Курсовая с практикой на тему Духовно нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами искусства во внеклассной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей
духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. 4
1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания. 4
1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания в младшем
школьном возрасте средствами искусства во внеклассной деятельности. 11
Глава 2.
Опытно-поисковая работа по изучению духовно-нравственного воспитания младших
школьников в условиях внеурочной деятельности. 18
2.1. Анализ
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. 18
2.2. Методические
рекомендации по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях
внеурочной деятельности. 27
Заключение. 30
Список
использованных источников. 32
Введение:
Актуальность
темы исследования. Одной из важных задач, которая стоит
перед обществом, считается воспитание молодого поколения в духе высокой духовности
и нравственности. Следует понимать, что процесс освоения духовно-нравственных
ценностей длительный и сложный, имеет активный характер. При этом, считается,
что невозможно научить детей нравственности, так как ее можно только впитывать,
переживать чувствами и осваивать посредством эмоционального опыта. Поэтому
перед школой стоит важная задача – прививать моральное поведение, способствовать
возникновению у детей желания поступать правильно и хорошо. Этому может помочь
развитие духовно-нравственных чувств.
Формирование духовно-нравственно развитой
личности ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать прекрасное,
возвышенное в окружающей действительности, в поведении других людей, в развитии
стремлений принимать активное участие в создании прекрасного, потребности
беречь созданное руками человека или природой, умений жить и общаться с
окружающими по законам красоты.
В начальной школе осуществление духовно-нравственного
воспитания происходит в определенной системе, выражающейся в применении
средств, которые направлены на формирование всех сторон личности ребенка,
реализуясь в учебной и трудовой деятельности младших школьников.
Степень изученности темы исследования. Духовно-нравственным воспитанием младших школьников
занимались многие отечественные и зарубежные учёные: А.В. Антонова, Н.С.
Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.Я. Шпикалова, Дж. Гилфорд, А.
Маслоу, Э.П. Торранс и др. Философско-эстетические
аспекты проблемы рассматриваются в научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М.
Киященка, В. Ядова.
Таким образом, целью курсовой работы является изучение особенностей
духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами искусства во
внеклассной деятельности.
В связи с поставленной целью необходимо
решить следующие задачи:
1. Определить понятие
духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных и зарубежных
исследователей.
2. Выявить особенности
духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте средствами искусства
во внеклассной деятельности.
3. Проанализировать Концепцию духовно-нравственного
воспитания и развития гражданина России.
4. Составить методические рекомендации по духовно-нравственному
воспитанию младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Объектом курсовой
работы выступает духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного
возраста.
Предметом
является процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами
искусства во внеклассной деятельности.
Методы
исследования курсовой работы:
1. Теоретический анализ и обобщение
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический (анкетирование,
педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент).
3. Количественный и качественный анализ
результатов исследования.
Структура работы определяется ее целью и
задами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической),
заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, нравственное формирование
личности является сложным и многогранным процессом, который осуществляется при
воздействии разных факторов и условий. Что касается подрастающего поколения, то
его развитие протекает посредством влияния внешнего и внутреннего воздействия.
Все, с чем соприкасается ребенок, человек, предмет или явление окружающей
жизни, накладывает определенный отпечаток на его поведение и моральный облик.
Это говорит о том, что нравственное
воспитание в школе должно ориентироваться на требования нашей жизни не только
на сегодня, но и в будущем. В связи с этим одним из важных разделов является
воспитание морально-волевых черт характера ребенка, среди которых честность и
правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, уважение к старшим и
т.п.
Необходимо воспитывать у младших
школьников чувство справедливости и честность, формировать нетерпимое отношение
к отрицательным качествам и поступкам, мешающим строить новое общество.
Важность нравственного воспитания детей объясняется несколькими причинами. В
первую очередь, ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Он
становится таким в процессе целенаправленного воспитания. Помимо этого, для
того, чтобы освоить нравственный опыт, ребенок нуждается в постоянной помощи
взрослого, который уже имеет его, поскольку личный опыт ребенка ограничен.
Отсюда следует необходимость систематического воспитания, которое будет
направлено на формирование положительных моральных качеств.
Так же определено, что любое качество
личности, уровень ее развития и интеллектуальное совершенство характеризуются
положительным социальным смыслом только наряду с сочетанием нравственного
развития личности.
В первую очередь нравственное воспитание
детей младшего школьного возраста протекает в процессе обучения. На занятиях
дети приучаются к самостоятельной работе, успешность которой зависит от
соотнесения своих усилий с усилиями других, умения слушать и понимать
одноклассников, сопоставлять свои знания с другими, иметь мнение и отстаивать
его, помогать другим и принимать помощь. В процессе внеурочной деятельности
ребенок может получать удовольствие от процесса получения новых знаний, или
огорчаться от неудач и ошибок. Однако все это говорит о том, что ребенок
усваивает необходимый ему опыт, в том числе нравственных качеств.
Так можно сделать вывод, что нравственное
воспитание является процессом формирования моральных качеств и черт характера,
навыков и привычек поведения. Основной базовой категорией нравственного
воспитания является понятие нравственного чувства, которое представляет собой
постоянное эмоциональное ощущение, переживания реальных нравственных отношений
и взаимодействий.
В результате нравственного воспитания
формируется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно
ценностных свойствах и качествах личности, проявляясь при построении отношений,
в деятельности и общении детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей духовно-нравственного
воспитания детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие духовно-нравственного
воспитания
В 21 веке происходят значительные изменения как в социальной,
так и в образовательной сферах общества. Наша страна переходит к инновационному
социально ориентированному типу развития. В условиях модернизации российского
образования духовно-нравственное развитие личности старшеклассников является
первостепенной задачей государства.
Новые требования рыночной экономики и формирующегося
быстрыми темпами информационного общества поставили систему образования перед
необходимостью кардинально переосмыслить сущность всех образовательных целей и
задач, форм и содержания обучения подрастающего поколения. Одним из главных
направлений повышения качества российского образования является формирование
личностной готовности учащихся к активной жизни в обществе. Развитие общества
убеждает, что нравственное содержание духовной жизни не прочно.
Современное российское общество переживает кризис в
духовно-нравственной сфере. Ценности, которые ранее были востребованы,
устаревают; понятие чести, долга, достоинства в настоящее время не являются
первостепенными.
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации
национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является не только
преумножение многонационального народа Российской Федерации в численности,
повышение качества его жизни, труда и творчества, но и укрепление духовности и
нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие
национальной культуры.
Духовно-нравственные качества человека являются
сосредоточением нравственной структуры личности и показателем его роли в
системе общественных связей.
Так А.Г. Асмолов считает, что воспитание направлено в
первую очередь на личностно смысловые компоненты психики, в особенности на
мотивы и смысловые установки личности. Его цель — формирование у детей культуры
достоинства.
Педагоги обращают внимание на сущность
духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, на значение его в жизни
человека. Так, К.А. Абульханова-Славская определяет духовность через способ
личностной психической организации, который отвечает принципам человечности,
гармонии и возвышенности. По мнению В.А. Сластенина ценностные ориентации
затрагивают всю личность человека, структуру самосознания, личностные
потребности. Педагог считает, что без ценностей не может быть подлинной
самореализации личности. В.И. Слободчиков определяет духовность, как
нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими
человеческими ценностями социальной общественной жизни, следование идеалам
истины, добра и красоты.
В трудах таких современных учёных, как К. А.
Абульханова-Славская, Е. П. Белозерцев, В. А. Беляева, 3. В. Видякова, И. Ф.
Гончаров, С. Ф. Иванов, В. А. Сластении, В. Д. Шадриков и др. уделяется особое
внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания как воспитания,
формирующего внутренний мир личности.
Анализ работ по проблеме показал, что
духовно-нравственное воспитание и развитие личности подростка представляет
собой сложный и многоплановый процесс.
Главная функция духовно-нравственного воспитания состоит
в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание,
устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие
современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого
человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях
чувствам общественного долга.