.3. Анализ конкурентов ФосАгро 20
Глава 3. Перспективы развития инновационного потенциала экономики России 22
3.1. Проблемы и противоречия инновационного развития России 22
3.2. Моделирование инновационного развития экономики России 24
3.3. Разработка рекомендаций по управлению уровнем развития инновационного потенциала экономики России 29
Заключение 33
Список использованных источников 35

  

Введение:

 

Актуальность темы. Инновационная политика – является важной составляющей стратегического развития региона в будущем. Она зависит от различных факторов: состояния ресурсов, инновационного потенциала, научной деятельности, экономического, финансового состояния региона.
Благодаря тому, что используются различные инструменты, помогающие осуществить ее эффективным образом, реализуется инновационная политика. Они заключаются в том, чтобы создать научные организации и предприятия, изменит налоговые ставки для инновационного бизнеса, подготовить профессиональные кадры, создать бизнес-инкубатор.
Оценку эффекта реализуемой инновационной политики проводится на основе того, что анализируются качественные и количественные индексы, показывающие степень конкурентоспособности регионов. По этой причине с помощью грамотной организации инновационной политики регионов способствует тому, что динамично развивается инновационная деятельность регионов как приоритетных направлений социально-экономической динамики.
Состояние современной экономики показывает, что в настоящее время требуются системные трансформации, которые должны происходить с беспрецедентной скоростью и в больших масштабах. На сегодняшний день большое внимание завоевывают прорывные технологические инновации, которые могут быть применены во многих сферах деятельности человека и влияют не только на деятельность отдельного предприятия, но и на экономики отдельных стран.
Современный этап развития мирового хозяйства отдельные исследователи называют «эпохой инноваций». Исследования показывают, что экономико-социальный прогресс обеспечивается за счет инновационного процесса – процесса производства новых знаний и практик. Благодаря новым технологиям происходят глубокие структурные изменения в хозяйственных секторах, формируются новые отрасли, создаются новые рабочие места. Глобализация и интеграция мировой экономики еще более обострили конкурентную борьбу на рынке высокотехнологичной продукции. В этих условиях инновационные инструменты остаются практически единственно возможным источником наращивания конкурентоспособности национальных экономик. Инновационный путь развития экономики России признан основным направлением, способствующим восстановлению объемов производства, международной конкурентоспособности, уровня жизни населения, повышению эффективности национальной экономики, улучшению экологического состояния природной среды.
Целью работы является изучение инновационного потенциала в России.
Задачи:
— изучить теоретические аспекты инновационного потенциала;
— исследовать методику инновационного потенциала экономики России;
— изучить перспективы развития инновационного потенциала в России.
Предметом работы являются процессы инновационного потенциала в России.
Объектом работы является инновационный потенциал России.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время условия для развития инновационной деятельности в нашей стране сложились недостаточно благоприятные. Но осознание важности развития инноваций на уровне государства можно оценить, как положительный сдвиг в процессе формирования инновационно-ориентированного типа экономики в России.
В целом рост и модернизация российской экономики и разрешение внутренних задач, как правило, зависят от благоприятных внешних условий. Кризисные явления в последние годы, особенно введение экономических санкций, выявили бесперспективность сырьевой модели экономики, продемонстрировали необходимость перехода страны на инновационный путь развития.
Была принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации, определившая приоритеты и цели в сфере инновационной политики государства, она стала ответом на угрозы и вызовы, стоящие перед РФ. Ключевую роль в осуществлении данной Стратегии отводят участию Российской Федерации в международной инновационной системе, включая образование исследовательских центров и высокотехнологичных производств в РФ, поддержку российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках.
Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы сохранить и увеличить научно-технический потенциал, а основным средством по достижению данной цели должна являться деятельность в области инноваций. На государственном уровне могут также разрешаться различные проблемы, связанные с инновационной деятельностью: в первую очередь – необходимо вернуть востребованность отраслевой и академической науке, предотвратить дальнейший отъезд высококвалифицированных специалистов за рубеж («утечка мозгов»), обеспечивать занятость ученых и изобретателей, проводить инвентаризацию интеллектуальной собственности, создавать и активно распространять данные информационных массивов, используя телекоммуникационные сети.
При этом активная инновационная политика должна быть основана на выборе наиболее перспективных проектов и инноваций, которые в будущем сформируют предпосылки для технологического прорыва. Исходя из этого, существенно выросла роль деятельности по долгосрочному прогнозированию и оценке приоритетов в научно-технической политике. Финансирование научных разработок в целях обороны и безопасности страны, фундаментальной науки, проектов общегосударственного значения должно реализовываться за счет государства.
Таким образом, следует заключить, что на современном этапе роль инноваций в социально-экономическом развитии страны существенно увеличилась. Наличие инновационного потенциала и возможности эффективно его реализовывать выступают ключевыми компонентами в обеспечении устойчивого экономического роста государства, значительно воздействующими на конкурентоспособность страны как в сфере наукоемких технологий, так и по основным макроэкономическим показателям.
В России на сегодняшний день сложились все предпосылки для формирования инновационного потенциала. Однако для обеспечения инновационного экономического развития страны нужно создавать благоприятные условия, которые бы способствовали коммерциализации инновационной деятельности. В противном случае все расходы, которые в настоящее время носят, главным образом, государственный характер, не будут иметь требуемой экономической результативности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты инновационного потенциала

1.1. Сущность инновационного потенциала

Получение новых знаний и технологий и их результативное использование в социально – экономическом развитии в решающей мере определяют роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечения национальной безопасности.
Сущность состоит в том, чтобы применять знания, новую информацию для того, чтобы улучшить и совершенствовать процессы, методы, объекты деятельности человека .
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития в том, чтобы обеспечить благосостояние населения, закрепить геополитическую роль страны как одного из глобальных лидеров, которые определяют мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом для того, чтобы достигать такие цели будет переход экономики на инновационную социально – ориентированную модель развития. Формирование национальной инновационной системы (НИС) представляет собой начальную стадию построения инновационной экономики. 
Сохранение складывающихся структурных диспропорций в экономике и экспорте будет обрекать Россию на будущее технологическое отставание и превращение в сырьевого донора, что приведет к слишком большой зависимости важных систем жизнеобеспечения страны от внешних факторов, таких как, ценовые капризы сырьевого рынка, это создаст угрозы безопасности экономики страны .
Инновационное развитие предполагает активизацию инновационной деятельности, развитие технологий и формирование уникальных новшеств, а также их коммерциализацию и распространение. На микроуровне его основой выступает наращивание инновационного потенциала субъекта хозяйствования и активизация протекающих на его базе инновационных процессов, исследований и разработок. 
Сегодня, благодаря развитию научных методов познания и исследования, а также информатизации науки, стало возможным моделирование инновационного развития. В его основе лежат инструментальные средства таких отраслей наук, как: математический анализ; линейное и динамическое программирование; теория массового обслуживания; теория вероятностей; теория игр; параметрическое программирование; стохастическое программирование и пр. 
На практике имитационное моделирование чаще всего используется для высокотехнологичных предприятий. Сегодня при моделировании инновационного развития чаще всего принято обращаться к моделям линейного и нелинейного характера.
Модель «инновационной среды» предполагает соединение и интеграцию крупного частного капитала, науки, современно оснащенных многопрофильных предприятий и большого числа высококвалифицированных сотрудников. Посредством объединения этих факторов обеспечивается формирование процесса технологического развития. Отличительной особенностью модели данного типа считается высокая степень децентрализации и концентрация факторов на небольшой территории. В качестве примера можно привести Силиконовую Долину, расположенную в штате Калифорния, США. 
Характерной особенностью транснациональной модели выступает инициация инноваций и их доведение до технологической и производственной реализации крупными транснациональными компаниями, которые располагают необходимым для этого капиталом и имеют комплекс современно оснащенных предприятий с квалифицированным персоналом. Зачастую подобные компании имеют собственные научно-исследовательские центры и лаборатории. Они же финансируют подобные разработки на базе университетских платформ. Генерируя в себе все необходимые элементы «инновационной среды», ТНК замедляют сеть децентрализованных взаимосвязей системы. 

 

 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность инновационного потенциала 6
1.1.Сущность инновационного потенциала 6
1.2.Критерии оценки инновационного потенциала 8
1.3.Зарубежный опыт развития инновационного потенциала 13
Глава 2. Методика оценки инновационного потенциала экономики России 15
2.1.Методы и показатели оценки инновационного потенциала в России 15
2.2.Динамика инновационного потенциала в России 18
2.3.Комплексная оценка инновационного потенциала в России 22
Глава 3. Перспективы развития инновационного потенциала экономики России 28
3.1.Проблемы и противоречия инновационного потенциала экономики России 28
3.2.Модделирование инновационного развития экономики России 31
3.3.Разработка рекомендаций по управлению уровнем развития инновационного потенциала экономики России 35
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложения 46

   

Введение:

 

Актуальность темы. В настоящее время мировая экономика находится в состоянии перехода на шестой технологический уклад, сопровождающийся промышленной революцией 4.0. В этих условиях особого внимания требует обеспечение опережающего инновационного развития, в первую очередь обрабатывающих отраслей. Развитие сложного машиностроения и обрабатывающей промышленности формирует собственную производственную базу для создания различных видов продукции в стране, способствует повышению производительности труда в других отраслях за счет применения высокопроизводительного оборудования, и, тем самым, оказывает синергетический эффект на экономику в целом.
В России преобладает индустриальная составляющая инновационного потенциала (более 50% технологий относится к четвертому технологическому укладу), связанного с высокой долей обрабатывающей промышленности (39%) и низким уровнем высокотехнологичной продукции (5%) в ВВП, что отражается на перспективах инновационного развития страны.
Государственная политика стимулирования инновационной деятельности направлена на структурную перестройку экономики, непрерывное обновление технической базы производства, создание и выпуск высококонкурентоспособной продукции через создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов, расширения связи между субъектами триады «наука – производство –общество», стимулирования внутреннего спроса на инновационные продукты и технологии.
Низкий уровень инновационной активности российских предприятий, отсутствие реально прорывных инноваций, неэффективный спрос бизнеса на инновационные продукты и технологии тормозят инновационное развитие России. В этих условиях важно определить приоритетные направления государственной инновационной политики и оценить эффективность применяемых финансово-экономических механизмов государственного стимулирования инновационной деятельности для обеспечения устойчивого развития страны. Поэтому тема исследования ВКР весьма актуальна.
Целью работы является выявление факторов инновационного развития экономики России на примере промышленности.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
— изучить теоретические основы инноваций;
— определить факторы, воздействующие на инновационное развитие;
— охарактеризовать сущность, цели и инструменты инновационной политики государства;
— проанализировать уровень инновационного развития экономики России;
— проанализировать инновационное развитие отраслей промышленности России;
— выявить проблемы инновационного развития российской промышленности;
— охарактеризовать стратегию инновационного развития промышленности России;
— сформулировать направления совершенствования механизмов управления инновационным развитием;
— определить экономическую эффективность применения предложенных направлений совершенствования инновационного развития РФ.
Объектом исследования выступает инновационное развитие экономики России в современных условиях. Предметом – совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе инновационного развития экономики и модернизации российской промышленности на современном этапе развития.
Методологической основой работы является системный подход к изучению особенностей системы государственного управления инновационным развитием экономики. В работе использовался широкий инструментарий общих методов научного исследования (наблюдение, сравнение анализ и синтез) и специальных методов (структурный и статистический анализ, методы количественного и качественного сравнения).
Теоретическая база исследования состоит из трудов отечественных и зарубежных авторов, занимающихся изучением организации и развития инновационной деятельности. Среди зарубежных авторов, заложивших теоретические основы инноваций и функционирования инновационной сферы следует выделить работы: М. Вебера, Я. ван Дейна, П. Друкера, В. Зомбарта, Дж. Кларка, А. Кляйкнехта, Н.Д. Кондратьева, Ф. Кумбса, Б. Лундвалла, Л. Соете, Я. Тинбергена, Й. Шумпетера.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Переход экономики России на шестой технологический уклад невозможен без инновационного развития экономики в целом и отраслей промышленности в частности. Инновация – результат исследовательского, технологического, финансового и предпринимательского взаимодействия при внедрении на рынок нового продукта, стимулирующего экономический рост общества, на основе оптимального использования естественных ресурсов и обеспечивающего эффективное функционирование рыночных институтов.
Инновации в силу своего многообразия и функциональности оказывают существенное влияние на экономическое развития страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке, а также способствуют повышению уровня и качества жизни населения. Государственная инновационная политика направлена на создание благоприятных условий для осуществления инновационных процессов путем всемерного стимулирования инновационной активности хозяйственных субъектов, государственной поддержки инновационного бизнеса и выступает основой для формирования системы государственного управления инновационными проектами. По уровню инновационного развития Россия серьезно отстает от развитых индустриальных стран. Негативный эффект на инновационное развитие страны оказывают недостаточно разработанное законодательство о научных исследованиях и защите прав на интеллектуальную собственность, низкий уровень финансирования ИT-отрасли (в том числе венчурным капиталом) и высокие инвестиционные риски, а также в «отношении к глобализации» и способности бизнеса адаптироваться к изменениям.
Критически низкой остается инновационная активность организаций и результативность инноваций, обусловленная нехваткой финансовых ресурсов и низким спросом на инновации в экономике страны. При этом инновационная активность организаций промышленного производства традиционно превышает соответствующие показатели других отраслей и среднероссийское значение данного показателя (10,6 и 8,5% соответственно). Наивысший уровень инновационной активности отличает высокотехнологичные сектора (31,8%): производство компьютеров, электронных и оптических изделий (31,9%), лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (31,6%), а также табачное производство (47,1%).
Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации за 2011-2018 гг. увеличилась с 9,3 до 9,7% от общего числа организаций (2321 организация), в тоже время динамика изменения доли предприятий, осуществляющих маркетинговые и организационные инновации была отрицательной (уменьшилась с 2,5 до 1,8% и с 3,4 до 2,8% соответственно), что в целом свидетельствует о низком инновационном потенциале экономики и недостаточных темпах его развития.
В 2011-2018 гг. наблюдаются противоречивые тенденции развития технологических инноваций в промышленности: затраты на них возросли в 2,4 раза, а их удельный вес в общем объеме отгруженной продукции — сократился с 3,1 до 1,7%. При этом основным источником финансирования технологических инноваций остаются собственные средства организаций, которые составляют более 68% всех затрат на инновации. Основными видами инновационных расходов в промышленном производстве остаются расходы на приобретение машин и оборудование (50%) и на проведение исследований и разработок (21,5%). Недооценка роли человеческого капитала в инновационном развитии промышленности обусловливает критически низкие расходы на обучение и подготовку персонала – лишь 0,2% затрат на технологические инновации.
За 2011-2018 гг. фактический объем промышленной инновационной продукции увеличился в 2,9 раз, при этом более 83% данной продукции производится в обрабатывающих производствах (среднетехнологичные отрасли высокого и низкого уровней производят 72%). В структуре промышленной инновационной продукции преобладают товары низкого уровня новизны: новые для организации, но уже известные на рынке (65%) и усовершенствованные (22,3%).
В ходе анализа выявлено, что к основным проблемам развития промышленности РФ относятся: технологическая и организационная отсталость отраслей промышленности и низкая производительность труда; потеря значительной части внутреннего рынка сбыта при неясных перспективах на внешних рынках; высокая степень зависимости от импорта технологий; низкий уровень менеджмента и существенный дефицит высококвалифицированных кадров; низкий спрос на инновации; отсутствие действенной инновационной инфраструктуры. Стратегическими направлениями инновационного развития промышленности является развитие ИКТ, рационального природопользования, систем машин и технологий нового поколения, транспортных и космических систем, энергоэффективности и энергосбережения.


 

Фрагмент текста работы:

 
Глава 1. Понятие и сущность инновационного потенциала

1.1.Сущность инновационного потенциала

Впервые слово «инновация» появилось в XVI веке и означало внедрение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин «инновация», что в переводе с английского означает «нововведение», часто по-разному понимается разными авторами.
Наиболее весомый вклад в развитие теории инновации внес австрийский экономист Й. Шумпетер. Он в своей работе «Теория экономического развития» доказал, что именно предприниматель является движущей силой экономического развития и благодаря его организаторским способностям, интуиции, риску экономика получает стимул к дальнейшему улучшению. Основным и самым важным стимулом предпринимательской деятельности является прибыль, а её получение становится возможным благодаря поставке на рынок нового продукта, производимого с наименьшими затратами. В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие «нововведение» рассматривается как: реорганизация производства и его материально-технического обеспечение; использование нового сырья; освоение новых рынков сбыта. В зарубежной и отечественной экономической литературе приводятся различные объяснения понятий: «новшество», «нововведение» и «инновация». Например, А. Б. Титов, Д. В. Соколов, М. М. Шабанова под инновацией понимают результат внедрения новшества, дающее ряд возможных эффектов: экономический, социальный, научно-технический, экологический.
По мнению А. П. Пригожина, нововведение (инновация) сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения и т.п.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы