Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Доречевая активность ребенка: онтогенетические механизмы и факторы развития.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДОРЕЧЕВЫХ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 7
1.1. Основные характеристики доречевого этапа коммуникативной деятельности ребенка 7
1.2. Характеристика предречевых вокализаций ребенка (гуление и лепет) в сравнении с нормой и отклонениями 10
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКОМ РЕЧИ ВЗРОСЛОГО В ДОСЛОВЕСНЫЙ ПЕРИОД 23
2.1. Роль общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в период конца лепета и начала речи (8-12 месяцев) 23
2.2. Ранняя диагностика нарушений доречевого развития у детей 26
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

В речевой деятельности отражаются также особенности развития и всех остальных психических функций ребенка, а именно его мыслительной деятельности, особенностей темперамента и др. Следует отметить, что важное значение имеет также развитие творческой направленности детей до года. Творчество является необходимым компонентом гармонично развитой личности. Проявления творчества можно заметить как в особенностях организации игровой деятельности, в результатах продуктивной деятельности, так и в речи ребенка.
Творческая составляющая речевого развития детей доречевого возраста заключается в его возможности выразить в речи свои мысли, найти необходимые слова и средства выразительности, составить рассказ или придумать сказку.
Следует отметить, что в речевом развитии детей до года особая роль отводится словесному или речевому творчеству. Несмотря на то, что вопрос словесного творчества детей доречевого возраста исследовался учеными разнообразных научных направлений, многие его характеристики до сих пор недостаточно изучены (О.С.Ушакова, Т.Н.Ушакова, Е.А.Флерина и др.).
Словесное творчество детей доречевого возраста выражается как в самостоятельной деятельности, так и в процессе коммуникации со сверстниками, взрослыми, окружающей средой.
Данный возрастной этап представляется максимально сензитивным (чувствительным, восприимчивым) для формирования его речевой деятельности, что является основой полноценного становления в дальнейшем его абстрактного мышления. Это обуславливает значимость и актуальность того, что необходимо осуществлять целенаправленную деятельность по развитию речи во всех его проявлениях именно в доречевом возрасте.
Зачастую родители уделяют недостаточно внимания формированию речи собственного ребенка, другие хотят развивать детскую речь, но не готовы к этой деятельности, третьи не подозревают о существовании словесного творчества, а при его проявлениях не понимают, как адекватно на него реагировать.
Вопрос словесного творчества детей доречевого возраста, несомненно, представляет собой один из основных аспектов развития творческой личности.
Следует отметить, что необходимость полноценного речевого развития, в том числе его доречевой деятельности, и творческой направляющей личности ребенка заложены во ФГОС ДО.
Особенности развития речи в процессе онтогенеза и дизонтогенеза освещены в исследованиях лингвистов (А. Гвоздев, В. Звегинцев, А. Кубрякова, Ф. де Соссюр, А. Шахнарович, Л. Щерба и др.), психолингвистов (Т. Ахутин, М. Жинкин, И. Зимняя, А. Леонтьев и др.), педагогов (А. Винарская, Г. Жаренкова, В. Ковшиков, С. Коноплястый, А. Маркова, Н. Савинова, Е. Соботович, В. Тарасун, М. Шеремет и др.), лингводидактов (А. Богуш, М. Вашуленко, Н. Луцан и др.).
В исследованиях В. Воробьевой, Б. Гриншпуна, Г. Жаренкова, Н. Жуковой, Л. Ефименковой, Р. Левиной, А. Мастюковой, С. Мироновой, Н. Никашина, В. Орфинской, Н. Серебряковой, Л. Спирова, Е. Соботович, В. Тарасун, Т. Филичевой, Г. Чиркина, С. Шаховского, М. Шеремет и др., освещена этиология и характерные отличия в формировании каждой из сторон речевой системы в нарушенном речевом развитии, а также особенности развития импрессивной и экспрессивной речи.
Исследования психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями речи, проведенные отечественными и зарубежными учеными Л. Бартеневым, В. Бондарем, Р. Боскис, Г. Каше, С. Коноплястым, Р. Левиной, В. Лубовским, Н. Пахомовой, Н. Савиновой, Т. Сак, Е. Соботович, В. Тарасун, В. Тищенко, Т. Филичева, Г. Чиркин, М. Шевченко, Н. Шеремет, свидетельствуют, что у таких детей имеются специфические особенности общего психического и речевого развития.
Таким образом, актуальность исследования возможностей развития ребенка и методов его развития довольно высока.
Цель исследования: изучить возможности развития доречевой активности детей до года в онтогенезе.
Объект исследования: доречевая активность детей до года.
Предмет исследования: специфика развития доречевой активности детей до года в онтогенезе.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие «речь» в психолого-педагогической литературе;
2. Проанализировать существующие исследования, посвященные заявленной проблеме;
3. Выделить особенности развития доречевой активности детей до года в онтогенезе;
4. Разработать рекомендации по развитию доречевой активности детей до года в онтогенезе.
Методологической основой исследования является теория познания; основные положения системного подхода как методологического способа познания педагогических фактов, явлений и процессов; личностно деятельностный и личностно ориентированный подходы к рассмотрению функционирования системы «воспитатель-воспитанник»; ведущие идеи философии и психологии, образования и воспитания, идеи семейной педагогики.
В процессе исследования использовался комплекс взаимосвязанных методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; теоретическое осмысление и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в учебно-воспитательном процессе ДОУ, при написании научных работ, посвященных проблематике.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе развития логопедической науки выделено и описано четыре уровня речевого развития ребенка с нормальным онтогенезом (от 10 месяцев до 7 лет) в рамках психологической периодизации этого развития (в лексическом, грамматическом и фонетико-фонематическом звеньях), что является условным эталоном для его оценки. Такой онтогенетический подход дает возможность определить не только уровень речевого развития ребенка, но и выявить его отставание от возрастной нормы.
Онтогенез проходит две основные фазы развития: «фазу младенца» (подготовительную фазу) и «фазу ребенка». Каждая из фаз имеет свои внутренние градации.
«Фаза младенца», которую еще можно квалифицировать как доречевой период развития онтогенеза, охватывает отрезок времени от рождения до последних месяцев первого года жизни ребенка. В период этой фазы у ребенка происходит формирование речевого инструментария родного языка и приобретение навыков дискретного восприятия окружающей среды. Эта фаза делится на четыре этапа: крик (0-1 месяц), ауканье (2-4 месяца), агуканье (5-8 месяца ) и лепет (9-12 месяца).
«Доречевую» фазу условно считают подготовительной в процессе онтогенеза, поскольку изменения, которые происходят в психосоматике ребенка, не выходят за пределы предикативности. Основным результатом этой фазы является формирование в мозге ребенка первых примитивных представлений и, хотя и весьма далеких от совершенства, первых попыток их озвучивания.
Быстрые темпы физического и психического развития детей первого года жизни вызывают значительные изменения в их общем поведении по следующим этапам: развитие ребенка от 10 дней до трех месяцев, от трех месяцев до шести; от шести до девяти месяцев, от девяти месяцев до одного года. На каждом из этих этапов задачи развития и воспитания ребенка различны, разный распорядок дня.
Основными направлениями развития и подготовки речи на данном жизненном этапе ребенка являются логопедические сеансы, на которых родители или логопеды проводят линейку упражнений различного характера:
логопедические упражнения для развития и подготовки мышц артикуляционного аппарата ребенка, которые обеспечивают четкое произношение отдельных звуков, которые, сливаясь, превращаются в смысловые звукокомплексы (слово);
логопедические упражнения для развития и подготовки слухового внимания ребенка. Они помогают ребенку овладеть способностью слушать, вслушиваться и слышать, различать окружающие звуки и человеческую речь;
дифференцировка услышанных высказываний и звуков, которая обеспечит отделение каждого из них и спровоцирует стремление ребенка им подражать.

 

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДОРЕЧЕВЫХ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1.1. Основные характеристики доречевого этапа коммуникативной деятельности ребенка
Е. А. Селиванова утверждает, что «основным средством вербальной коммуникации является текст, который порождается отправителем сообщения и воспринимается реципиентом» [15, с. 68].
Данный исследователь отмечает, что «с помощью языка происходит кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию» [15, с. 90]. Адекватное восприятие сообщаемой информации и позволяет говорить о гармоничном диалогическом акте. Еще Р. Якобсон привел схему, по которой «от говорящего сообщение попадает к слушателю через канал связи: сообщение закодировано и соответствует определенному контексту. На самом деле сообщение – это не что иное, как результат взаимодействия (…) отправителя и получателя, которые входят в связь с помощью кода относительно референта» [21, с. 54].
Вербальная коммуникация предполагает использование определенных звуков и речи в целом с целью обмена необходимой информацией. Она является эффективным средством выявления намерений, желаний, идей и мыслей, согласования совместной стратегии, что является особенно важным для обеспечения эффективности процесса обучения и профессиональной деятельности.
С точки зрения лингвистики язык рассматривается как последовательность и согласованность определенных звуков и значений [3]. Психологическая наука фокусирует внимание на многоаспектности и мультифункциональности языка как средства общения. Известно, что навыки коммуникации крайне важны для существования любого вида. Хотя все животные на Земле общаются определенным образом, именно человеческая речь отличается наибольшей точностью и гибкостью [5], [6].
Речевые и психические функции ребенка осуществляются интегративной деятельностью мозга. Для своевременного становления этих функций в онтогенезе важцое значение имеют нормальное развитие и функционирование всех отделов центральной нервной системы, особенно коры головного мозга.
Речь и психические функции являются сугубо человеческими высшими корковыми функциями, и в их формировании наряду с биологическими факторами большую роль играют социальные (окружение в широком понимании). Оценка развития этих функций очень важна для диагностики заболеваний нервной системы у детей раннего возраста.
В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими [14].
Доречевой период у здорового ребенка условно делится на несколько этапов.
I этап доречевого развития охватывает первые 2 месяца жизни. В это время совершенствуются и закрепляются биологические и адаптационные механизмы (функции дыхания, сосания); появляются первые эмоциональные реакции, имеющие приспособительное значение для организма; к концу I этапа крик ребенка начинает приобретать интонационную выразительность, что имеет важнейшее значение для развития общения ребенка со взрослым.
II этап доречевого развития (2,5—3 месяца) характеризуется появлением начального гуления. В ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок гулит. Вместе с гулением появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы