Теория и история народной художественной культуры Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Духовно-нравственный потенциал русских народных сказок

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения духовно-нравственного потенциала русских народных сказок 5
1.1 Русская народная сказка и ее особенности 5
1.2 Методические основы реализации духовно-нравственного потенциала русских народных сказок 12
Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию духовно-нравственных представлений у младших школьников на материале русской народной сказки 17
2.1 Организация и ход опытно-практической работы 17
2.2 Обсуждение результатов опытно-практической работы 19
Заключение 27
Список литературы 28
Приложение…………………………………………………….……………….32

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Сложно переоценить тот потенциал, что несет в себе русская народная сказка в вопросах духовно-нравственного воспитания. Метафорический язык, народная мудрость, простота и доступность морали – это далеко неполный перечень достоинств русских народных сказок. В связи с этим, мы полагаем, что именно на материале русских народных сказок формирование и развитие духовно-нравственных представлений у младших школьников можно реализовать наиболее эффективно.
Обзор литературы. Советский филолог и фольклорист В.Я. Пропп изучал морфологию волшебной сказки [33] и русский героический эпос [25]. Доктор философских наук И.В. Суханов [35] рассматривал обычаи и традиции как социальный механизм, осуществляющий передачу общественных ценностей от поколения к поколению и тем самым формирующий внутреннее единство и национальное своеобразие культуры народа. Ученый-фольклорист и былиновед Ф.М. Селиванов [34] дал необыкновенно полезную и емкую характеристику не только самого жанра былин, но в особенности проблематики былиноведения в его прошлом и настоящем. А.Н. Афанасьевым [31] была проделана огромная работа по собиранию русских сказок. Его сборник положил начало научному изучению восточнославянской сказки и стал поистине народной книгой. М.К. Азадовский [30] исследовал фольклор и этнографию русского старожилого населения Сибири. Центральное место в научных работах М.К. Азадовского занимали вопросы устного творчества.
Воспитательные возможности русской народной сказки рассматривали в своих трудах такие ученые как Н.А. Бецкова [3], Е.А. Ездакова [9], Е.В. Звонова [10], Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [12], М. Ковель [13], Е.В. Кулакова [16], Е.Ю. Петрова [22], А.Ю. Никитченков [32] и др.

Проблема исследования: как обеспечить формирование и развитие духовно-нравственных представлений у младших школьников, используя потенциал русской народной сказки?
Объект исследования: духовно-нравственный потенциал русских народных сказок.
Предмет исследования: русская народная сказка как средство развития духовно-нравственных представлений у младших школьников.
Цель исследования: изучить развитие духовно-нравственных представлений у младших школьников на материале русской народной сказки.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты роди русской народной сказки в духовно-нравственном развитии.
2. Проанализировать методические основы формирования и развития духовно-нравственных представлений у младших школьников на материале русской народной сказки.
3. Выполнить опытно-практическую работу по формированию и развитию духовно-нравственных представлений у младших школьников на материале русской народной сказки.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта, тестирование (методика «Морально-этические задачи»; методика «Назови слово, противоположное по значению»; методика «Галерея сказочных героев»), проведение педагогического эксперимента; анализ данных.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа». В работе приняли участие 26 учеников 2 «б» класса.
Поставленные цели и задачи обусловили следующую структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, из двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из эффективных средств стимулирования и развития духовно-нравственных представлений учащихся мы считаем русскую народную сказку, потому что она является эффективным средством привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам.
В рамках выполненной работы была достигнута поставленная во введении цель, что дало возможность изучить развитие духовно-нравственных представлений у младших школьников на материале русской народной сказки.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены теоретические аспекты роли русской народной сказки в духовно-нравственном развитии;
— были проанализированы методические основы формирования и развития духовно-нравственных представлений у младших школьников на материале русской народной сказки;
— была выполнена опытно-практическая работа по формированию и развитию духовно-нравственных представлений у младших школьников на материале русской народной сказки.
Итак, нами была достигнута цель работы и реализованы поставленные задачи. Также отметим, что выполненная работа обладает высокой научно-теоретической и практической значимостью. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении потенциала русской народной сказки в отношении духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов следующими категориями лиц: педагогами, работающими в начальном звене школы; студентами, изучающими теорию и историю народной художественной культуры.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения духовно-нравственного потенциала русских народных сказок

1.1 Русская народная сказка и ее особенности

Сказка – это жанр литературного творчества. Слово «сказка» произошло от старинного слова «казать», означавшего «точное описание», «список», «перечень». Свое нынешнее значение слово «сказка» приобрело примерно в 17 веке. До этого использовали слово «басни», а еще раньше (до 10 века) употреблялось слово «кощун». Сказка содержит в себе значительную информационную составляющую, которая способна передаваться из поколения в поколение [26].
Классификация сказок – еще один аспект, обладающий огромным значением для понимания законов мира сказки и сущности самих сказок. Исследователями предлагается множество классификаций. Рассмотрим наиболее широко распространенные типологии сказок.
Финским ученым А. Аарне [14], занимавшимся исследованием сказок народов стран Европы предлагается разделять сказки на шесть групп. Первая группа – сказки-анекдоты; вторая – волшебные сказки; третья – сказки об одураченном черте; четвертая – легендарные сказки; пятая – сказки о животных; шестая – новеллистические (бытовые) сказки.
Американский исследователь С. Томпсон [14] разработал и предложил более расширенную классификацию сказок. Помимо выделенных А. Аарне [14] шести видов сказок, он выделяет еще докучные сказки, сказки-небылицы, сказки о неживой природе и предметах, кумулятивные и легендарные сказки.
Сказки бывают народными и авторскими. Народные сказки – это сказки, автор которых неизвестен. Соответственно, авторские сказки – это сказки, имя автора которых известно.
В нашей стране наиболее популярна система классификации русских сказок, предлагаемая В.Я. Проппом [25]: сказки о животных, волшебные сказки, новеллистические (бытовые) сказки, сказки-небылицы или комические сказки, кумулятивные сказки, докучные сказки, сказки о предметах и неживой природе [25].
В.Я. Проппом [25] был предложен такой метод работы со сказкой как сочинение сказки. Этот метод обеспечивает всестороннее развитие детей, в том числе оказывающий стимулирующее воздействие на их навыки общения и взаимодействия, усвоение нравственных представлений. Данный метод был предложен известным филологом-фольклористом В.Я. Проппом [25].
Технология обучения младших школьников сочинению сказки, по В.Я. Проппу [25], состоит из трех основных этапов:
— подготовительный этап, цель которого – развитие базовых знаний и представлений о русской народной сказке, ее особенностях;
— элементарное сочинительство, цель которого — научиться применять основные приемы творческого изменения («волшебного превращения») известных текстов по образцу, схеме;
— самостоятельное сказкосложение – этап сочинения авторских сказок по мотивам русских народных. На каждом этапе используются различные методы и приемы, формы работы с младшими школьниками. Рассмотрим их подробнее [25].
Подготовительный этап.
1. Знакомство детей с жанровыми особенностями русской народной сказки. В ходе аналитических бесед по итогам прочитанных произведений педагог объясняет учащимся, что народная сказка делится на три основные части. Опишем их.
Присказка или зачин. Их цель – подготовить к слушанию, заинтересовать, «ввести» в атмосферу волшебства. (За далекими полями, за глубокими морями…; В некотором царстве, в небесном государстве…; Жили-были…);
Основная часть. Эта часть сказки наиболее насыщенна. В этой части активно развиваются события и представлено множество «сказочных формул»: ритмических присловий, речевых клише, описывающих персонажей и характеризующих разные действия (например, «повернись избушка ко мне передом, а к лесу задом);
Концовка. Эта часть сказки как бы возвращает читателя к реальности (Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец).
2. Проведение развивающих игр, с помощью которых конкретизируются особенности русских народных сказок:
— «Волшебный сундучок» – знакомство с основными волшебными средствами сказки (сапоги-скороходы, волшебная палочка);
— «Узнай героя» – выявление позитивных и негативных черт характера героев народных сказок (добрая, трудолюбивая, могла в коровье ушко пролезть; злая, коварная, живет в избушке «на курьих ножках»);
— «Третий лишний» – исключение «лишнего» предмета (героя) из рядоположных (Емеля, Кощей, Иван Царевич; скатерть-самобранка, шапка-невидимка, красный помидор).
3. Ознакомление с функциями русской народной сказки. Читая сказку, педагог «выкладывает» ее по функциям или сопровождает картами В.Я. Проппа (схематическими изображениями).
4. Пересказ сказки с опорой на карты В.Я. Проппа. По ходу повторного чтения сказки педагог выделяет ее ключевые моменты, выстраивает вместе с детьми схемы по сюжету сказки и предлагает детям попробовать рассказать ее с опорой на карты В.Я. Проппа [25].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы